Возможности организации индустриальных туров в приморском крае. Перспективы развития туризма в приморском крае. Определение типа и объема выборки

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сельский туризм: понятие, виды, принципы организации. Современное состояние и перспективы развития туризма в Приморском крае. Разработка и документальное обеспечение пакета сельских туров "Осенины" туристской фирмы ООО "Пять звезд" г. Владивосток.

    дипломная работа , добавлен 15.05.2015

    Индустрия туризма как объект экономического планирования. Природный рекреационно-туристский потенциал Приморского края. Формы организации государственного регулирования туристского сектора экономики Российской Федерации. Оценка вклада туризма в экономику.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2012

    Состояние нормативного и правового регулирования в сфере туризма в Российской Федерации. Особенности туристской инфраструктуры и международного сотрудничества в сфере туризма. Основные направления и механизмы решения задач развития отрасли. Оценка рисков.

    курсовая работа , добавлен 18.07.2011

    Планирование в туризме, особенности туристского потенциала Хабаровского края. Состояние существующей туристской инфраструктуры. Мероприятия по совершенствованию туристической отрасли в крае. Приключенческие виды туризма, развитие гостиничного хозяйства.

    курсовая работа , добавлен 07.01.2014

    Формирование комплекса знаний о понятии, составе, компонентов общей и специфической инфраструктуры в сфере современного туризма. Оценка транспортной инфраструктуры дестинации и инфраструктуры предприятий питания, организаций культуры, искусства, спорта.

    презентация , добавлен 07.12.2015

    Характеристика видов малого бизнеса в сфере туризма. Анализ уровня развития туризма в Алтайском крае и Республике Алтай. Значение предпринимательства в сфере туризма для экономического и социального развития региона и условия его устойчивого развития.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Нормативно-правовое регулирование в сфере туризма, современное состояние туристской инфраструктуры и подготовка кадров. Основные направления и механизмы решения задач перспектив развития сферы туризма, повышение качества туристских и сопутствующих услуг.

    контрольная работа , добавлен 23.03.2010

    Структура международного туризма. Анализ природного и культурно-исторического туристско-рекреационного потенциала Таиланда. Оценка транспортной инфраструктуры, системы общественного питания и туристического досуга. Основные виды туризма в Таиланде.

    дипломная работа , добавлен 22.03.2016

Глава 1. Перспектива развития туризма в Приморском крае

1.1Туристский бизнес в России, специфика его развития на современном этапе…………………………………………………………………………….6

1.2 Региональные особенности туристского бизнеса в Приморском крае…………….………………………………………………………………13

Глава 2.Анализ и оценка конкуренции предприятий на рынке турфирм в Приморском крае

2.1 Конкуренция как основа рыночной организации экономики…….…...23

2.2 Анализ конкурентной среды и характеристика качеств услуг туристского рынка города Владивостока…….……………………..………25

2.3 Оценка конкуренции предприятий на рынке турфирм города Владивостока…………………………………………………………….…....31

Глава 3.Каналы распределения турпродукта в Приморском крае и за рубежом

3.1 Факторы, определяющие общие направления развитиямеждународного туризма……………………………………………………………………..…35

3.2 Национальное достояние как основа турпродукта……...…….……..…42

Заключение …...…………………….……………………………………………..….47

Глоссарий ключевых слов ………………………………………………………….50

Список литературы ……………….………………………………………….……..52

Введение

В современной обстановке, процесс расширения контактов между странами, вызванный, прежде всего интеграционными процессами в экономике, развитием телекоммуникаций, ростом торговли, повышением географической мобильности и увеличением туристских потоков, инициировал рождение беспрецедентного в истории диалога культур стран и народов.

Туризм по праву считается одним из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей экономики, являясь активным источником поступлений иностранной валюты и оказывает влияние на платежный баланс страны. Помимо влияния на экономику многих стран, международный туризм воздействует на их социальную, культурную и экологическую среду.

Поэтому неслучайно, что интерес к этой деятельности возрастает с каждым годом, вовлекая в нее практически все страны мира, в том числе и Россию.

Влияние туризма на Россию пока незначительно: оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается, в основном, отсутствием реальных инвестиций, неразвитой туристской инфраструктурой, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест и дефицитом квалифицированных кадров. Устойчивый миф о России, как о зоне повышенного риска привел к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится менее 1% мирового туристского потока.

В Приморском крае наблюдается та же ситуация, что и по России в целом. Геополитическое положение Приморского края определяет его ориентацию на страны АТР, которые уверенно увеличивают свою долю в туристской системе мира по числу прибытий и уровню доходов от туризма. Страны АТР в настоящее время являются разработчиками наиболее современных и конкурентоспособных туристских проектов. Одним из последних проектов является проект-TREDA. Приморскому краю, и особенно Владивостоку, отводится особая роль в совместном проекте TREDA, цель которого-создание межрегионального туристского центра в районе реки Туманная силами ее участников: Приморский край, Монголия, КНДР, КНР. Владивосток призван представлять российскую культуру для туристов, прибывающих из стран АТР и близлежащих государств. Основные идеи этого проекта совпадают со стратегией развития туризма в крае, которая представлена в поэтапной программе развития туризма до 2005г. Администрация Приморского Края и Комитет по туризму выработали основную концепцию альтернативной формы туризма как наиболее перспективное для региона.

Поэтому актуальность выбранной темы работы обусловлена необходимостью достижения основной цели: формирование каналов распределения турпродукта в Приморском крае. В связи с этим были поставлены следующие задачи:

Рассмотреть перспективы развития туризма в Приморском крае,

Проанализировать конкурентоспособность турфирм города Владивостока.

Практическая значимость работы заключается в разработке проекта по созданию турфирмы, который я представлю в выпускной квалификационной работе.

Методической и теоретической основой данной работы являются работы российских и зарубежных авторов по теории туризма, материалы Комитета по туризму Администрации Приморского края, публикации Американской Ассоциации Индустрии туризма и путешествий, обобщающие многолетний опыт развития культурно-позновательного туризма, методические разработки профессорско-преподавательского состава ИМТ.

Цель исследования и поставленные задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, 3-х глав, заключения и библиографии.

В первом разделе дается характеристика и оценка современного состояния туризма в России Приморском крае.

Во втором разделе изучается конкурентная ситуация на рынке туруслуг города Владивостока. В главе представлены расчеты для определения уровня конкуренции турфирм города и делаются выводы о том, что рынок услуг в области въездного туризма совершенно не развит и небольшая конкуренция есть.

В третьем разделе разрабатываются предложения для развития въездного туризма в Приморье.

Глава 1. Перспектива развития туризма в Приморском крае

1.1 Туристский бизнес в России, специфика его развития на современном этапе

Туристический бизнес является самой динамично развивающейся отраслью мировой экономики. Современные тенденции в развитии туризма свидетельствуют о возрастании его влияния как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран. Мировая практика свидетельствует, что туристский бизнес по доходности и динамичности развития уступает лишь добыче и переработки нефти.

Для России развитие туризма особенно важно, т.к. данная отрасль является благоприятной средой для функционирования предприятий малого бизнеса, способных развиваться без значительных бюджетных ассигнований, и перспективна для привлечения иностранных инвестиций в широких масштабах и в короткие сроки. Туристический бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т.д.

Данный бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: небольшие стартовые инвестиции, растущий спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности и минимальный срок окупаемости затрат.

В ряде стран разрабатываются государственные программы стимулирования въездного туризма, предусматривающие льготы в налогообложении, упрощение погранично-таможенного режима, создание благоприятных условий для инвестиций, увеличение бюджетных ассигнований и развитие инфраструктуры, рекламу на зарубежных рынках, подготовку кадров и т.д.

Но не везде туризм развит. Многие страны еще пытаются достичь соответствующего уровня, в частности Россия.

Сегодняшнее состояние российской туристической отрасли можно определить как «состояние неустойчивого равновесия». Не секрет, что нынешний тур бизнес существует как «полутеневой», с нечеткими правилами взаимодействий как между профессиональными участниками туррынка, так и с государством.

Россия теряет миллиарды рублей, отказывая туризму в поддержке, кроме того, теряются сотни тысяч потенциальных рабочих мест. Известно, что для обслуживания одного иностранного туриста требуется около девяти человек. Тем не менее, туризм - один из немногих развивающихся видов отечественного бизнеса. Геополитическое положение России как части европейского, так и азиатского континента является именно тем фактором, который позволяет сохранить ее туристскую самобытность и привлекательность для туристов всего мира. Россия сегодня интересна туристам из любой страны, т.к. она является местом преломления и взаимопроникновения европейской и азиатской культур. Правда, несмотря на продолжающийся рост туристической активности в России, влияние индустрии туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается в основном, отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров - все это привело к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится менее1% мирового туристического потока, в то время как доля туризма во многих развитых странах составляет 5-15%, а в некоторых доходит до 50%.

В России туристский бизнес развивается преимущественно с ориентацией на выезд. Подавляющее большинство действующих турфирм предпочитают заниматься направлением соотечественников за рубеж, и лишь не большая их часть работает на привлечение гостей в Российскую Федерацию. Однако за последние годы наметилась тенденция переориентации на въездной туризм.

По данным Госкомстата России в первом полугодии 2000 года Российскую Федерацию посетило 9 млн. 42,1 тыс. иностранных граждан, что на 26%превышает показания аналогичного периода прошлого года. Из стран дальнего зарубежья прибыло 340,2 тыс. человек, на 10,1% больше, чем год назад.

По туристским прибытиям в РФ первая десятка стран выглядит следующим образом: Польша– 353,8 тыс. (-13,8%); Финляндия – 143,1 тыс.(+9,2%); Китай – 84,5 тыс. (48,5%); Турция – 61,8 тыс. (в 1 раз); Германия – 57,5 тыс. (+29,8%); Испания – 29,6 тыс. (в 14 раз); Италия – 22,0 тыс. (в 2,2 раза); США – 19,6 тыс.; Франция – 20,2 тыс.(-11,8%); Монголия – 19,9 тыс.(+21,1%).

Общее число поездок с целью туризма сократилось почти в двое (-45,8%) в сравнении с предыдущем годом, в основном из-за резкого сокращения турпотока из стран СНГ (таблица 1)

Таблица 1

Распределение въездного потока по целям поездок в I полугодии 2000 г.

Современное развитие туризма в России характеризуется наличием глубоких противоречий в его организационной структуре, в направленности развития, в состоянии качественных и количественных характеристик.

Рукавицына Мария Николаевна
доцент кафедры менеджмента
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
[email protected]

Аннотация

В статье осуществлен анализ уровня развития инновационной деятельности в Приморском крае и предложены возможные направления ее активизации. На основе оценки уровня развития инновационной деятельности в Приморском крае предложены направления стимулирования инновационной активности в регионе, среди которых: создание новых и повышение активности существующих организаций инновационной инфраструктуры; развитие институтов венчурного финансирования; совершенствование регионального законодательства в сфере инноваций; расширение практики использования форм государственно-частного партнерства.

Ключевые слова

инновационная экономика; регион; региональная инновационная система; инновационная активность; программно-целевые методы.

Рекомендуемая ссылка

Рукавицына Мария Николаевна

Состояние и перспективы развития инновационной деятельности в Приморском крае// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал . ISSN 1999-2645 . — . Номер статьи: 3702. Дата публикации: 2014-01-25 . Режим доступа: https://сайт/article/3702/

Rukavitcyna Mariia Nikolaevna
Аssociate Professor of Management
Vladivostok State University of Economics and Service
[email protected]

Abstract

The article deals with identification and assessment of current situation of the innovative activity in Primorsky region and suggestion the deployment directions. The following directions are suggested based on the assessment of innovative activity in Primorsky region: creation of new units of innovative infrastructure and development of existent innovative infrastructure units; venture financing development; regional innovative legislation improvement; further implementation of state-private partnerships.

Keywords

nnovative economy; region; regional innovative system, innovative activity; target-oriented method.

Suggested Citation

Rukavitcyna Mariia Nikolaevna

Current situation and perspectives of the innovative activity in Primorsky region. Regional economy and management: electronic scientific journal. . Art. #3702. Date issued: 2014-01-25. Available at: https://сайт/article/3702/


Современные процессы социально-экономического развития Российской Федерации оказывают существенное влияние на пространственную и субъектную структуру экономики и взаимосвязи между ее элементами. В условиях становления инновационной экономики происходит смещение акцентов инновационного развития на уровень регионов, возрастает их роль как самостоятельных экономических агентов, активно участвующих в деятельности отечественных и зарубежных рынков инноваций. Новая пространственная стратегия социально-экономического развития страны направлена на активизацию традиционных и создание новых «точек» инновационного роста с учетом экономико-географической специфики субъектов РФ и их инновационного потенциала. Решение этих задач, как доказано мировой практикой, возможно путем создания региональной инновационной системы как совокупности особых институтов и механизмов активизации и регулирования инновационных процессов на уровне региона. К основным направлениям создания инновационной системы субъекта РФ относятся:

  • формирование региональной инновационной стратегии, включая межведомственное и межрегиональное взаимодействие;
  • создание благоприятной экономической и правовой среды для деятельности инновационных компаний;
  • формирование инфраструктуры инновационной деятельности;
  • создание механизмов мониторинга инновационной деятельности;
  • развитие кооперации между научными организациями и промышленностью;
  • совершенствование механизмов государственной поддержки коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок.

Важным инструментом в вопросе формирования региональной инновационной системы являются программно-целевые методы, позволяющие осуществить системный подход к решению поставленной задачи, обеспечивая интеграцию системы целей, механизмов распределения ресурсов и организационных форм реализации программы, а также системы контроля и оценки эффективности ее реализации.

В настоящее время в процессы построения собственной инновационной системы вовлечены большинство субъектов РФ, к числу лидеров можно отнести Республику Татарстан, г. Москва и Московскую область, г. Санкт-Петербугрг, Калужскую область, Воронежскую область, Томскую область, Пермский край. Это регионы с наиболее развитой производственной и финансовой инфраструктурой, сильным научным и образовательным потенциалом. При этом интересен опыт регионов «второго» эшелона, т.е. имеющих средний уровень инвестиционной привлекательности и инновационной активности, к которым относится и Приморский край.

Приморский край, входящий в состав Дальневосточного федерального округа (ДФО), по данным Госкомстата за 2011 г. занимает второе место по производству валового регионального продукта (ВРП) среди субъектов округа и 25 место среди субъектов Федерации, производя 1,2% от общероссийского объема ВРП, с темпом роста 107% (по сравнению с 2010 г.). Преобладающими отраслями в структуре ВРП за анализируемый период являлись строительство, пищевая промышленность, электроэнергетика, добыча угля, судоремонт, горнодобывающая, рыбная, лесная и лесоперерабатывающая промышленности, транспорт и связь, оптовая и розничная торговля. Перспективы развития инновационного потенциала Приморского края определяются такими факторами как географическое положение (близость со странами-экономическими лидерами Азиатско-тихоокеанского региона), запасы природных ресурсов, высокий научно-технический и образовательный потенциал (наличие на территории края институтов Дальневосточного отделения Российской академии наук и высших учебных заведений федерального и регионального уровня).

Основой реализации эффективной политики Администрации Приморского края, направленной на повышение конкурентоспособности экономики края, как центрального российского региона в АТР и обеспечения высокого качества жизни населения, является «Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2025 г.» (далее – Стратегия).
К основным задачам развития Приморского края, согласно Стратегии, относятся:

  • повышение производственно-технологического статуса российского Приморья и эффективности использования ресурсов Тихого океана с целью развития собственной экономики;
  • формирование устойчивых экономических связей промышленных и сырьевых районов Сибири и Дальнего Востока с участниками азиатского рынка за счет эффективного использования потенциала Приморского края;
  • приведение транспортной системы Приморья в соответствие с требованиями к общей транспортной системе стран АТР;
  • формирование на базе г. Владивостока крупного российского политического, экономического и культурного центра в АТР;
  • развитие и капитализация культурных и образовательных ресурсов Приморского края.

С целью достижения поставленных задач разработан целевой сценарий развития, включающий следующие приоритетные направления развития экономики края:

  • развитие кластера по транспортировке и глубокой переработке углеводородного сырья;
  • развитие транспортно-логистического кластера;
  • развитие рыбохозяйственного кластера:
  • формирование Владивостокской агломерации;
  • развитие инновационной деятельности;
  • развитие энергопроизводственного кластера.

Таким образом, в названном программном документе учтено, что получение реальных экономических и социальных выгод в виде позитивного структурного развития хозяйственного комплекса края неразрывно связано с развитием инновационной деятельности. Приоритетными направлениями развития инновационной деятельности в Приморском крае, согласно Стратегии, являются создание инновационной инфраструктуры, особое место в которой отводится сети технологических парков и исследовательских центров, ориентированных на создание и передачу новых знаний из области науки в производство, внедрение и реализацию наукоемкой продукции; создание научно-образовательного центра федерального значения (Дальневосточного федерального университета); формирование благоприятного инвестиционного климата; развитие института венчурного финансирования как системообразующего элемента инновационной деятельности.

Подчеркнем, что Стратегия увязывает развитие традиционных, являющихся основой регионально-хозяйственного комплекса, отраслей экономики и располагаемых финансово-бюджетных ресурсов с формированием новых отраслей экономики региона, обеспечивающих в среднесрочной перспективе инновационный, многоотраслевой и сбалансированный характер ее развития.
В деятельности по инновационному развитию края очень важна реализация Государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края на 2013-2017 гг.». Данная программа нацелена, в частности, на предоставление государственной поддержки субъектам инновационной деятельности за счет средств федерального и краевого бюджета.

Одним из важных этапов активизации инновационной деятельности является создание региональной организационно-правовой базы, регулирующей и стимулирующей научно-техническую и инновационную деятельность. Первым шагом в этом направлении является принятие в 2008 г. Закона «Об инновационной деятельности в Приморском крае». В настоящее время ведется работа по совершенствованию данного правового акта.

Оценивая нынешнее состояние инновационной деятельности Приморского края как результат усилий и взаимодействия органов власти, бизнеса, а также научных и образовательных учреждений, представляется возможным сделать вывод о положительной динамике развития. Так, в 2011 г. доля инновационных предприятий (осуществляющих технологические, организационные и маркетинговые инновации) составляет 11,5% (в 2010 – 7,5%) от общего количества предприятий края и этот показатель является пятым среди других субъектов ДФО (после Магаданской области, Хабаровского края, Камчатского края, Чукотского АО), что несколько выше среднего показателя по ДФО и среднероссийского (11,2% и 10,4% соответственно).

Наибольший уровень инновационной активности наблюдается у предприятий государственной формы собственности (федеральной, региональной и муниципальной) – 22,6%, рост по сравнению с 2010 г. составил 11,2%. Несколько ниже инновационная активность у предприятий частной формы собственности – 10,1%, однако также зафиксирован рост этого показателя по сравнению с предыдущим годом на 2,2%. Преобладающее число инновационно-активных предприятий функционируют в сфере промышленного производства (50,1%), среди которых производители электрооборудования, электронного и оптического оборудования, предприятия связи, производители пищевых продуктов. Данные 2011 г. не прерывают сложившийся тренд – наиболее внедряемыми инновациями являются технологические (в том числе продуктовые и процессные), на втором месте – организационные, на третьем – маркетинговые. Величина затрат на технологические инновации в 2011 г. составила 2415,8 млн. руб., что выше аналогичного показателя в 2010 г. на 151,5%. Численность персонала, занятого в научно-исследовательских и проектно-конструкторских подразделениях предприятий возросло с 767 чел. в 2010 г. до 3262 чел. в 2011 г. Вместе с этим удельный вес инновационной продукции в общем объем произведенной в крае продукции (работ, услуг) составляет 1,5%.

Важную роль в развитии региональной инновационной системы края, как показывает мировая практика, играют высшие учебные заведения. В настоящее время в Приморском крае сосредоточены 7 ВУЗов, а также их филиалы. Одним из направлений реализации инновационного вектора развития края стало создание Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), реализующего модель образовательно-исследовательского инновационного университета. Наряду с традиционными для ВУЗа функциями (образовательная, научно-исследовательская, воспитательная и т.д.) университет в сферу его деятельности входят такие, как инновационно-венчурная, предпринимательская, кластерная. Так, при взаимодействии научных школ университета, крупных предприятий и научно-исследовательских организаций региона ведется работа по созданию пяти научно-образовательных инновационных кластеров в области нанотехнологий («Тихоокеанский центр нанотехнологий»), биомедицины, энергосберегающих технологий (Технопарк в сфере высоких технологий), освоения ресурсов мирового океана (Морской биотехнопарк «Островной»).

Среди инновационных проектов, реализуемых с участием ДВФУ, выделяются проект по организации высокотехнологичного инновационного производства зданий и сооружений, организованный совместно с ОАО «Приморсклеспром», в рамках которого предусмотрено создание научно-производственного объединения в составе домостроительного комбината и конструкторско-технологического бюро, а также проект по разработке интеллектуального автономного необитаемого робототехнического комплекса, реализуемый на партнерских началах с ОАО «Дальневосточный завод «Звезда»».

Свой вклад в развитие региональной инновационной инфраструктуры вносят и региональные ВУЗы. Так, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС), позиционирующий себя как предпринимательский университет, реализует стратегию интеграции с бизнес-сообществом в соответствии с инновационными потребностями региональной экономики и предпринимательства. Информационные и телекоммуникационные системы и технологии, организационно-управленческие инновации, рациональное природопользование, биомедицинские технологии, основанные на биоресурсах региона, являются приоритетными сферами инновационной деятельности университета. Индикаторами уровня инновационной активности ВГУЭС за 2010-2011 гг. являются такие показатели, как количество полученных патентов и свидетельств – 18; количество лицензионных договоров на право пользования результатов интеллектуальной деятельности, заключенных между ВГУЭС и малыми инновационными предприятия – 6; количество госконтрактов, заключенных по результатам конкурсов программы «У.М.Н.И.К» — 7; количество контрактов, заключенных по результатам конкурсов программы «СТАРТ» — 6; количество зарегистрированных малых инновационных предприятий – 9. На базе университета создан и функционирует инновационный бизнес-инкубатор, осуществляющий организационную, техническую и правовую поддержку инновационных инициатив студентов и преподавателей. К числу других элементов инновационной инфраструктуры университета относится «Бюро интеллектуальной собственности», деятельность которого направлена на формирование системы управления интеллектуальной собственность ВГУЭС, а также выявление и внедрение в хозяйственный оборот коммерчески перспективных инновационно-ориентированных результатов интеллектуальной деятельности.

Анализ статистических данных, касающихся уровня инновационной активности Приморского края, указывает на то, что ситуация в этой сфере не в полной мере соответствует сложившемуся инновационному потенциалу региона. Однако, следует отметить, что большинство амбициозных проектов инновационного развития края рассчитаны на среднесрочную и долгосрочные перспективу и наметившиеся положительные тенденции в процессе построения региональной инновационной системы демонстрируют действенность выбранной стратегии развития.

С целью придания функциональной полноты реализации инновационной политики Приморского края, как представляется, необходима реализация следующих мер:

  • создание новых и повышение эффективности существующих элементов инновационной инфраструктуры региональной инновационной системы;
  • развитие института венчурного финансирования;
  • более активное использование всех форм государственно-частного партнерства в сфере развития инновационного сектора;
  • совершенствование краевого законодательства в области инновационной деятельности.

Решение этих задач позволит создать инновационную систему Приморского края, обеспечивающую взаимосогласованное развитие всех ее элементов в целях перехода экономики края на инновационный путь и достижения устойчивого социально-экономического развития.

Список литературы:

  1. Васин В.А., Миндели Л.Э. Пространственные аспекты формирования и развития национальной инновационной системы // Инновации. 2011. №11(157). С. 24-34.
  2. Клюев А.К. Программы инновационного развития региона и университетов: поиск соответствия [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2010/11/12/1214795221/2010-1-4.pdf (дата обращения 02.06.2013)
  3. О стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 г.: закон Приморского края от 20.10.2008 №324 КЗ: принят Законодательным собранием Приморского края 02 октября 2008. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
  4. Об инновационной деятельности в организациях Приморского края. 2012: Аналитическая записка/Приморскстат, 2012. 49 с.
  5. Об утверждении государственной программы Приморского края «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края» на 2013-2017 годы: постановление Администрации Приморского края от 07.12.12 №382-па. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
  6. Роль субъектов Федерации в формировании модели развития экономики России/Отв. ред. Е.М. Бухвальд, А.В. Виленский. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 232 с.
  7. Федеральная служба государственной статистики [официальный сайт]. URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/# (дата обращения 01.06.2013)
  8. Черная И.П., Крюков В.В., Латкин А.П. Задачи социального развития Дальневосточного региона и приоритетные направления деятельности ВГУЭС // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2012. №5(18). С.5-13.

References

  1. Vasin V.A., Mindeli L.E. Spatial aspects of the formation and development of the national innovation system , Innovatons n. 11(2011): 24-34
  2. Kliuev A.K. Program of innovative development of region and university: search of compliance. http://ecsocman.hse.ru/data/2010/11/12/1214795221/2010-1-4.pdf (accessed 02.06.2013)
  3. On the strategy of socio-economic development of Primorsky Territory until 2025: the law of the Primorsky Territory 20.10.2008 № 324 BB: adopted by the legislative assembly of Primorsky Krai October 2, 2008. . Access from inquiry-legal system «Konsul’tatnt pljus»
  4. On innovation activities in organizations of Primorsky Krai. 2012: Policy Brief . Vladivostok. 2012. p. 49
  5. On approval of the state program of Primorsky Territory «of economic development and innovation economy Primorsky Territory» for the years 2013-2017: the resolution of the Primorsky Territory Administration from 07.12.12 № 382-pa. . Access from inquiry-legal system «Konsul’tatnt pljus»
  6. Role in the formation of the Federation model of economic development in Russia . Ed. E.M. Bukhvald, A.V. Vilenskii sia Moscow. 2009. 232 p.
  7. Federal State Statistics Service ]. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science (accessed 01.06.2013)
  8. Chernaia I.P., Kriukov V.V., Latkin A.P. Social development objectives of the Far East region and priorities VSUES . Vladivostok. n. 5 (2012): 5-13

Мартышенко Наталья Степановна,кандидат экономических наук, профессор кафедры маркетинга и коммерции ФГБОУ ВПО«Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», г.Владивосток[email protected]

Новые возможности развития туристского кластера в Приморском крае

Аннотация. Рассматриваются виды туризма, которые могли бы привлечь зарубежных туристов из приграничных с Приморским краем стран. Раскрываются конкурентные преимущества этих видов туризма на туристском рынке стран СевероВосточной Азии.Ключевые слова:туристский кластер, Приморский край, игорная зона, экотуризм, конный туризм, религиозный и паломнический туризм, конкурентное позиционирование.

Приморский край имеет самые высокие перспективы по развитию туризма среди субъектов Дальневосточный федеральный округа. Это связано не только с изобилием памятников природы на территории края, но и с наиболее благоприятным климатом и более развитой транспортной инфраструктурой края .Столица Приморском края г. Владивосток –это важнейший порт России. В порт заходят большие круизные суда (рис. 1). Прибывающие туристы могут ознакомиться с разнообразными достопримечательностями города.

Рис. 1. Владивостокский порт принимает крупные круизные судаВ Приморском крае достаточно высокий туристский потенциал, который может быть использован для разработки конкурентоспособного туристского продуктакак на внутреннем, так и международном туристских рынках .Но сейчас край не может реализовать все возможности, поскольку туристский сектор в крае получил развитие только в последние годы и не обладает необходимой инфраструктурой. Поэтому для развития туристского сектора необходимы крупные инвестиции. Интерес представляют в первую очередь те виды туризма, которые не могут быть реализованы в соседних регионах России и странах в силу их особенностей. Сформулируем несколько направлений, которые могли бы привлечь значительные потоки зарубежных туристов.Вопервых, это формирование и развитие игорной зоны . Широко известные в мире игорные зоны привлекают огромное количество туристов. Ближайшая к Владивостоку игорная зона расположена в Макао. В 2011 годувладельцы казино получили до 20%прироста прибыли. Удивительно, но Макао занимает крошечную территорию площадью всего 28 квадратных километров. Макао находится на юге Китая, а въезд и пребывание китайских граждан на территории Макао ограничен, точнее сказать, почти недоступен для жителей северных пограничных с Приморским краем провинций. В этих провинциях проживают сотни миллионов человек. По нашим сведениям есть спрос на услуги игорного бизнеса не только в Китае , но и в Южной Корее , и в Японии .Как известно в России игорный бизнес запрещен на всей территории кроме четырех специально выделенных зон, к которым относится и Приморский край.В настоящее время специально отведенная под развитие игорного бизнеса территория активно осваивается. Общее название проекта Игорная зона «Приморье». Большая часть проектов уже нашла своих инвесторов, но возможности для инвесторов еще очень большие (рис. 2). Проект отличает высокая надежность, поскольку работы контролируются государством.

Рис. 2. Проект игорной зоны «Приморье»Необходимо отметить, что игорный бизнес является сильнейшим мультипликатором услуг индустрии развлечений и не связан с сезонностью.Уже сейчас ясно, что при развитии игорной зоны потребуется развитие транспортной инфраструктуры. Большой интерес могут представить проекты, связанные с видами транспорта, альтернативными автомобильному. Вблизи игорной зоны располагаются обширные и малоосвоенные территории на побережье, пригодные для пляжного отдыха. Для них сегодня также остро стоит проблема транспортной доступности .Игорный бизнес относится к индустрии развлечений в туристском секторе экономики края. К этой категории относится и посещение массовых соревнований по техническим видам спорта, среди которых у жителей края наибольшей популярностью пользуется автомобильный спорт.Приморский край обладает самым большим парком автомобилей в России на душу населения. Жители края являются большими поклонниками всех видов автомобильных гонок (рис. 3). В крае проводится множество состязаний, но до сих пор не было специализированных территорий для их проведения. Рис. 3. В крае проводится большое количество различных автомобильных гонокВ крае проживает много спортсменов международного класса по мотоциклетному спорту и картингу, которые занимали призовые места на крупных международных соревнованиях в прошлом (рис. 4).Скоро болельщики соревнований по автомобильным видам спорта получат новую современную арену, приспособленную для проведения такого вида соревнований. Сейчас реализуется проект, который частично решает проблему организации и проведения таких соревнований. Этот проект известен под названием «Приморское кольцо –Примринг» (рис. 5). На трибунах нового комплекса смогут разместиться до 30 000 зрителей. Площадь комплекса составляет 78 га, длина основного трека: 3613метров, спидвей трасса –400 м, мотокроссовая трасса –11,6 км.

Рис. 4. В Приморском крае проживает много спортсменов международного классаЕсли рассматривать перспективу,то расширение проекта имеет неограниченные возможности. Вблизи могут быть созданы полигоны для испытания автомобильной техники. Такие полигоны могут работать круглогодично и привлекать туристов.Вторым перспективным для Приморского края является направление, связанное с конным туризмом и конным спортом . Еще на рубеже XIXи XXвеков М.И.Янковский одним из первых доказал перспективность занятия коннозаводством на территории Приморского края. Уже в те годы во Владивостоке существовал ипподром, на котором регулярно проводились скачки.Рассмотрим конкурентные преимущества развития конного туризма, спорта и развлечений на их базе для Приморского края.Развитие конного туризма, спорта и разработка массовых развлекательных программ на их базе в Приморском крае имеет неоспоримые преимущества перед соседними странами АТР и ближайшими регионами России. Обе Кореи, с населением более 80 миллионов человек, проживающим на территории всего в 1,5 раза превышающей по площади Приморский край, явно не могут себе позволить массовое увлечение конными видами спорта. В пограничном Китае плотность населения тоже крайне высокая.

Рис. 5. Проект спортивнотехнического комплекса«Приморское кольцо –Примринг»Возможности развития конного туризма и спорта связаны с видами предпринимательства, использующими лошадей, что можно включать в территориальный туристский продукт Приморского края и ДВФО в следующих формах:–конные аттракционы и обслуживание торжественных событий;–однодневные конные прогулки;–конные маршруты и конные походы;–конный спорт;–скачки на ипподроме;–лечебная верховая езда (иппотерапия);

Введение

Перспективы развития туризма в Приморье формируются под воздействием ряда факторов: рекреационно-географического положения (в восточно-азиатском, самом динамичном секторе АТР), наличия рекреационных ресурсов, состояния нормативно-правовой базы международного туризма, уровня развития экономики и туристской инфраструктуры. Рынок въездного туризма Приморского края носит ярко выраженный региональный характер.

Туристский бизнес мира ищет новые территории для прокладки круизных маршрутов. Одним из перспективных в этом отношении районов становится Восточная Азия. В соответствии с принципом демонстрации как можно большего разнообразия за одну турпоездку, Приморье может привлечь внимание как часть круизного маршрута по странам Восточной Азии.

Важным фактором формирования современного туристско-рекреационного комплекса в Приморском крае является внесение поправки в Федеральный закон 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. Федеральных закона от 15.11.2010 № 296-ФЗ), касающийся «создания благоприятных условий для развития туризма в субъекте Российской Федерации».

Актуальность темы данного исследования состоит в том, что в настоящее время развитие туристской отрасли в Приморском крае осуществляется в соответствии с Концепцией федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 г. № 1230-р (далее - ФЦП) и в рамках принятой Администрацией Приморского края «Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 г.»

Целью работы является анализ перспектив развития туристского рынка в РФ и в Приморском крае.

Предметом исследования является изучение и анализ туристического рынка Приморья.

История развития туризма Приморского края

Экономика Приморского края имеет ярко выраженную природноресурсную направленность. Он остается сырьевым придатком России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Здесь продолжается пионерное освоение природных ресурсов. Даже несмотря на весьма низкую плотность населения, экстенсивный и истощительный тип освоения привели к деградации экосистем на огромных площадях. При этом деградация происходит очень быстро - то, что всего лишь лет 10-20 назад казалось привычным и естественным (реки, где в изобилии ловилась рыба, тайга, где было много женьшеня, лимонника, кедрового ореха, зверей, птиц и т.д.) неожиданно становится сладостным воспоминанием.

Это результат общего обнищания населения, уменьшения государственного контроля вследствие изменений в законодательстве и попустительства органов государственной власти, отвечающих за рациональность и правомочность использования природных ресурсов. При этом, подавляющая часть населения - мигранты в первом или втором поколениях, не впитавшие в себя «с молоком матери» любовь к природе этого края. Для них главный критерий деятельности - получение максимальной прибыли здесь и сейчас и нет сдерживающих факторов - как будет жить местное население через несколько лет, когда начнут сказываться последствия хозяйственной деятельности на экосистемы, и что увидят их дети и внуки на этой территории через десятилетия. Приморье не имеет равных среди всех регионов России по многообразию видов фауны и флоры. Это следствие того, что Приморье на планете Земля располагается в удивительном месте - на стыке крупнейшего материка - Евразия и крупнейшего океана - Тихого, на середине расстояния между Северным полюсом и экватором.

Основной поток въездного туризма направлен со стороны КНР. Китайский туристский рынок - самый динамичный в мире. В 1990 г. из страны выехало 0,7 млн. туристов, в 1998 г. уже 4,0 млн., в 2000 г. - 5,6 млн.человек. Расходы китайских туристов за рубежом растут еще быстрее. Так в 1990 г. они оставили 0,5 млрд. дол., в 1999 г. - 10,9 млрд. Следует учесть, что в настоящее время основную часть туристского потока из Китая составляют лица с высокими доходами. В среднем китайский турист оставляет за границей 3114 долл. (1999 г.), что значительно выше аналогичного показателя большинства высокоразвитых стран. В настоящее время лишь 0,3% китайского населения выезжает за границу с туристскими целями. Но, учитывая тенденцию роста доходов населения, туристская активность в КНР будет расти очень быстро.

История мирового туризма показывает, что в начальный период развития выездного туризма основной туристский поток направляется в близлежащие страны. Для Китая Россия - главное туристское направление (не считая Гонконга и Макао, которые в статистике, несмотря на объединение с КНР, учитываются отдельно). Для китайцев посетить Россию означает встретиться с иной, западной европейской культурой. На современном этапе развития международного туризма этнокультурные перепады не тормозят, как прежде, развитие массовых путешествий, а, напротив, стимулируют их.

Быстрый рост въездного туризма в Приморский край из КНР уже идет: в 1996 г. Приморье посетило 21,5 тыс. китайцев, в 2001 г. - 154,6 тыс. Этому способствует благоприятное транспортно-географическое положение Приморья относительно КНР, что выгодно отличает его среди других административных единиц России, имеющих границу с Китаем. Вдоль российско-китайской границы действуют 6 сухопутных пограничных переходов. Формирование системы пограничных переходов сказалось на развитии международного туризма обеих сопредельных стран. Так, доля китайских туристов в структуре въездного туризма Приморского края растет: в 1994 г. она составляла 83%, в последние годы колеблется в пределах 89,1-94,3%. Изменилась и доля Приморского края в общероссийском потоке китайских туристов с 9% в 1994 г. до 17-24% в 1998-2000 гг.

В развитии въездного туризма в Приморье китайское направление будет доминировать и в перспективе. Учитывая это, необходимо при развитии туристской инфраструктуры и совершенствовании региональной нормативно-правовой базы туризма ориентироваться в первую очередь на китайский рынок.

Менее 7% въездного потока в Приморье приходится на другие страны АТР. Очень скромное, хотя и второе после Китая место на рынке въездного туризма Приморского края, занимает Япония. Япония входит в тройку стран-лидеров мирового выездного туризма. Несмотря на то, что в последние годы ежегодный прирост убытий из Японии снизился, в целом страна считается, по оценкам ВТО, более динамичным рынком выездного туризма, чем США и Германия. Но Приморье, даже, несмотря на благоприятное рекреационно-географическое положение, не может рассчитывать на существенный рост въездного туризма из Японии. Главная причина - негативный имидж края среди японцев, чрезвычайно ценящих в своих путешествиях безопасность и комфорт. В этой ситуации туристский поток из Японии в Россию перехватила территория соседнего с Приморьем Хабаровского края. Учитывая консерватизм японцев, рассчитывать на быстрое изменение положения не приходится. В 2001 г. Приморский край посетило около 7,2 тыс. туристов из Японии, что составляет лишь 4,2% от въездного потока. В Хабаровском крае, рекреационно-географическое положение которого относительно Японии хуже по сравнению с Приморьем, доля туристов из страны Восходящего Солнца составляет 33%. Несмотря на близость к Японии и возможности морского сообщения, Приморский край принимает всего 7% японских туристов, приезжающих в Россию. Поток туристов не отличается стабильностью: быстрый рост (в отдельные годы до 80%) чередуется со спадом (до -60%)

Рост числа прибытий (скорее всего незначительного, опять же - низкий уровень сервиса и безопасности) можно ожидать из Республики Корея. В Республике Корея выездной туризм развивается опережающими темпами по сравнению с въездным, поэтому страну следует рассматривать как важный потенциальный рынок для Приморского края.

К сожалению, Приморский край не имеет транспортного сообщения с Тайванем. В Тайване сложившийся рынок выездного туризма, уступающий по расходам только Японии, но выездной поток жителей Тайваня минует территорию Приморья. Политико-идеологические причины ограничивают посещение Приморья для потенциальных туристов из КНДР, несмотря на наличие железнодорожного сообщения между нашими странами.

Определенные перспективы развития въездного туризма в Приморье связаны с зоной Туманган. Проект развития туризма в районе стыка территорий трех государств (России, КНР, КНДР) осуществляется под эгидой ВТО. Основная идея Проекта - создание кольцевых маршрутов по территориям с разными природными и культурно-историческими особенностями. Специалисты ВТО проводят маркетинговые исследования, рекламные кампании, дают рекомендации по развитию туризма для каждой из стран Проекта. Из их оценок следует, что для иностранных туристов (не только азиатского происхождения, но и из Европы) Приморье представляет интерес как территория, слабо измененная человеком.

Следует отметить, что привлекательность природных рекреационных ресурсов Приморского края, как предпосылка развития экологического туризма, преувеличена. Уникальных аттрактивных элементов природы (высоких водопадов, гейзеров, вулканов, каньонов) в крае нет, в отличие от Камчатки или Курил. Флористическое и фаунистическое разнообразие Приморья уникально только в российских масштабах, но уступает субтропикам, тропикам и экваториальным лесам, а потому иностранных туристов не удивляет. Морские рекреационные ресурсы, сколь бы богатыми они не казались, не сопоставимы с ресурсным разнообразием экваториально-тропических акваторий Тихого океана.

Основное достоинство природы Приморья - «дикость». Но, во-первых, это качество быстро трансформируется, так как лучшие рекреационные места Приморья сейчас интенсивно нарушаются хозяйственной деятельностью (Партизанский хр., бассейны рек Арму, Кема, Самарга). Во-вторых, природа других территорий Дальнего Востока, в частности главного конкурента Приморья - Хабаровского края, отличается большей девственностью, лучшими условиями для рыбалки и охоты, потому обладает и большей туристской привлекательностью. Таким образом, хотя природный туризм несомненно будет развиваться, массового потока иностранных туристов по этому направлению ожидать не приходится.

Отметим, что крупнейший город Приморья Владивосток известен в мире как конечный пункт самой длинной железной дороги. Создание железнодорожного туристического маршрута по Транссибирской магистрали могло бы значительно увеличить транзитное посещение Владивостока иностранными туристами. Вояж по Транссибу мог бы быть заключительным элементом путешествия по Тумангану. Особый интерес к Трансибу проявляет Республика Корея, т.к. улучшение отношений с Северной Кореей и восстановление транскорейской железной дороги позволят ей получить прямой путь через Трансиб в Россию и страны Европы.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!