Царь кир и падение вавилона. Древний мир. Страны и племена. Вавилония. Ново-Вавилонское царство. Завоевание Вавилона персами Как кир захватил вавилон

Завоевание Вавилона персами

Персидский царь Кир в 550 г. до н. э. покорил Мидию.

Падение Мидийской державы было встречено Набонидом с радостью, ибо давало ему возможность закрепиться в Харране. Но торжество его было преждевременным, так как Персия оказалась более опасным врагом, чем Мидия.

Если верить некоторым источникам, Вавилония, проводя подготовку к предстоящей войне, заключила союз с Египтом и Лидией (в Малой Азии). Несмотря на это, в 546 г. Кир покорил всю Малую Азию, включая Лидию, а его войска прошли вдоль вавилонской границы.

Очевидно, Набонид и Валтасар, надеялись, что какое-то время им удастся отсидеться за мощными укреплениями, которые в свое время были сооружены Навуходоносором. К этому моменту, когда персы начали наступление в 538 г., цари Вавилонии уже не обладали никакой поддержкой в стране. Это и было определяющим.

Когда началась война Нововавилонского царства с Персией, положение Набонида осложнилось внутренними раздорами. Столичное жречество и торгово-ростовщическая верхушка рабовладельцев не видели пользы для себя от царствования данного царя. Росло недовольство религиозной политикой царя, провозгласившего главой пантеона вместо Мардука бога луны Сина, почитавшегося в родном городе Набонида Харране.

Вавилонские купцы, деловые операции и доходы которых страдали от военных действий, желали окончания тяжелой войны, хотя бы за счет подчинения Киру, надеясь развернуть свою деятельность в пределах обширной державы Персии.

Жречество и торгово-ростовщическая верхушка рабовладельцев не усматривали ничего плохого в том, что на вавилонский престол вступит Кир, как до него были вавилонскими царями, например, касситы и халдеи.

Вавилонское войско, долгое время находилось в бездействии. Очевидно, это войско наполовину наемное, наполовину набранное насильно, не было достаточно подготовлено, а также не имело желания сражаться с армией, которая завоевала на протяжении многих лет две крупнейшие державы.

Судьба рабовладельческого вавилонского государства была безразличной широким народным массам, которые видели в его существовании для себя непосильные тяготы, разорительные повинности и непрестанные поборы.

Еще более горячо ждали прихода персов иудейские переселенцы, надеясь, что персидский царь освободит их из «вавилонского плена» и вернет на родину.

В 538 г. до н. э. персы и мидяне начали наступление вниз по долине реки Диялы. После сражения под Описом, у впадения этой реки в Тигр, персы без боя миновали Мидийскую стену Навуходоносора и заняли Сиппар.

До нас дошла легенда, которая рассказана в «Книге Даниила» в Библии о том, что Валтасар пировал во дворце, когда на стене появились буквы, начертанные огненной рукой. Эти буквы предвещали скорое падение Вавилона, которое произойдет в ту же ночь.

В демократической поэзии XIX и XX вв. хорошо представлен образ Валтасара, пирующего во дворце, и не способного понять знаки, пророчащие его неминуемую гибель.

Вавилон был захвачен при следующих обстоятельствах: Набонид вернулся в Вавилон и вместе с Валтасаром заперся в цитадели. В то время, когда войска Кира находились под стенами Вавилона, ворота перед ними были открыты без боя.

Сражение велось только во дворах дворца-цитадели. В такой обстановке Вавилон не могло спасти ни открытие шлюзов и затопление окрестностей, ни могучие стены. Персы проникли в город с помощью своих сторонников.

Набонида захватили в плен и позже отправили в почетную ссылку в Карманию, на востоке Ирана. Валтасар был убит.

Очень примечательно было отношение персов к вавилонским святилищам. Они взяли под охрану вавилонские святилища, и культ отправлялся все время беспрепятственно.

Кир, спустя некоторое время, лично прибыл в Вавилон, где им была составлена надпись-манифест. В этой надписи-манифесте Киром была присвоена традиционная титулатура вавилонских царей. В ней же он порицал «безбожное» правление Набонида.

Известно, что перед осадой Набонид перевез в Вавилон статуи богов. С приходом Кира эти статуи были возвращены на их прежние места.

Как и ожидали представители жречества, жившие в Вавилонии, персы оказали им всяческое покровительство.

Вавилонское царство после падения Вавилона формально просуществовало еще какое-то время. Цари персов одновременно продолжали именоваться «царями Вавилона» Вавилонской знати так и не удалось играть ведущую роль в Персидской державе.

Персами была наложена дань на Вавилонию. Эта дань около 500 г. до н. э. составляла 30 т серебра в год. Известно, что размер такой дани, уплачиваемой Египтом, был значительно меньшим: 20 т.

Незначительные изменения произошли в хозяйственной и внутренней политической жизни Вавилонии. Зато этнический состав населения приобрел более пеструю окраску: появились малоазийские, египетские и иранские воины и купцы. Также некоторое количество персов вошло в число вавилонских землевладельцев и рабовладельцев.

Простое население ожидало лишь ухудшение их участи, так как теперь они подвергались двойному гнету: собственно господствующего вавилонского класса и персидской деспотии.


| |

Биография Кира известна в основном из «Истории» Геродота. Некоторую полезную информацию можно почерпнуть также у древнего греческого историка Ктесия, жившего при персидском дворе в V в. до н. э., и в книгах Ветхого Завета. Оригинальные источники малочисленны. Кроме цилиндра с воззванием Кира «к вавилонянам», сохранилось лишь несколько частных вавилонских документов, которые помогают вести хронологию событий.

Предки Кира

Кир был сыном Камбиса I из династии Ахеменидов, основанной легендарным Ахеменом, ведущего клана в персидском племени пасаргадов. Ещё Набонид титуловал Кира царём Аншана, то есть одной из областей на юго-востоке Элама, это же делали и вавилонские жрецы, составлявшие так называемую хронику Набонида и Кира. В своем воззвании к вавилонянам сам Кир называл «царями Аншана» своих предков: «Я - Кир… сын Камбиса, великого царя, царя города Аншана, внук Кира, великого царя, царя города Аншана, потомок Теиспа, великого царя, царя города Аншана». Это провозглашение Кира царём эламской области Аншан, упоминаемой в вавилонских текстах с древнейших времен даёт повод подумать, что Кир был эламитом. Современные Киру памятники искусства указывают на влияние в древнейшую пору Персидского царства эламской государственности и искусства. Однако точно доказано, что Кир был арием. Связь его с Аншаном не совсем понятна, единственным объяснением, возможно, является то, что Кир явился с востока, из государства, заменившего Элам, поэтому в официальной торжественной надписи он и именуется царём Аншана. И сам он ухватился за этот освящённый древностью термин, который сообщал ему в глазах вавилонян большее почтенности, а, кроме того, нёс в себе программу наступления на запад - ведь некогда цари Элама владели Вавилоном. Нося титул царя Аншана, владыка новоявленной монархии становился наследником древних эламских царей со всеми традициями и другими выгодными последствиями этого наследства. Однако дело осложняется тем, что трудно доказать употребительность понимания Аншана в общем смысле, как и вообще точно локализовать его, а также тем, что в хронике Набонида Кир, после покорения Мидии, титулуется уже царём Персии (Parsa). Это обстоятельство дает повод прямо отождествлять Аншан с Персией, считая эти термины равноупотребляемыми, или - наоборот, указывает, на их различие, считая упоминание в титулатуре персидских царей Аншана отражением более древней стадии их могущества, а титул царя Персии - следующей его ступенью. Как бы там ни было, точно известно, что пасаргадские цари Аншана были вассалами Мидийской империи вплоть до восстания Кира.

Детство и юность Кира

Точный год рождения Кира неизвестен, считается что он появился на свет на отрезке времени от 600 до 590 года до н. э., наиболее вероятно в 593 году до н. э. О его детстве и юности известно только из легенд, которые часто противоречат друг другу. Греческий историк Ксенофонт также пишет о том, что уже в V веке до н. э. о жизни Кира Великого рассказывали по-разному.

Согласно Геродоту, матерью Кира была дочь мидийского царя Астиага (Иштувегу) Мандана, которой предсказали, что она родит сына, который станет владыкой мира. Опасаясь, что его внук станет царем вместо него, мидийский царь Астиаг вызвал к себе из Персии беременную Мандану и через некоторое время, когда у неё родился сын, решил погубить его. Эту задачу он возложил на своего сановника Гарпага. В свою очередь, Гарпаг передал ребёнка пастуху, одному из рабов Астиага, и повелел оставить его в горах, где было полно диких зверей. Но когда этот пастух принёс младенца в свою хижину, он узнал, что его жена только что родила мертвого ребёнка. Родители решили воспитать царского сына, как своего, а мертвого ребёнка оставили в уединенном месте в горах, одев его в роскошные одежды внука Астиага. После этого пастух доложил Гарпагу, что он исполнил его приказ. Гарпаг же, послав верных людей осмотреть труп младенца и похоронить его, убедился, что это действительно так. Таким образом, детство Кира прошло среди царских рабов. Когда мальчику исполнилось десять лет, он однажды во время игры с детьми был избран царём. Но сын одного знатного мидийца отказался повиноваться ему, и Кир наказал его побоями. Отец этого мальчика, пожаловался Астиагу, что его раб бьёт детей царских сановников. Кир был приведен для наказания к Астиагу, у которого сразу возникли подозрения, что перед ним его внук, так как он заметил в нём черты фамильного сходства. И действительно, допросив под угрозой пыток пастуха, Астиаг узнал правду. Тогда он жестоко наказал Гарпага: пригласил его на обед и тайно угостил мясом собственного сына, сверстника Кира. Затем Астиаг снова обратился к магам с вопросом, грозит ли ему ещё опасность со стороны внука. Те ответили, что предсказание уже сбылось, поскольку Кир был избран царём во время игры с детьми, и поэтому больше бояться его не надо. Тогда Астиаг успокоился и отослал внука в Персию к его родителям.

Но и сам Геродот не выдавал свою версию за единственную - он говорил, что существует ещё четыре других. Его версия действительно была не только не единственной, но и не первоначальной, - он допустил рационализм. Например, у него собака, вскормившая по словам Юстина и в аналогичных рассказах, Кира, когда он был оставлен на съедение диким зверям, превратилась в жену пастуха, которую по-гречески звали Кино, а по-мидийски Спако («собака» по-мидийски спако).

Лучшие дня

Ещё одна версия, записанная Ктесием весьма интересна, она дошла до нас через Николая Дамасского и, обнаруживая несомненные признаки большей первоначальности, является одной из немногих ценных страниц у Ктесия. Она гласит, что Кир был сыном нищего мардианского разбойника Атрадата (марды были кочевым персидским племенем), который впоследствии возвысился, поступив на службу к Астиагу. Предсказание о будущем величии, изреченное вавилонскими магами, подвигло Кира к побегу в Персию и к началу мятежа.

Восстание против Мидии

Если верить Геродоту, утверждавшему, что правление Кира продлилось 29 лет, в 559 году до н. э. Кир стал вождём персидских оседлых племен, среди которых главенствующую роль играли пасаргады. Кроме них в союз входили также марафии и маспии. Все они находились в зависимости от мидийского царя. Центр тогдашнего Персидского государства располагался вокруг города Пасаргады, интенсивное строительство которого относится как раз к начальному периоду правления Кира и который стал первой столицей Персидского государства. Жившие в городах и степях Персии киртии, марды, сагартии и некоторые другие кочевые племена, а также оседлые племена кармании, панфиалеи и деруши были покорены Киром позднее, по-видимому, уже после войны с Мидией.

Начало восстания против Мидии

В 553 году до н. э., согласно надписи Набонида (3-ий год правления Набонида), Кир выступил против мидийского царя Астиага. Геродот и Ктесий называют войну персов с мидянами восстанием, успех которого (особенно по Геродоту) в значительной мере был обусловлен существованием в Мидии партии, недовольной Астиагом, и изменой. Согласно Геродоту, причиной войны между двумя этими царствами послужил заговор знатного мидийца Гарпага, которому, как уже говорилось выше, Астиаг нанёс жестокую обиду. Он сумел привлечь на свою сторону многих знатных мидийцев, недовольных суровым правлением Астиага, а затем подговорил Кира поднять восстание. Падение Мидии, кроме недовольства и измены, было облегчено и династическим кризисом: по обоим доступным нам источникам, у Астиага не было наследника-сына. Ктесий называет наследником его зятя Спитаму, на которого, по-видимому, опиралась недовольная партия и против которого как будто и действовали мидийские приверженцы Кира. Мидия пала не без борьбы; Ктесий даже говорит о наступлении и победах Астиага. Геродот, во всяком случае, признаёт его храбрость, дошедшую до вооружения стариков.

Победа восставших

Греческие и вавилонские источники сходятся в том, что восстание Кира против Мидии длилось три года. Хроника Набонида под 6-м годом (550 год до н. э.) сообщает:

«Он (Астиаг) собрал своё войско и пошёл против Кира, царя Аншана, чтобы победить его. Но против Иштувегу (Астиага) взбунтовалось его войско и, взяв его в плен, выдало Киру. Кир пошёл в Экбатану, его столицу. Серебро, золота, сокровища всякого рода страны Экбатаны они разграбили, и он унёс это в Аншан»…

Таким образом ясно, что война Астиага с Киром длилась три года и окончилась в пользу персов только благодаря измене, причём Астиаг находился в наступлении. Где разразилась последняя битва, и прав ли Ктесий, помещающий её у самых Пасаргад, мы не осведомлены. Ктесий ссылается при этом на персидское предание, возводившее к Киру и к этой войне установление, чтобы каждый царь при каждом посещении Пасаргад давал всем женщинам города по золотой монете, якобы в вечную благодарность за то, что благодаря их вмешательству была одержана победа, решившая исход кампании и судьбу Персии. Якобы персы, пристыженные своими женами и матерями, стали сражаться решительнее. Такой обычай, кажется, действительно существовал, говорят что Александр Великий ему последовал. Но он мог иметь и другое происхождение: у многих народов обычаям, происхождение которых было забыто, придумывалось объяснение, связанное с известными историческими или мифологическими персонажами.

Кир - царь Мидии

Кир захватил мидийскую столицу Экбатану и объявил себя царём как Персии, так и Мидии, приняв при этом официальный титул мидийских царей. С захваченным в плен Астиагом Кир обошёлся милостиво и даже, если верить Ктесию, назначил его наместником Паркании (возможно, Гиркании) и женился на его дочери (здесь уже Кир, получается, был не сыном дочери Астиага, а её мужем). Из близких Астиагу лиц, по словам того же Ктесия, пострадал только Спитама, как законный наследник и опасный конкурент Кира, во всем же остальном переворот был лишь переменой династии. Мидия и мидяне и при Ахеменидах не были унижены и считались равноправными с персами. Экбатана продолжала сохранять значение столицы, деля эту роль с Персеполем, Пасаргадами и Сузами. Здесь царь проводил летнее время. Всё это обусловило в глазах окрестных народов взгляд на Персию, как на продолжение Мидии. Надо отметить, что законность правления Кира в Мидии подтверждалась его кровными связями с Астиагом, о которых, кроме Геродота, упоминают и другие историки (Юстин, Элиан). У мидян персы заимствовали систему государственного управления, во многом восходящую ещё к ассирийской.

Покорив Мидию, Кир в течение следующих двух лет (550 - 548 года до н. э.) захватил страны, входившие ранее в состав бывшей Мидийской державы: Парфию и, вероятно Армению. Гиркания подчинилась персам добровольно. В те же годы персы захватили всю территорию Элама.

Завоевание Лидии

В 547 году до н. э. на сторону Кира добровольно перешла Киликия и предоставила ему военную помощь. За это Кир никогда не посылал в неё сатрапов, а оставил у власти местных правителей, которые должны были платить ему дань и в случае необходимости выставлять войско.

Таким образом, Кир вплотную подошёл к границам Лидийского царства - одного из самых могущественных государств Ближнего Востока, также претендовавшего на гегемонию в Малой Азии. Согласно Геродоту инициатива войны принадлежала лидийскому царю Крезу. В 547 году до н. э. лидийцы вторглись в Каппадокию, находившуюся ранее под властью мидийцев, и после победы персов над последними отошедшую в зону их влияния. Туда же направился Кир, по пути пополняя свою армию из представителей тех народов, по территории которых он проходил. Были отправлены послы в города Ионии и Эолиды с призывом отложиться от Креза и выступить на стороне Кира. Однако малоазийские греки предпочли занять выжидательную позицию.

У города Птерия, на восточной стороне реки Галис, произошла кровопролитная битва, но она закончилась безрезультатно и ни одна из сторон не рискнула вступить в новый бой. Крез отступил в свою столицу - Сарды и решил основательнее подготовиться к войне и попытаться получить более эффективную помощь от своих союзников: Египта, Спарты и Вавилона. Однако Кир, который знал о действиях и намерениях своего противника, решил застигнуть его врасплох и стремительно двинулся к Сардам. Жители Сард вовсе не ожидали такого нападения и узнали о нём, лишь когда персидские войска появились у стен города. Крез вывел свою армию, состоящую из конников, вооруженных копьями, на равнину перед Сардами. Кир по совету своего полководца, мидийца Гарпага, поставил всех следовавших в обозе верблюдов впереди войска, посадив предварительно на них лучников (военная хитрость, к которой впоследствии прибегали и многие другие полководцы). Кони в лидийском войске, почуяв незнакомый запах верблюдов и увидев их, обратились в бегство. Однако лидийские всадники соскочили с коней и стали сражаться пешими, но под напором войск Кира вынуждены были отступить в Сарды и запереться в акрополе. После 14-дневной осады персы взяли акрополь, пробравшись туда с неприступной и поэтому почти не охраняемой стороны, а Крез был взят в плен и доставлен к Киру.

По единодушному утверждению греческих авторов, Кир пощадил Креза, сохранив ему жизнь. Это вполне правдоподобно, если иметь в виду, что Кир относился милостиво и к другим взятым в плен царям. Согласно Геродоту, Сарды были взяты персами где-то между октябрём и декабрём 547 году до н. э. После победы над Крезом прибрежные города ионян и эолийцев отправили послов в Сарды к Киру. Они велели объявить ему, что желают подчиниться персам на тех же условиях, как ранее были подчинены Крезу. Однако, Кир напомнил им, что в своё время он предлагал им примкнуть к нему, но те отказались, и теперь, когда судьба Лидии уже решена, он сам сочтёт нужным указать им, на каких условиях они должны подчиниться ему. Узнав об этом, малоазийские греки начали укреплять свои города и решили послать вестников в Спарту с просьбой о помощи. Один только Милет добровольно покорился персам, и Кир заключил с ним союз на тех же условиях, что и лидийский царь.

Завоевание Ионии, Карии и Ликии

Воспользовавшись тем, что Кир отбыл на восточные границы своего государства, лидиец Пактий, которому Кир поручил хранить сокровища Креза, в 546 году до н. э. восстал против персов. С помощью золота ему удалось навербовать наёмников и убедить жителей греческих приморских городов присоединиться к восстанию. После чего он двинулся на Сарды и осадил акрополь, где укрылся наместник Лидии перс Табал. Против восставших выступил полководец Кира, мидиец Мазар. Узнав о приближении персидского войска, Пактий бежал со своими главными приверженцами сначала в приморский город Киму, потом в Митилену на острове Лесбос и, наконец, на остров Хиос, но был выдан жителями острова персам в обмен на небольшой участок земли на материке.

Подавив мятеж в Лидии, Мазар начал покорение греческих городов Малой Азии, примкнувших к восстанию Пактия. Он подчинил область приенцев и долину реки Меандр, разрешив войску разграбить её. Такая же участь постигла и город Магнесию. Вскоре после этого Мазар умер, а на его место был назначен мидиец Гарпаг.

Гарпаг начал возводить высокие насыпи у обнесённых стенами греческих городов, а затем штурмом брать их. Жители Фокеи, крупнейшего после Милета греческого города в Малой Азии, не захотели подчиниться персам и на кораблях бежали сначала на остров Кирн, а затем в Италию в город Регий, где основали колонию. Примеру фокейцев последовали и жители города Теос, которые переселились в Абдеры во Фракии. Остальные города Ионии (кроме Милета заключившего ранее союз с Киром) пытались оказать сопротивление Гарпагу, но потерпели поражение, были покорены и обложены данью. После покорения Гарпагом материковых ионян островные ионяне, устрашившись подобной же участи, добровольно подчинились Киру. Нуждаясь в греках (как в мореходах), Кир не ухудшил условий, в которых они находились под властью Креза.

Покорив Ионию, Гарпаг пошёл войной на карийцев, кавниев и ликийцев, взяв с собой ионян и эолийцев. Население Карии без боя покорилось персам, как говорит Геродот «не покрыв себя славой» и «не совершив никаких подвигов». Правда, жители Книда, расположенного на полуострове, попытались прокопать узкий (шириной 5 стадий, порядка 900 м) перешеек отделяющий их от материка, с целью сделать свою землю островом, но наткнувшись на твёрдый гранит, прекратили работы и сдались без боя. Лишь одно из племен карийцев - педасийцы некоторое время оказывали сопротивление. Они укрепились на горе под названием Лида и доставили Гарпагу немало хлопот, но, в конце концов, и они были покорены.

Лишь ликийцы и кавнии (негреческое автохтонное население Малой Азии) оказали отчаянное сопротивление многочисленному персидскому войску, встретив его в открытом бою. Ликийцы были оттеснены в город Ксанф, где они предали акрополь огню, заранее собрав туда своих жен, детей, рабов, а сами погибли в бою. Таким же упорным было сопротивление кавниев. Но, естественно, они не могли остановить продвижение большого и хорошо вооруженного персидского войска. Теперь вся Малая Азия попала под власть персов. За свою преданность Гарпаг получил Лидию в наследственное управление.

Подчинение Вавилонии

Весной 539 года до н. э. персидская армия двинулась в поход на Вавилон. В этот критический момент Угбару, наместник области Гутиум (вавилонская провинция к востоку от среднего течения Тигра), изменил царю Набониду и перешёл на сторону Кира. По словам Геродота, при переправе через Гинд (современная Дияла) одна из священных белых лошадей утонула в нём. Кир в гневе приказал наказать реку. В течение лета персидское войско прорыло 360 каналов и отвело воду из реки. Видно, Кира задержали гидравлические сооружения Навуходоносора, приведённые в действие и залившие водой всё пространство от Описа и Сиппара к югу, отрезав таким образом Вавилон от вражеской армии. То, что Геродот представляет как самодурство, было, очевидно, вполне обдуманным предприятием - снова спустить воду с затопленной местности и сделать её проходимой. Только после этого Кир продолжил поход. Вавилонское войско стало лагерем у города Опис, прикрывая переправы через Тигр. Но Кир в 20-х числах сентября неожиданно обошёл Мидийскую стену с запада. Посланный Киром корпус Угбару осадил Вавилон, в котором находился сильный гарнизон во главе с сыном Набонида Валтасаром. Сам же Кир ударил по армии Набонида, стоящей у Описа, с тыла. В сражении у Описа, происшедшем в самом конце сентября, вавилонская армия потерпела жесточайшее поражение и бежала. Набонид с немногими приближенными хотел отступить к Вавилону, но путь туда был отрезан войсками Угбару, и Набонид укрылся в Борсиппе. 10 октября был захвачен без боя Сиппар, а 12 октября, согласно вавилонским источникам, Угбару вступил в Вавилон. (Согласно Геродоту, Кир велел отвести реку и вступил в город по её руслу, в то время как жители справляли какой то праздник, но современная событиям Вавилонская хроника ничего об этом не говорит, и поэтому многие историки считают сообщение Геродота недостоверным.) Валтасар, пытавшийся оказать сопротивление персам в центре города, был убит. Угбару, наместник Гутиума, командовавший персидскими войсками, вступившими в Вавилон, немедленно принял меры по предотвращению в городе резни и грабежей. В хронике говорится: «До конца месяца (ташриту, то есть до 26 октября 539 года до н. э.) щиты страны Гутиум окружали ворота Эсагилы. Ничье оружие не было положено в Эсагиле и святилищах, и ритуал не был нарушен». Набонид, узнав о падении Вавилона и гибели Валтасара, покинул Борсиппу, вернулся в Вавилон и добровольно сдался в плен. 29 октября 539 года до н. э. в Вавилон вступил и сам Кир, которому была устроена торжественная встреча. «3 арахсамну (29 октября), - продолжает хроника, - Кир вступил в Вавилон. (Улицы) перед ним были устланы ветвями. Мир в городе был установлен. Кир объявил мир всему Вавилону». Пленный Набонид без лишнего шума был отправлен в почётную ссылку в отдаленную Карманию на востоке Ирана, где и окончил свои дни.

Отношение Кира к вавилонянам и другим покорённым народам

В официальной вавилонской историографии дело было изображено так, будто вообще никакой войны с Киром не было, а если и имели место отдельные инциденты, вроде битвы при Описе, то в них повинен был только Набонид, но никак не Вавилон. Кир охотно принял эту версию вавилонской олигархии, ибо она вполне отвечала его интересам, и постарался подкрепить её делами. Жителям вавилонских городов были обещаны мир и неприкосновенность. Сначала Кир назначил царём Вавилона своего старшего сына и наследника Камбиса, но спустя несколько месяцев, видимо, по политическим мотивам, Кир отстранил сына и короновался сам.

Захватив Месопотамию, Кир формально сохранил Вавилонское царство и ничего не изменил в социальной структуре страны. Вавилон стал одной из царских резиденций, вавилоняне продолжали занимать преобладающее положение в государственном аппарате, а жречество получило возможность возродить древние культы, которым Кир всячески покровительствовал. В надписях на кирпичах Кир выступает и почитателем вавилонских богов, и украсителем Эсагилы и Эзиды. Более того, власть Кира в Вавилоне не рассматривалась как чужеземное господство, так как он получил царство «из рук бога Мардука», исполнив древние священные церемонии. Кир принял титул «царь Вавилона, царь стран». Однако фактически Вавилония из самостоятельного царства превратилась в сатрапию Державы Ахеменидов и лишилась всякой независимости во внешней политике, да и внутри страны высшая военная и административная власть теперь принадлежала персидскому наместнику (по-вавилонски bel-pahati - «областеначальник») Вавилона и Заречья, то есть всей Нововавилонской империи. Этим «областеначальником» Кир назначил Угбару (или Губару), которого греки звали Гобрием.

После захвата Вавилонии все западные страны до границ Египта - Сирия, Палестина и Финикия - подчинились персам добровольно. Торговые города Финикии так же, как вавилонские и малоазийские купцы, были заинтересованы в создании большого государства с безопасными дорогами.

Народам, которые были насильно поселены в Месопотамию вавилонскими царями, Кир разрешил вернуться в свои страны. Возврашение в Палестину иудеев, которых некогда увел в плен вавилонский царь Навуходоносор, было частным случаем этих общих мер Кира. Книга Ездры сохранила нам подлинный указ Кира, данный в Экбатане в первый же год его вавилонского царствования в 538 г. до н. э. В этом указе иудеям разрешается строить Иерусалимский храм по предписанным размерам и повелевается вернуть похищенные Навуходоносором храмовые сосуды. Вместе с храмом и сосудами Иерусалим получил и своего правителя, потомка давидовой династии Шешбацара, которому однако, не дали полного царского титула, а только княжеский, и который подчинялся наместнику «Заречной области».

Вероятно,Киром был реабилитирован и финикийский Сидон, разрушенный ещё Асархаддоном и с тех пор утративший своё значение. По крайней мере, теперь снова в нём появляются цари. Привлекая на свою сторону иудеев и финикийцев, Кир готовил себе преданное население западных областей, имевших первостепенное значение, как база для операций против единственного оставшегося крупного государства - Египта, а также для создания флота, который мог стоять только в Финикии и пополняться финикийскими моряками.

«Манифест Кира»

В это время появился документ, написанный по-вавилонски и для вавилонян, - «Манифест Кира». Составили его проперсидски настроенные олигархи. В довольно пространном предисловии «Манифеста» живописуются «безобразия» Набонида и обиды, которые он причинил богу Мардуку, храму Эсагиле и Вавилону. Когда терпение бога Мардука иссякло, он отыскал Кира, царя Аншана, вручил ему власть над народами и, наконец, вверил его заботам Вавилон, народ которого встречал его с великой радостью как избавителя от нечестивого царя Набонида. В конце «Манифеста» помещена молитва к вавилонским богам о ниспослании благополучия Киру и его сыну и наследнику Камбису. В этом обрамлении помещен собственно текст манифеста, написанный от лица Кира.

Он открывается полной титулатурой Кира, составленной на вавилонский лад: «Я - Кир, царь множеств, царь великий, царь могучий, царь Вавилона, царь Шумера и Аккада, царь четырех стран света, сын Камбиса, царя великого, царя Аншана, потомок Теиспа, царя великого, царя Аншана, вечное царственное семя, правление которого любят боги Бэл и Набу, владычество которого приятно для их сердечной радости». Затем в «Манифесте» от лица Кира говорится, как его многочисленные войска мирно вступили в Вавилон. После этого следует перечисление мероприятий, осуществленных Киром, которые полностью подтверждаются другими источниками. Кир претендовал на роль царя-освободителя, и он выполнил свои обещания, данные покорившимся его власти народам. Случай в истории исключительный, но вполне объяснимый. Стремясь к мировому владычеству, Кир хорошо понимал, что при помощи одного персидского войска только насилием ему этой цели не достичь. Он понимал также, что страны древней цивилизации, ставшие объектом персидских завоеваний, поражены смертельным недугом и готовы видеть в нём своего спасителя и исцелителя. Кир умело использовал это обстоятельство, чем и объясняются как его поразительные военные успехи, так и репутация «отца» и «освободителя», которая закрепилась за ним в памяти не только персов, но и покоренных им народов, в том числе вавилонян, греков и иудеев.

Кир в «Манифесте» говорил: «От [……] до Ашшура и Суз, Агаде, Эшнунны, Замбана, Метурну, до пределов страны Кути, городов [по ту сторону] Тигра, жилища которых были основаны в глубокой древности, богов, живших в них, я вернул на их места и устроил их вечные жилища. Я собрал всех их людей и вернул в их селения. И богов Шумера и Аккада, которых Набонид во гневе владыки богов перенёс в Вавилон, по приказанию бога Мардука, великого господина, я благополучно поместил в их чертоги, жилище радости сердца». Осуществление этой меры, имевшей первостепенное значение для судеб создаваемой им Персидской империи, Кир начал тотчас же после завоевания Вавилона. «С кислиму по аддару-месяц (с 25 ноября 539 по 23 марта 538 года до н. э.) боги страны Аккад, которых Набонид свёз в Вавилон, вернулись в свои резиденции», - сообщает вавилонская хроника. Этот шаг вызвал всеобщее одобрение вавилонян. Он символизировал возврат к миру и привычному порядку.

Поход против массагетов. Смерть Кира

Войну с Египтом при энергичном Амасисе Кир, очевидно, считал преждевременной и обратился против кочевых племен Ирана и Средней Азии. Неизвестно, тогда ли вошли в состав Персидского государства те области, которые перечисляются в списках Дария (Парфия, Дрангиана, Ария, Хорасмия, Бактрия, Согдиана, Гайдара, Саки, Саттагида, Арахосия и Мака), или они были присоединены ещё до завоевания Вавилона. Из Геродота как будто следует, что бактрийцы и саки в порядке присоединения следовали за Вавилоном («… помехой Киру были Вавилон, бактрийский народ, саки и египтяне»). Историки Александра Македонского (Арриан, Страбон) упоминают также поход Кира через Гедросию, в котором он потерял всю армию, за исключением всего семи воинов, а также основание на берегах Яксарта (древнее название Сырдарьи) города Кирополиса.

Один из походов Кира в Среднюю Азию стал для него роковым. В июле 530 года до н. э., согласно Геродоту, в битве против массагетов на восточной стороне реки Яксарт Кир потерпел полное поражение и погиб. По утверждению Геродота «царица» (то есть женщина-вождь) массагетов Томирис, мстя Киру за смерть сына, приказала найти тело Кира и окунула его голову в бурдюк, наполненный кровью, предлагая ему таким образом утолить ненасытную жажду крови. Однако, поскольку доподлинно известно, что Кир был погребён в Пасаргадах (где его останки видел ещё Александр Македонский), этот эпизод считают недостоверным. Берос говорит, что Кир пал в битве с дахами после девятилетнего царствования в Вавилоне. Ктесий сообщает о войне с дербиками (кажется, на границах Индии) и опять-таки не обходится без легенд, совершенно отличных от приведённых Геродотом. Во всяком случае, место смерти Кира везде указывается на крайних пределах государства, вероятно требовавших особенного наблюдения и поставивших престарелого царя перед необходимостью лично вести войну.

Царствовал Кир 29 лет и погребен в Пасаргадах, где до сих пор сохранился памятник, считающийся его гробницей и напоминающий по стилю малоазиатские мавзолеи. Вблизи этой гробницы высечен краткий и скромный клинописный песидско-эламо-вавилонский текст - «Я - Куруш, царь, Ахеменид», а также изображено охранявшее бывший здесь дворец крылатое существо в эламском царском наряде и с головным убором египетских богов. Принадлежность этой гробницы Киру едва ли может подвергаться сомнениям хотя бы из-за полного соответствия сооружения с описанием, например, у Аристовула, которому Александр поручил заботиться о его сохранности. Во времена анархии, наступившей во время похода Александра в Индию, гробница была разграблена, но македонский завоеватель, вернувшись, казнил грабителей. Впрочем, они не нашли в ней почти никаких ценностей, и Александр удивлялся скромности, с которой был похоронен столь великий завоеватель.

Память о Кире

Образ Кира оставил глубокий след в древневосточной и античной литературе. В короткий срок вождь небольшого, мало кому известного племени основал могущественную империю, распростершуюся от Инда и Яксарта до Эгейского моря и пределов Египта. Кир был великим воином и государственным деятелем, не только отличался большим политическим умом и дипломатической дальновидностью, но пользовался удачей, которая отдала в его руки Мидию и Вавилонию, раздираемые внутренними распрями и видевшие в нём не столько чуждого завоевателя, сколько освободителя. Его всеми признанная гуманность, коренившаяся как в личном характере, так и в более чистой религии, окружила его личность ореолом и вызвала в истории Передней Азии светлый период между ассирийскими зверствами и позднейшим персидским деспотизмом. Он явился желанным для народов и ушёл, обновив Азию и начав новый период её истории. В памяти персов он остался как «отец народа», иудеи называли его помазанником Иеговы. Популярность личности Кира в древности была столь велика, что ему приписывались феноменальные способности (например, что он поименно знал своих воинов). Противники также признавали его величие, что подтверждает эллинская традиция. Несмотря на то, что могущественное государство, созданное Киром, в течение последующих двух столетий представляло для Греции источник угрозы, более поздние греки отзывались о нём как о мудром и справедливом правителе. В «Киропедии» Ксенофонта содержится в значительной мере вымышленное описание Кира как идеального царя.

Взятие Киром Вавилона

538 год до н. э.

После покорения Лидии персидский царь Кир начал медленное наступление на Вавилон. Его стратегия сводилась к тому, чтобы прежде всего изолировать Вавилон от внешнего мира. Результатом этой изоляции был значительный упадок торговли Вавилона, что вызвало недовольство вавилонских торговых кругов. Многочисленные иноземцы, находившиеся в вавилонском плену, ожидали прихода персов, особенно иудеи и финикийцы.

Весной 539 года до н. э. персидская армия двинулась в поход на Вавилон. В этот критический момент Угбару, наместник области Гутиум (вавилонская провинция к востоку от среднего течения Тигра), изменил царю Набониду и перешел на сторону Кира. По словам знаменитого греческого историка Геродота, при переправе через Гинд (современная Дияла) одна из священных белых лошадей утонула в нем. Кир в гневе приказал наказать реку. В течение лета персидское войско прорыло триста шестьдесят каналов и отвело воду из реки. По всей видимости, Кира задержали гидравлические сооружения Навуходоносора, приведенные в действие и залившие водой все пространство от Описа и Сиппара к югу, отрезав таким образом Вавилон от вражеской армии.

До нас дошло также интересное описание Геродотом укреплений Вавилона, относящихся к концу VII века до н. э. Данные, которые приводятся в этом описании, подтверждены раскопками. Теперь известно, что Вавилон был окружен тремя стенами толщиной соответственно 7, 7,8 и 3, 3 метра. На одной из стен было около трехсот башен, расположенных одна от другой на расстоянии сорок четыре метра. Стены опоясывал глубокий и широкий ров, наполненный водой. Каждая стена имела большое количество ворот, окованных медью. Город Вавилон был самой мощной крепостью своего времени.

«Наказание реки», которое Геродот представляет как самодурство, было на самом деле вполне обдуманным предприятием – снова спустить воду с затопленной местности и сделать её проходимой. Только после этого Кир продолжил поход. Вавилонское войско встало лагерем у города Опис, прикрывая переправы через Тигр. Но Кир в 20-х числах сентября неожиданно обошел Мидийскую стену с запада. Посланный Киром корпус Угбару осадил Вавилон, в котором находился сильный гарнизон во главе с сыном Набонида Валтасаром. Сам же Кир ударил в тыл стоящей у Описа армии Набонида. В сражении у Описа, которое произошло в самом конце сентября, вавилонская армия потерпела жесточайшее поражение и бежала. Набонид с немногими приближенными хотел отступить к Вавилону, но путь туда был отрезан войсками Угбару, и Набонид укрылся в Борсиппе. 10 октября был захвачен без боя Сиппар, а 12 октября, согласно вавилонским источникам, Угбару вступил в Вавилон. Как пишет Геродот, Кир велел отвести реку и вступил в город по её руслу, в то время как жители справляли какой-то праздник. Но современная событиям Вавилонская хроника ничего об этом не говорит, и поэтому многие историки считают сообщение Геродота недостоверным. Валтасар, пытавшийся оказать сопротивление персам в центре города, был убит.

Согласно Библии, в ночь взятия Вавилона персами на устроенном Валтасаром последнем пиру, он святотатственно использовал для еды и напитков священные сосуды, вывезенные его отцом из Иерусалимского храма. В разгар веселья на стене появились начертанные таинственной рукой слова на иврите: «мене, мене, текел, упарсин». Пророк Даниил истолковал надпись, в переводе с иврита означающую: «Исчислено, исчислено, взвешено, разделено», – и расшифровал ее как послание Бога Валтасару, предсказав скорую гибель ему и его царству. В ту же ночь Валтасар погиб.

Угбару, наместник Гутиума, который командовал персидскими войсками, вступившими в Вавилон, немедленно принял меры по предотвращению в городе резни и грабежей. Набонид, узнав о падении Вавилона и гибели Валтасара, покинул Борсиппу, вернулся в Вавилон и добровольно сдался в плен. 29 октября 539 года до н. э. в город вступил и сам Кир, которому была устроена торжественная встреча. «3-го арахсамну (29 октября), – продолжает хроника, – Кир вступил в Вавилон. [Улицы] перед ним были устланы ветвями. Мир в городе был установлен. Кир объявил мир всему Вавилону». Пленный Набонид без лишнего шума был отправлен в почётную ссылку в отдаленную Карманию на востоке Ирана, где и окончил свои дни.

В официальной вавилонской историографии события были изображены так, будто вообще никакой войны с персами не было, а если и имели место отдельные инциденты, вроде битвы при Описе, то в них повинен был только Набонид, но никак не Вавилон. Кир охотно принял эту версию вавилонской олигархии, ибо она вполне отвечала его интересам, и постарался подкрепить её делами. Жителям вавилонских городов были обещаны мир и неприкосновенность. Сначала Кир назначил царём Вавилона своего старшего сына и наследника Камбиса, но спустя несколько месяцев, видимо, по политическим мотивам, Кир отстранил сына от власти и короновался сам.

Захватив Месопотамию, персидский царь формально сохранил Вавилонское царство и ничего не изменил в социальной структуре страны. Вавилон стал одной из царских резиденций, вавилоняне продолжали занимать преобладающее положение в государственном аппарате, а жречество получило возможность возродить древние культы, которым Кир всячески покровительствовал. В надписях на кирпичах он выступает и почитателем вавилонских богов, и благодетелем Эсагилы и Эзиды. Более того, власть Кира в Вавилоне не рассматривалась как чужеземное господство, так как он получил царство «из рук бога Мардука», исполнив древние священные церемонии, и принял титул «царь Вавилона, царь стран». Однако фактически Вавилония из самостоятельного царства превратилась в сатрапию державы Ахеменидов и лишилась всякой независимости во внешней политике, да и внутри страны высшая военная и административная власть теперь принадлежала персидскому наместнику (по-вавилонски bel-pahati – «областеначальник») Вавилона и Заречья, то есть всей Нововавилонской империи. Этим «областеначальником» Кир назначил Угбару, которого греки звали Гобрием.

После захвата Вавилонии все западные страны до границ Египта – Сирия, Палестина и Финикия – подчинились персам добровольно. Торговые города Финикии так же, как вавилонские и малоазийские купцы, были заинтересованы в создании большого государства с безопасными дорогами. Так возникает грандиозная персидская мировая держава, протянувшаяся от Балкан до Индии. Вавилон стал, наряду с Персеполем, Сузами и Экбатанами, одной из четырех столиц персидского царя.

Из книги Армия, которую предали. Трагедия 33-й армии генерала М.Г. Ефремова. 1941-1942 автора Михеенков Сергей Егорович

Глава 8 Взятие Боровска Далеко ли немцы ушли от Наро-Фоминска? Прорыв к Боровску. Окружение Боровского гарнизона. Приказы Жукова и распоряжения Ефремова. Прорывы и окружения вместо фронтальных атак. 93, 201 и 113-я стрелковые дивизии блокируют Боровск. Штурм. Зачистка. 4 января

Из книги Армия, которую предали. Трагедия 33-й армии генерала М. Г. Ефремова. 1941–1942 автора Михеенков Сергей Егорович

Глава 8 Взятие Боровска Далеко ли немцы ушли от Наро-Фоминска? Прорыв к Боровску. Окружение Боровского гарнизона. Приказы Жукова и распоряжения Ефремова. Прорывы и окружения вместо фронтальных атак. 93, 201 и 113-я стрелковые дивизии блокируют Боровск. Штурм. Зачистка.

Из книги Великие полководцы и их битвы автора Венков Андрей Вадимович

ВЗЯТИЕ КОНСТАНТИНОПОЛЯ ТУРКАМИ (1453 г.) Византийская империя, наследовавшая в основном территорию, столицу и население Восточной Римской империи, в XV в. находилась в состоянии упадка. Она являла собой очень небольшое государство, власть которого распространялась лишь на

Из книги Русский флот в войнах с наполеоновской Францией автора Чернышев Александр Алексеевич

ОСАДА И ВЗЯТИЕ КОРФУ 9 ноября эскадра Ф.Ф. Ушакова («Св. Павел», «Мария Магдалина», фрегаты «Св. Николай» и «Счастливый») пришла к Корфу и встала на якорь в бухте Мисанги. У острова Св. Мавры остались линейный корабль «Св. Петр» и фрегат «Навархия» для установления порядка на

Из книги Из истории Тихоокеанского флота автора Шугалей Игорь Федорович

1.6.3. Осада и взятие Пекина Ещё в июле 1900 г. в России была объявлена мобилизация и начата переброска войск на Дальний Восток. В этом очень помогла Транссибирская магистраль, хотя пропускная способность её была недостаточной и часть войск доставляли из европейской части

Из книги Великие битвы [фрагмент] автора

Взятие Киром Вавилона 538 год до н. э. После покорения Лидии персидский царь Кир начал медленное наступление на Вавилон. Его стратегия сводилась к тому, чтобы прежде всего изолировать Вавилон от внешнего мира. Результатом этой изоляции был значительный упадок торговли

Из книги Все Кавказские войны России. Самая полная энциклопедия автора Рунов Валентин Александрович

Взятие Ведено После ухода Муравьева-Карского наместником Кавказа и командующим находившимися там войсками, как и следовало ожидать, стал князь А.И. Барятинский. К тому времени Александру Ивановичу исполнился 41 год. Он был одним из самых молодых «полных» генералов

Из книги Трагедии Севастопольской крепости автора Широкорад Александр Борисович

Глава 6. ВЗЯТИЕ ПЕРЕКОПА Итак, попытка немцев с ходу ворваться в Крым провалилась. Манштейн решил собрать силы 11-й армии в кулак и 24 сентября прорвать оборону русских на перешейке.Чтобы набрать достаточно сил для вторжения в Крым, Манштейну пришлось до минимума оголить

Из книги Великие битвы. 100 сражений, изменивших ход истории автора Доманин Александр Анатольевич

Взятие Багдада монголами 1258 год Великий Западный поход 1236–1242 годов не стал последним в череде завоевательных кампаний Монгольской империи. Новый великий монгольский хан Менгу, воссевший в 1251 году на кошму из белого войлока, объявляет о подготовке еще двух

Из книги Суворов автора Богданов Андрей Петрович

Взятие Акры 1291 год После Айн-Джалута почти непрерывное наступление монголов на Ближнем Востоке было остановлено. Новый султан Египта и Сирии Бейбарс обратился против старинных врагов ислама – крестоносцев. Он наносил по христианским городам и крепостям методичные и

Из книги Кавказская война. В очерках, эпизодах, легендах и биографиях автора Потто Василий Александрович

Взятие Казани Иваном IV 1552 год В 1480 году была подведена черта под 240-летним господством над Русью (Россией) монгольских и татарских ханов. Великий князь Московский Иван III Васильевич в «стоянии на Угре» отстоял независимость рождающегося Русского государства. С этого

Из книги Воспоминания (1915–1917). Том 3 автора Джунковский Владимир Фёдорович

КУБАНСКОЕ ВЗЯТИЕ Нерешительная политика наступлений и отступлений в отношении Турции провалилась. Сохраненное на карте Крымское ханство и подданная ему Ногайская орда в Закубанье бурлили мятежами. Весной 1782 г. Екатерина Великая вынуждена была вновь ввести войска в

Из книги автора

XX. ВЗЯТИЕ АББАС-АБАДА И ДЖЕВАНБУЛАКСКИЙ БОЙ Нахичеванская область граничит с Карабагом. Но сообщения между ними по горным дорогам в эпоху персидской войны были трудны и сопряжены к тому же с постоянными опасностями от нападений разбойничьих татарских племен, кочевавших

Из книги автора

XXXI. ВЗЯТИЕ ТАВРИЗА Осенью 1827 года персидская война, которую так усложнило было неожиданное нашествие Аббас-Мирзы на Эчмиадзин, вдруг получила совершенно непредвиденно решительный оборот. Дело в том, что, пока армия Паскевича, после падения Эривани, еще только шла на

Из книги автора

V. ВЗЯТИЕ АНАПЫ В то время как на главном театре войны Паскевич только еще готовился к походу, вдали, на берегах Черного моря, совершилось другое событие, весьма важное для дальнейших судеб войны в Азиатской Турции, – перед русскими войсками пала Анапа, этот оплот


Ново-Вавилонское царство
Завоевание Вавилона персами

Между тем в 550г. до н. э. персидский царь Кир покорил Мидию. Готовясь к борьбе, Вавилония, по некоторым известиям, вступила в союз с Египтом и Лидией (в Малой Азии). Но Киру удалось в 546 г. завоевать всю Малую Азию, включая Лидию, причём его войска прошли вдоль вавилонской границы. После покорения Лидии персы стали явно готовить поход на Вавилон. Набонид и Валтасар рассчитывали, видимо, отсидеться за мощными укреплениями, сооружёнными ещё Навуходоносором. Однако решающим оказалось то, что к моменту персидского наступления в 538 г. они лишились всякой поддержки в стране.

Торгово-ростовщическая верхушка рабовладельцев и жречество не видели для себя пользы от царствования Набонида;им мерещились обширные рынки державы Кира, и они не усматривали ничего плохого в том, что горный “варвар” станет в конце концов вавилонским царём, как были до него вавилонскими царями, например, касситы и халдеи. Вавилонское войско, вероятно наполовину наёмное, наполовину набранное насильно, при этом долго находившееся в бездействии, не имело ни нужной боевой подготовки, ни охоты драться с армией, покорившей в течение немногих лет две крупнейшие державы. Широкие народные массы были безразличны к судьбе рабовладельческого государства, которое приносило им одни лишь непосильные тяготы, разорительные повинности и непрестанные поборы.

В 538 г. началось наступление персов и мидян вниз по долине реки Диялы. После сражения под Описом, у впадения этой реки в Тигр, персы без боя миновали Мидийскую стену Навуходоносора и заняли Сиппар.

Широко известна легенда, рассказанная в “Книге Даниила” в Библии о том, что Валтасар пировал во дворце, когда на стене появились буквы, начертанные огненной рукой и предвещавшие падение Вавилона в ту же ночь. Образ деспота, пирующего во дворце и неспособного понять знаки, предвещающие его неминуемую гибель, вошёл в демократическую и революционную поэзию XIX и XX вв. н. э.

Вавилон был взят при следующих обстоятельствах: Набонид вернулся в Вавилон и вместе с Валтасаром заперся в цитадели. Но когда персидские войска оказались под стенами Вавилона, перед ними ворота были открыты без боя. Сражались только во дворах дворца-цитадели; Набонид был захвачен в плен и позже отправлен в почётную ссылку в Карманию, на востоке Ирана; Валтасар был убит. Характерно, что персы взяли под охрану вавилонские святилища, и культ отправлялся все время беспрепятственно. Когда же через некоторое время Кир лично явился в Вавилон, была составлена надпись-манифест, в котором Кир присвоил себе традиционную титулатуру вавилонских царей и выражал порицание “безбожному” правлению Набонида. Статуи богов, свезённые Набонидом в Вавилон перед осадой, были возвращены наих прежние места. Жречеству Вавилонии персы оказывали всяческое покровительство.

Формально Вавилонское царство просуществовало ещё некоторое время и после этого, так как цари персов продолжали одновременно именоваться “царями Вавилона”. Но надежды вавилонской знати на ведущую роль в Персидской державе не оправдались. На Вавилонию была наложена дань, которая около 500 г. до н. э.- составляла более 30 т серебра в год; даже Египет уплачивал меньше - 20 т. В остальном хозяйственная и внутренняя политическая жизнь Вавилонии мало изменилась, но, этнический состав населения стал значительно более пёстрым: появились малоазийские, египетские и иранские воины и купцы; много персов осело здесь, войдя в число вавилонских землевладельцев и рабовладельцев. Положение народных масс всё более ухудшалось под двойным гнётом собственного господствующего класса и персидской деспотии.

Куруш (Кир) II Великий. Рельеф из дворца в Пасаргадах. VI в. до Р. Х.
Изображение перепечатывается с сайта http://slovari.yandex.ru/

Кир II Великий (? - 530 до н. э.), первый царь (с 558 до н. э.) государства Ахеменидов. Завоевал Мидию, Лидию, греческие города в М. Азии, значительную часть Ср. Азии. В 539 покорил Вавилон и Месопотамию. Погиб во время похода в Ср. Азию.

Кир II Великий, великий царь Ахеменидов (558-530 гг. до н.э.), вероятно был сыном Камбиза I и Манданы, одной из дочерей мидийского царя Астиага, но существует множество легенд относительно его рождения и молодости. Кир сменяет своего отца в качестве царя персидских племен и переносит свою резиденцию в Пасаргады. Между 554 и 550 гг. до н.э. он восстает против своего мидийского сюзерена Астиага и захватывает Экбатаны. Персы занимают (549/8) мидийские территории в Парфии, Гиркании и, воз-можно, также Армению. Затем следуют разрушение лидийской империи Креза и захват Сард (547/6), кампания в Центральной Азии (с основанием Кирэсхаты в Согдиане), завоевание Элама и взятие Вавилона (октябрь 539 г.), которое завершается захватом Сирии, Финикии и Палестины. Кир принимает царский титул «царя Вавилона, царя стран» и завоевывает симпатию жителей своими попытками восстановления экономической деятельности страны и своим решением сохранить местную администрацию. Он позволяет евреям, бывшим в плену в Вавилоне, возвратиться на родину. Религиозные предпочтения Кира неизвестны, но он, похоже, следовал политике предоставления значительной свободы для исполнения культа, как об этом свидетельствуют вавилонские и еврейские источники. В 530 г. он отправляется в поход против Массагетов, которые угрожают его границам на северо-востоке страны, и гибнет. Как и рождение, смерть Кира окружена противоречивыми легендами. Тело его было возвращено в Пасаргады, где оно было «похоронено» в гробнице.

Гюиз Ф. Древняя Персия. М., Вече, 2007, 313-314.

Кир II Великий (греч. Kuros, др.-перс. Куруш) (ум. в 530 до н. э.) - в древней Персии царь (558-530 до н. э.) из династии Ахеменидов. В 558 году до н. э. возглавлял союз персидских племен. В 550 году покорил Мидию и принял официальный титулы индийских царей. После этого завоевал Парфию, а в 546 году - Лидию и греческие государства Малой Азии. Между 545 и 539 годами захватил Дрангиану, Маргиану, Хорезм, Согдиану, Бактрию, Арейю, Гедросию, территорию хаумаваргских скифов, Саттагидию, Арахосию и Гандхару (см. карту к ст. Ахеменидов государство). В 539 году войска Кира II завоевали Вавилонию. Страны к Западу от Вавилонии до границ Египта подчинились персам добровольно. Кир II восстановил храмы Вавилонии, Ассирии, Элама и Иудеи, а также гороодскую стену Вавилона. Народам, которые были насильственно поселены в Двуречье вавилонскими царями, Кир II разрешил вернуться в свои страны. Вавилон стал одной из царских резиденций, и Кир II принял титул "царь Вавилона, царь стран". Политика Кира II способствовала восстановлению нормальных условий для развития экономики Вавилонии, были сохранены традиционные методы управления. В июле 530 года Кир II отправился в поход против массагетских племен Средней Азии, но потерпел полное поражение и погиб. Образ Кира II оставил глубокий след в древневосточной и античной литературе. Ему посвящена, например, "Киропедия" Ксенофонта.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.

Литература: Дьяконов М. M., Очерк истории др. Ирана, М., 1961 (см. по указ.); Дандамаев М. A., Иран при первых Ахеменидах, М., 1963 (см. по указ.); Rrásek J. V., Kyros der Grosse, "Der alte Orient", Bd 13, H. 3, Lpz., 1912.

Новатор в военном деле

Кир II Великий (греч. Kyros, др.-перс.- Куруш) (год рождения неизвестен - ум. в 530 до н. э.), персидский царь (правил в 558- 530), полководец из династии Ахеменидов. В 558 возглавил союз персидских племён. Создал сильную армию, в которой главным родом войск была конница. Важную роль в армии играла и пехота (ополчение свободных общинников). На вооружении армии были боевые колесницы, метательные машины и осадная техника. В 553, опираясь на войско, Кир II поднял восстание персидских племён против владычества Мидии. В 550-549 завоевал Мидию, затем покорил Парфию.

В борьбе с образовавшимся антиперсидским союзом в составе Лидии , Вавилонии и Египта руководствовался стратегией последовательного разгрома своих противников, тщательно готовил походы в политическом и военном отношении. Направив первый удар по Лидии, в сражении при Сардах в 546 до н. э. нанёс поражение войску лидийского царя Креза и после 15-дневной осады взял г. Сарды. Вслед за Лидией подчинил греческие города-государства Малой Азии. Перед походом на Вавилонию, чтобы обеспечить свой тыл, завоевал (в 545 - 539) Согдиану и Бактрию - области Средней Азии (территория современного Афганистана , Таджикистана и Узбекистана). Успеха в сражениях добивался главным образом применением ударов конных масс во фланг и тыл вражеского войска. Осуществляя политику изоляции Вавилонии от внешнего мира, добился того, что её торговля пришла в упадок. В 539 в сражении при Вавилоне разбил вавилонское войско. Благодаря поддержке торговых кругов и жрецов Вавилонии смог быстро овладеть этим первоклассным для того времени городом-крепостью и присоединил Вавилонию к Персии. Отложив на время поход против Египта, Кир II в 530 направился с войском для покорения скотоводческих племён Приаральской низменности - массагетов, но потерпел поражение и погиб. В завоёванных областях Киром II поощрял развитие ремёсел и торговли, строил города, крепости и дороги. В крепостях имел постоянные гарнизоны и придавал им значение опорных пунктов персидского владычества. Деятельность Кира II нашла отражение в трудах древне-восточных и древне-греческих историков и писателей, в частности в «Киропедии» Ксенофонта.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 4.

Персидский царь

Кир II Великий, Куруш (559-529 гг. до н.э.), персидский царь, знаменитый завоеватель древности. Он принадлежал к роду Ахеменидов; его отцом был вождь персов-пасаргадов Камбис, по материнской линии Кир приходился внуком Астиа-гу, царю Мидии. Став царем, он объединил персидские племена и создал сильную армию.
В 553 г. Кир выступил против Мидии и нанес поражение индийскому войску. Захватив мидийскую столицу Экбатаны и низложив царя Астиага, Кир сделал Мидию составной частью Персидского царства.
После захвата Мидии Кир продолжил завоевательные походы. В течение короткого времени ему удалось покорить Армению и Каппадокию. К 547 г. персидское войско вышло к границам Лидийского царства. Обеспокоенный военными успехами Кира, лидийский царь Крез на случай персидского вторжения призвал в союзники Вавилонию и Египет. Однако это не остановило Кира. Он вторгся в пределы Лидии, разбил войско Креза в битве при Птерии и овладел столицей царства- Сардами. Крез стал пленником Кира, Лидия была присоединена к Персидской державе, отныне в Сардах находился персидский наместник.
Впоследствии Кир подавил крупное антиперсидское восстание в Бактрии и захватил ряд областей в Средней Азии. Одновременно полководцы Кира подчинили греческие города на ма-лоазийском побережье Эгейского моря.
В 538 г, Кир приступил к завоеванию Вавилонии. В то время Нововавилонское царство было крупным торгово-ремесленным государством, столица которого, Вавилон, представляла собой неприступную крепость. Ввиду этого Кир накануне нападения на Вавилонию через своих лазутчиков привлек на свою сторону вавилонское жречество, недовольное правлением царя Набонида. Вторгнувшись в пределы Вавилонии, Кир в большом сражении разбил вавилонское войско и захватил большую часть Вавилона; лишь центральная часть города некоторое время оказывала сопротивление.
После завоевания Вавилонии Кир принял титул "царь Вавилона, царь стран". Завоеванному городу он оставил прежние льготы и привилегии, а также признал культ вавилонских богов. Кир освободил иудеев от "вавилонского плена" и позволил им вернуться на родину, в Палестину. В дальнейшем он дипломатическим путем добился подчинения Сирии и Финикии.
Согласно античной традиции, Кир готовил поход на Египет, но прежде чем двинуть войско в страну пирамид, он решил обезопасить северо-восточные границы своего царства от вторжения саков-массагетов, кочевавших в степях к востоку от Аральского моря. Это поход окончился для него трагически. В бескрайних степях персидская армия была окружена массагетами и уничтожена. Сам Кир погиб в бою. По сообщению Геродота, царица массагетов Томирис велела отрубить ему голову и опустила ее в бурдюк с кровью. Останки Кира были погребены в Пасаргадах в гробнице, которая сохранилась до наших дней.

Использованы материалы кн.: Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005.

Полководец

Кир II Великий. В 558 году до н. э. Кир стал правителем одной из персидских областей - Аншана.

Аншанский правитель сформировал из племенных, преимущественно конных ополчений сильную армию.

Через несколько лет после начала своего правления в Аншане, Кир поднял восстание против правящей мидийской династии. В 553 году началась упорная трехлетняя война персидских племен во главе с Киром против господства Мидии. В конце концов персы победили мидян, к 549 году их государство было окончательно завоевано персидской армией.

Строя Персидское государство, Кир II многое заимствовал из государственного устройства Мидии. В стране персов сохранились некоторые мидийские законы и административные установления.

Появление "на свет" сильного в военном отношении Персидского государства встретило противодействие его соседей. Три страны - Лидия, Вавилония и Египет в 547 году до н. э. образовали антиперсидский союз.

Первый удар персидский полководец нанес по Лидии. В 546 году царь Лидии Крез вторгся в Персию, переправившись через реку Халис в Каппадокию. Однако победного похода у лидийцев не получилось.

Поражение лидийской армии было полным. Царь Крез с небольшими ее остатками бежал в свою столицу Сарды. Персидский царь преследовал разгромленного противника до полной победы. Персы штурмом овладели Сардами только после 15-дневной осады города-крепости.

Вслед за Лидией персы подчинили себе один за другим многочисленные греческие города-государства в Малой Азии, расположенные на побережье Эгейского моря.

В 545-539 годах до н. э. персы завоевывают обширные среднеазиатские земли. Победы царской армии добывались во многом благодаря сильным ударам массы конных воинов во фланг и тыл противнику, что позволяло окружать его войска.

В 539 году персидский царь, собрав значительные военные силы, выступил в завоевательный поход против Вавилонии. В том же году в сражении под стенами столицы он разбил войска царя Набонида, во главе которых не оказалось способных полководцев. Осада многолюдного крепостного города с его циклопическими стенами продолжалась около двух лет. Халдеи успешно отбили первый вражеский штурм.

Окончательно овладеть Вавилонским царством Кир смог только благодаря поддержке торговых людей и жрецов этой страны.

В Вавилонии повторилась та же картина, что и в завоеванной персами Лидии. Кир вновь милостиво отнесся к побежденным вавилонцам, которые, по сути дела, покорились ему без большого сопротивления. Почти бескровное овладение Вавилонией позволило захватить персам также Палестину и Сирию.

Персидский завоеватель продолжал гуманно относиться к населению стран, признавших его господство.

После всех этих завоеваний Персидская держава стала простираться от Индии, вдоль Аральского и Каспийского морей, черноморского побережья Малой Азии до восточного Средиземноморья. В Персидское царство входили многие большие города той эпохи, известные ремесленные и культурные центры. Государство заботилось о процветании своих городов, внешней и внутренней торговле и собственном экономическом благополучии.

Победы персидского войска до известной степени были облегчены тем, что городская знать, жрецы храмов и торговые круги древних государств Восточного Средиземноморья были заинтересованы в создании такого государственного объединения, которое могло бы способствовать расширению торговли и обеспечению безопасности торговых путей.

Полная неудача антиперсидского союза, заключенного в 547 году до н. э. между Лидией в Малой Азии, Вавилонией и Египтом, была в значительной степени обусловлена изменой определенной части господствующего класса союзных стран.

Отложив на время поход на Египет, на своего последнего сильного противника, Кир Великий попытался покорить многочисленные и воинственные племена массагетов, кочевавших в Приаральской низменности. Он выступил против них в большой военный поход, добившись на первых порах некоторых успехов. Персидская армия дошла до реки Яксарт.

Однако в большом сражении в бескрайней степи многочисленная конница массагетов разгромила персидскую армию, а сам царь-полководец пал в битве. Схватки в ней отличались такой яростью, что царским телохранителям в бою так и не удалось выручить тело своего правителя, которое стало бесценной добычей для воинов-массагетов.

Гибель царя Кира II Великого не привела к развалу созданной им империи. Персидский престол перешел к его сыну-полководцу Камбизу II, который получил в наследство прекрасно организованную и обученную персидскую армию. Во главе ее он добьется желанной победы над кочевниками-массагетами и завоюет Египет.

Персидский царь Кир II Великий оставил заметный след в истории. Созданная им огромная держава просуществовала, процветая, еще два столетия после его гибели на поле брани. Только Александр Македонский сокрушил ее мощь. Кир создавал свою империю не только военной силой, но и редким умением находить верных союзников среди побежденных. Он был талантливым государственным деятелем, заботившимся как о процветании собственно Персии, так и покоренных народах, терпимо относился к их религии и обычаям.

Использованы материалы сайта http://100top.ru/encyclopedia/

Детство прошло среди царских рабов

Куруш II (Кир II), Царь Персии из рода Ахеменидов , правивший в 559-530 гг. до Р. Х. Сын Камбуджии I и Манданы. + 539 г. до Р. Х.

О происхождении, детских и юношеских годах создателя великой Персидской державы Куруша II существовало несколько противоречивых свидетельств. Например, Геродот знал четыре версии рассказов о возвышении Куруша. Другой греческий историк, Ксенофонт, также пишет о том, что уже в V в. до Р. Х. о жизни Куруша рассказывали по-разному. Согласно наиболее распространенной версии, отцом Куруша был персидский царь Камбуджия I, а матерью - Мандана, дочь мидийского царя Иштувегу, которому тогда подчинялись персы. По свидетельству Геродота, однажды Иштувегу приснился сон, истолкованный придворными жрецами-магами в том смысле, что его внук Куруш станет царем вместо него. Поэтому Иштувегу вызвал к себе из Персии беременную Мандану и через некоторое время, когда у нее родился сын, решил погубить его. Эту задачу он возложил на своего сановника Гарпага. В свою очередь, Гарпаг передал ребенка пастуху Митридату, одному из рабов Иштувегу, и повелел оставить его в горах, где было полно диких зверей. Но когда Митридат принес младенца в свою хижину в горах, он узнал, что его жена только что родила мертвого ребенка. Родители решили воспитать царского сына, который получил имя Куруш, как своего, а мертвого ребенка оставили в уединенном месте в горах, одев его в роскошные одежды внука Иштувегу. После этого Митридат доложил Гарпагу, что он исполнил его приказ. Гарпаг же, послав верных людей осмотреть труп младенца и похоронить его, убедился, что это действительно так.

Таким образом, детство Куруша прошло среди царских рабов. Когда мальчику исполнилось десять лет, он однажды во время игры с детьми был избран царем. Но сын одного знатного мидийца отказался повиноваться ему, и Куруш наказал его побоями. Отец этого мальчика, Артембар, пожаловался Иштувегу, что его раб бьет детей царских сановников. Куруш был приведен для наказания к Иштувегу, у которого сразу возникли подозрения, что перед ним его внук, так как он заметил в нем черты фамильного сходства. И действительно, допросив под угрозой пыток Митридата, Иштувегу узнал правду. Тогда он жестоко наказал Гарпага: пригласил его на обед и тайно угостил мясом собственного сына, сверстника Куруша. Затем Иштувегу снова обратился к магам с вопросом, грозит ли ему еще опасность со стороны внука. Те ответили, что сновидение уже сбылось, поскольку Куруш был избран царем во время игры с детьми, и поэтому больше бояться его не надо. Тогда Иштувегу успокоился и отослал внука в Персию к его родителям.

В 558 г. до Р. Х. Куруш стал царем персидских оседлых племен, среди которых главенствующую роль играли пасаргады. Кроме них в союз входили также марафии и маспии. Все они находились в зависимости от мидийского царя. Центр тогдашнего Персидского государства располагался вокруг города Пасаргады, интенсивное строительство которого относится как раз к начальному периоду правления Куруша. (Жившие в городах и степях Персии киртии, марды, сагартии и некоторые другие кочевые племена, а также оседлые племена кармании, панфиалеи и деруши были покорены Курушем позднее, по-видимому, уже после войны с Мидией.)

Когда Куруш сделался царем Персии, на Ближнем Востоке существовали четыре крупные державы: Мидия, Лидия, Вавилония и Египет. Всем им в будущем суждено было войти в состав державы Ахеменидов, начало создания которой положило в 553 г. до Р. Х. восстание персов против Мидии. Согласно Геродоту, причиной войны между двумя этими царствами послужил заговор знатного мидийца Гарпага, которому, как уже говорилось выше, Иштувегу нанес жестокую обиду. Он сумел привлечь на свою сторону многих знатных мидийцев, недовольных суровым правлением Иштувегу, а затем подговорил Куруша поднять восстание.

Чтобы возбудить воинственный дух персов, Куруш, по слова Геродота, пошел на хитрость. Однажды он велел им прийти с серпами и расчистить от колючего кустарника значительный участок земли. После того как работа была выполнена, царь распорядился заколоть скот и подать в изобилии хлеба и вина, чтобы угостить персов. Обратившись к собравшимся на пиру, Куруш спросил, предпочитают ли они надрываться от тяжелого труда, или проводить время в пирах и веселье. Как и следовало ожидать, персы выбрали второе. Тогда Куруш стал уговаривать своих подданных отложиться от Мидии и обещал им, что успех восстания обеспечит им всем легкую жизнь. Персы охотно откликнулись на призыв своего вождя.

Исход войны решился в трех битвах. В первой Иштувегу сам не участвовал, а его полководец Гарпаг с большей частью войска перешел на сторону персов. Тогда Иштувегу собрал новое войско и сам повел его в бой. Вторая битва продолжалась два дня и закончилась полной победой мидийцев. Последняя битва произошла уже в Персии под стенами Пасаргад. Она тоже продолжалась два дня. В первый день успех был на стороне мидийцев, но на второй день персы, пристыженные своими женами и матерями, стали сражаться решительнее. В конце концов войску Куруша удалось одержать полную победу и захватить лагерь мидийцев. Не находя больше поддержки у подданных, Иштувегу бежал в Экбатаны, но вскоре был принужден сдаться Курушу и отречься в его пользу от престола (в 550 г. до Р. Х.). Мидийская знать, хотя и сохранила при новой династии свои привилегии, уступила первенство персидской. Таким образом, Персия, до этого малоизвестная периферийная область Азии, в середине VI в. до Р. Х. вышла на сцену мировой истории, чтобы в течение двух следующих столетий играть в ней ведущую роль.

Сразу после победы над Иштувегу, в 549 г. до Р. Х., Куруш захватил весь Элам и сделал главный город этой страны - Сузы - своей столицей. В следующем году были покорены страны, входившие в состав бывшей Мидийской державы: Парфия, Гиркания и, вероятно, Армения. Затем пришло время Лидии. Об этой новой войне достаточно подробно повествует Геродот. В ту пору Лидия объединяла под своей властью всю Малую Азию. Ее царь Крез считался одним из богатейших и могущественнейших государей Востока. Уверенный в своей силе, он в 547 г. до Р. Х. вторгся в Каппадокию, раньше принадлежавшую мидийцам, а затем перешедшую под власть персов. Кровопролитная битва между противниками произошла на реке Галис и закончилась безрезультатно. Но Крез счел за лучшее отступить к своей столице Сардам, чтобы тщательнее подготовиться к войне. Он предполагал в ближайшее время возвратиться в Каппадокию, однако Куруш не дал ему собраться с силами и внезапно явился со всем своим войском к Сардам. Лидийцы вовсе не ожидали такого поспешного нападения и узнали о нем, лишь, когда персы появились у их столицы. Крез вывел навстречу Курушу свое войско, состоявшее большей частью из вооруженной копьями конницы. Для того чтобы избежать ее стремительной атаки, Куруш, по совету своего полководца Гарпага, придумал такую хитрость: он велел освободить от поклажи всех шедших в обозе верблюдов, посадил на них воинов и поставил эту своеобразную кавалерию впереди своего войска. Когда начался бой, лидийские кони, не привыкшие к виду и запаху верблюдов, обратились в бегство. Всадники были принуждены соскочить с них и сражаться с врагом в пешем строю. Несмотря на отчаянное сопротивление, они в конце концов были разбиты и бежали в Сарды. Осада этой неприступной крепости продолжалась всего 14 дней. Персам удалось найти тайную тропу, по которой они взошли на отвесные стены акрополя. Этот неожиданный штурм решил исход всей войны - лидийцы были покорены, а их царь Крез оказался в плену у Куруша. Вскоре после этого Гарпаг, получивший в управление Лидию, завоевал все прибрежные малоазийские города греков в Ионии и Эолиде. Потом были покорены карийцы, ликийцы и кавнии.

После лидийского похода Куруш, вероятно, приступил к завоеванию областей Восточного Ирана и Средней Азии. Подробности этой войны нам совершенно неизвестны, и поэтому историки ничего не знают о том, каким образом Дрангиана, Маргиана, Хорезм, Согдиана, Бактрия, Гедросия, Арахосия и Гандхара вошли в состав державы Ахеменидов. Вероятно, это произошло в 545-540 гг. до Р. Х. А затем наступила очередь Вавилонии, которая включала в себя почти всю Месопотамию, Сирию, Финикию, Палестину, часть Аравийского полуострова и Восточную Киликию. Весной 539 г. до Р. Х. персидская армия выступила в поход и начала продвигаться вниз по долине реки Диялы. Лето было потрачено персами на сложные земляные работы у реки Гинд. (Геродот пишет, что одна из священных белых лошадей Куруша утонула в ней; и тогда царь велел разделить воды этой реки на 180 отдельных каналов и таким образом наказал ее.) Тем временем вавилонский царь Набунаид успел хорошо подготовиться к войне. Вавилония имела много мощных крепостей, из которых особенно выделялся своей неприступностью Вавилон. (Город был обнесен двойной стеной из сырцовых и обожженных кирпичей, скрепленных раствором асфальта. Внешняя стена имела высоту около 8 м, а внутренняя, расположенная на расстоянии 12 м от внешней, - 11-14 м. На расстоянии 20 м друг от друга на стенах располагались укрепленные башни. Перед внешней стеной крепостного вала, на расстоянии 20 м от нее, был глубокий ров, наполненный водой. Через город протекала река Евфрат.)

Решительное сражение между персами и вавилонянами произошло в августе 539 г. до Р. Х. у Описа на Тигре. Куруш одержал здесь победу над пасынком Набунаида Бэлшаррууцуром. В октябре его войска взяли хорошо укрепленный Сиппар, а через два дня - 12 октября - также без боя Куруш овладел Вавилоном. (Согласно Геродоту, он велел отвести реку и вступил в город по ее руслу, но современная событиям Вавилонская хроника ничего об этом не говорит, и поэтому многие историки считают сообщение Геродота недостоверным.) Персы убили царевича Бэлшаррууцура, но с престарелым Набунаидом Куруш обошелся милостиво - сохранил ему жизнь и только удалил из Вавилонии, назначив сатрапом Кармании. Персидский царь велел вернуть обратно идолов богов, вывезенных Набунаидом из храмов покоренных городов. Многие храмы, разрушенные ассирийцами и вавилонянами, были при нем восстановлены (в том числе и евреи получили разрешение восстановить свой Иерусалимский храм). Местная вавилонская знать в основном сохранила все свои привилегии.

После падения Вавилонии все страны, расположенные к западу от нее до границ с Египтом, по-видимому, добровольно подчинились персам. Тогда же персы установили свой контроль над частью Аравийского полуострова, захваченной до этого Набунаидом. Свой последний поход Куруш предпринял около 530 г. до Р. Х. против массагетов - кочевников, обитавших в степях между Каспийским и Аральским морями, на северо-восточных границах его державы. Здесь удача, так долго сопутствовавшая персидскому царю, ему изменила: во время битвы на восточном берегу Амударьи Куруш потерпел полное поражение и погиб сам. По свидетельству Геродота, торжествующие враги отрубили ему голову и бросили ее в мешок с кровью. Однако, поскольку доподлинно известно, что Куруш был погребен в Пасаргадах (где тело его видел еще Александр Македонский), этот эпизод считают недостоверным.

Использованы материалы книги К.Рыжов. Все монархи мира. Древний Восток. М., "Вече". 2001. Электронный текст перепечатывается с сайта http://slovari.yandex.ru/

Далее читайте:

Ахемениды (700-330 гг. до Р. Х.)

Камбуджия II , царь Персии из рода Ахеменидов, правивший в 530-522 гг. до Р. Х., сын Куруша II.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!