История развития детских общественных объединений в россии и современное состояние детских движений. Детские общественные объединения: особенности создания, история и интересные факты Правительству Российской Федерации

Достижения, проблемы и противоречия

Каждый присутствующий также может посчитать свой стаж общественника и организатора в этом движении, провести анализ и сделать обобщённые выводы, куда идти дальше. К сожалению, рекомендации и прогнозирование часто делают люди, не совершившие достаточно убедительного вклада, а те, кто работает, не успевает остановиться – оглянуться и наметить стратегию, поэтому возникает так много несоответствия и проблем. Поэтому сегодня самое главное, чтобы каждый участник Российского движения школьников почувствовал свою причастность к знаменательному историческому событию - моменту создания на перспективу! Ведь потом по истечении времени придётся взвесить собственный вклад, груз ответственности и последствия своего участия – это неизбежно, поэтому каждый из нас уже сегодня должен почувствовать эту ответственность в контексте реальных событий общественной жизни.

(Слайд 2) Но знаете, сегодня некоторые руководители детских сообществ жалуются на собственную администрацию, назначившую их на эту роль или вышестоящие инстанции, что загрузили их сильно и что слишком много заданий даётся. Они совсем не ощущают себя строителями такого замечательного нового социального явления, в которое могут войти добровольно, по собственному выбору, а не себя ответственность, а потом превращать это в каторгу и для себя, и для детей. Другие, особенно опытные, с повышенной ответственностью несут формализм в новую организацию, скрупулёзный учёт количества мероприятий и т. п. Третьи же принимают идею создания новой организации только потому, что здесь ожидается системная, а не эпизодическая ресурсная поддержка жизни детского объединения, при этом, просто сохраняют прежние достижения ДОО, не реагируя на новые реалии членства в российском движении.

Такое впечатление, что все эти взрослые недостаточно задумываются о последствиях от своих действий, потеряли чувство перспективы и думают о будущем без пафоса, который был у многих пионерских вожатых, а те бывшие и сегодня с романтическим эмоциональным подъемом вспоминают своё прошлое, потому что вместе с нашими воспитанниками мы жили ради будущего. А то, что были трудности и масса препятствий на пути осуществления наших мечтаний, так это только укрепляло нашу уверенность в себе и своём деле. Сегодня правоту наших прежних решений подтверждают или опровергают своей жизнью уже очень взрослые наши воспитанники. От нашего настроя, понимания смысла и действий в каждый конкретный момент многое зависит в их судьбе.

В момент зарождения движения очень важно осознанно и сдержанно относиться к каждой детали, вот сначала мы восприняли очень агрессивно сочетание в одном названии понятий «движение» и «организация». Потому что мы видим здесь противоречие, даже в нормативно – правовом смысле. Сейчас же я вижу, что разрешение этого противоречия даёт нам дополнительные возможности. Так понятие «движение» подчёркивает свободную природу его жизни и деятельности как социального организма, а понятие «организация» помогает подчеркнуть приоритет педагогического значения членства и детей и взрослых в устойчивой нормированной среде. И разрешение этого противоречия может только обогатить смысл происходящего, надо только разработать и освоить инструменты социально и педагогически целесообразного руководства жизнедеятельностью участников. Ниже постараюсь разъяснить свою позицию.

(Слайд 3) Сегодня очень важно, анализировать прежний опыт, но не впадать ни в эйфорию воспоминаний, ни в жёсткое критиканство, а вести скрупулёзный анализ достижений, проблем и противоречий в истории развития детского общественного движения. При этом достижением , как показало время, выглядит не количество проведённых мероприятий в тот или иной период. При воспоминаниях на первый план выступают ярко прожитые судьбоносные события гражданского звучания, результативные действительно общественно полезные региональные дела и тут же с большим удовольствием отмечаются внутри коллективные победы и личные достижения отдельных ребят. Я могла бы привести множество примеров из анкет и позитивных воспоминаний об опыте общественных объединений городских и районных штабов пионеров активистов 70-ых годов, педагогических отрядов старших школьников и студентов, в частности «Флагман» 80-ых годов и из опыта центра детских молодёжных и родительских инициатив «Содружеств» 90-ых годов, руководимых мной и современного центра регионального движения с таким же название, а также мнения недавних и сегодня выросших скаутов. В этих воспоминаниях нам надо отчётливо увидеть значение для всех этих людей и для социума тех или иных событий, их достижения в проявлении гражданской, общественной или личной активности. Ответить для себя на вопрос как в нашем регионе разный масштаб деятельности порождает разнообразие социальных инициатив детей и взрослых, как раскрывает возможности личностного роста участников движения.

(Слайд 4) При анализе опыта, как мы убедились, надо различать и значимость социальных инициатив для самореализации, для роста лидерской роли и для проявления способности участников движения к созданию чего-то нового. Поддержка социальных инициатив - это наш главный инструментарий в развитии общественной жизни детского движения. Нам также надо видеть и бессмысленность, непродуктивность некоторых потраченных усилий. Нам и опытным руководителям и молодым, начинающим надо с полной ответственностью осознавать свою миссию как общественных деятелей, которые уже сегодня влияют на будущее нашей страны. Не случайно в целях Р Д Ш указано достижение единства российского общества. А я была свидетелем в 1990 году, как в Киеве руководители детских объединений в ужасно агрессивной форме раскалывали детское движение на всесоюзное пионерское и националистическое военно – патриотическое. Последствия мы наблюдаем сегодня. Необходимо честно проанализировать и причины сегодняшней протестной активности наших старших школьников, на этом фоне наметить пути к консолидации в позитивно созидательной деятельности, да в заботе об улучшении окружающей жизни, но начиная с себя, с доступного ближнего окружения, а не в иллюзорном идеалистическом проектировании, которое почти никогда не приводило к конкретному воплощению проектов, к получению реального продукта. Не часто мы можем похвастаться тем, что оказали поддержку социальным инициативам юных граждан, чтобы воссияла их гордость за реализованный замысел, а не гордыня, которая звучала вчера в лозунгах юных демонстрантов «Мы - власть». Именно нам надо не осуждать их, а помочь, создать условия, чтобы научиться демократическим путём принимать решения, брать на себя ответственность и совершать правомерные поступки, социально ответственное поведение. Надо учить руководителей детского общественного движения становится лидерами именно созидательного демократического самоуправления, именно в заботе об улучшении, а не разрушении окружающей жизни и собственной судьбы.

(Слайд 5) Говоря о достижениях, непременно нужно фиксировать и педагогическое значение общественной активности. Здесь приоритетная роль принадлежит организации, так как в этой форме общественной жизни больше определённости и ответственность закреплена самим вступающим в организацию. Надо ли писать заявление, что писать, как оформлять права и ответственности членов организации нам ещё предстоит дорешать после вчерашнего конкурса. Также предстоит довести решения и по ступеням личностного роста члена организации.

(Слайд 6) Но существует общенаучная картинка роста деятеля, участника любой деятельности: это уровень исполнительский, репродуктивный, то есть подражательный и творческий.

(Слайд 7) В современной педагогике и документах государственной политики представлены ориентиры в воспитании, социализации, инкультурации личности. Это позволяет уточнить задачи программ развития детских объединений и программ подготовки вожатых. На этой основе мы сейчас разрабатываем показатели развития культуры социальной инициативы, определяем компетентности лидера команды и компетентности лидера коллектива (это согласитесь разные формы организации), уточняем педагогический инструментарий и уровни развития самоуправления в детском объединении и в региональном отделении.

(Слайд 8) Нам постоянно приходится лавировать в пограничной педагогической позиции между гуманизмом и демократизмом в управлении детским движением, с одной стороны, чтобы личности прорастали во всём своём многоцветьи, а с дугой стороны, чтобы сообщество работало как отлаженный механизм. При этом, надо отметить, что недостаточно системно используются в деятельности Р Д Ш всё многообразие возможных органов самоуправления, индивидуальных и коллективных поручений, как инструмент развития демократической культуры. Используются тренинги, мастер – классы, методы психолого - педагогического влияния но в повседневной жизни и в общении членов детского объединения, взрослых и детей отношения не всегда построены на единстве уважения и требовательности к личности, на индивидуальном подходе, то есть гуманизме. Не достаточно разработан арсенал методов грамотного психолого - педагогического влияния. И в формах организации всё-таки чаще всего используются конкурсы и метод заданий, то есть деятельность по заданному алгоритму, если же применяются КТД, квесты или другие инновационные названия, то они как-то очень похожи на «игры по станциям», а флешмобы, например, - на мероприятия показательного характера, что слабо влияет на развитие личностной инициативы и самостоятельности ребят. Формализм всемогущ, он легко срабатывает на подмене истинно развивающих форм жизни на удобные формы мероприятий (простите я их называю «муроприятиями», потому что меры которые принимаются порождают противоположный педагогический эффект тем целям, что обозначены в программах. Выводы нужно каждому участнику нового движения поставить перед собой вопрос о готовности, а значит о повышении профессионализма, хорошо, когда вожатые интуитивно, в силу своего молодого задора или опыта добиваются хороших педагогических результатов, но тогда происходит быстрое их психологическое выгорание, только педагогически целесообразное руководство обеспечивает долгожительство детского сообщества и значимые результаты в личностном росте каждого участника движения.

(Слайд 9) Любые разработки не будут продуктивными, если не учитывать уроки истории детского движения. На занятиях вожатых не столько важны познания о событиях тех времён, сколько изучение их причин и следствий. Исторический анализ позволяет нам уяснить, что стало истоками зарождения того или иного направления движения, что было источником развития , а что способствовало воспыланию или затуханию животворящего огня социальных инициатив . Совершая перенос выводов историко-педагогического анализа на современную историю каждого собственного общественного объединения, вожатые могут выявлять неиспользованные резервы и возможные риски на пути развития социальных инициатив. Я позволю себе привести краткий обзор результатов анализа этого года в двух наших экспериментальных группах вожатых.

В связи с военной угрозой для России царское правительство предприняло попытку военно – патриотической подготовки подрастающего поколения к защите Отечества через создание в начале ХХ века «потешных» команд в память о «потешных войсках» Петра Великого. Создавались они при школах и при военных полках, батареях, кораблях.

Поскольку большая часть населения проживала в сельской местности, то и создание таких формирований по императорскому указу происходило преимущественно среди крестьянских ребят, казачат, но возникали они самостийно и в городах. Во главе каждой команды был обязательно поставлен офицер или унтер-офицер, во время войны их место заняли педагоги.

В начале ХХ века на Петербургской земле по примеру Баден – Паула (который, заметим свою группу и организацию создал на основе романтики свободной жизни индейцев), но боевой капитан Олег Иванович Пантюхов создал военизированную группу подростков из семей буржуазии и городской интеллигенции, которая переросла в организацию скаутов разведчиков под девизом «За Бога, Царя, и Отечество

Позднее вслед за Сетоном – Томпсоном идеолог демократического крыла скаутского движения Иннокентий Николаевич Жуков утверждал, что «скаут не военный разведчик, а…пионер культуры разведчик всего хорошего – маленький друг всего мира ». – так он и стал в последствии одним из основателей пионерской организации. (Надо сказать, что очень интересная этимология у слова «пионер»)

Вывод: общее для этих течений – это возможность для любого члена организации в совершении малых добрых дел и посильного участия в общественно значимых акциях . Эта активная деятельность непременно способствовала личностному росту скаута, освоению им разнообразных социальных ролей и накоплению опыта общественной жизни.

Ведь очевидно, что можно сделать нужные выводы и вынести полезные уроки и для сегодняшнего дня в определении ступеней роста.

(Слайд 10) 20-ые годы – создаются отряды ЮКОВ и пионеров, как средство утверждения диктатуры пролетарских идей и детское движение инициировало активность детей из бедных слоёв населения , которые ранее с завистью взирали на скаутов.

Поскольку вожатыми были «люди от станка», развитие пионерского движения строилось на общественно значимых событиях и делах государственного значения движение за ликвидацию безграмотности, повышение производительности труда на заводах и фабриках и интернациональную сплочённость пролетариев. И конечно, выездные лагеря и походы, романтика вечерних костров с печёной картошкой.

Когда же стало очевидно, что очень много перегибов в политизации детей, было решено перевести отряды на базу школы и движение разрозненных отрядов было преобразовано в пионерскую организацию под руководством комсомола. Действительно так легче было управлять не только детским движением, но и влиять на идеологию старорежимных учителей. Хотя это породило массу противоречий.

В 50-ые годы в Ленинграде было положено начало Всесоюзному движению Красных следопытов, занимавшихся серьёзными исследованиями истории революционных и военных событий, укреплявшими связь между поколениями .

60-ые получили распространение школы и лагеря актив а, пионерские и комсомольские штабы как средство активизации лидерских качеств подрастающего поколения.

В 70-80-ые годы зародилось Всесоюзное движение «Пионерстрой», в основе которого лежала действенная поддержка государством общественно полезных трудовых инициатив пионеров. (Цветок жизни, Детский городок в Приморском парке, улица Пионерстрой, стация метро Пионерская)

Не надо забывать о Всесоюзной военно – спортивной игре «Зарница» - защита Отечества востребована во все времена.

Всё эти явления общественной жизни зарождались как педагогически целесообразная социальная инициатива детей и взрослых, как проявление культуры общей заботы детей и взрослых о жизни своего города и его жителях, складывались особые традиции и формы жизнедеятельности Ленинградской пионерской организации. 24 марта – 60-лет ленинградскому пионерскому штабу исполнилось 60-лет и поколения штабистов его отмечали, а ведь некоторым уже на восьмой десяток. Они до сих пор готовы показать, какое сильное значение имело для них участие в акциях гражданского звучания, в коллективной жизни и просто дружить, любить и осознанно строить свою жизнь.

Но со временем общественно-полезная деятельность становилась заорганизованной и обрастала формализмом, как ракушником, инициатива погибала как корабль, утративший свободу движения. Потому что Всесоюзные марши возникали как поддержка инициатив отдельных регионов, и сначала хорошо стимулировали к активности тех, кто не мог породить нечто подобное, а просто готов был принимать участие в хороших делах, то потом маршей становилось всё больше, а ретивые бюрократы от комсомола стали требовать количества участников в каждом маршруте, я не продолжаю, но хочется предостеречь всех нас от этих ошибок.

(Слайд 12) Не для разрушения организации, а для развития самодеятельности пионеров и вожатых в 60–70–ые годы в Петербурге с преодолением множества препятствий был проведён эксперимент союзного значения под руководством ленинградского учёного Игоря Петровича Иванова, на основе наработок вожатского Союза энтузиастов, при организации завучем дома пионеров Фаины Яковлевны Шапиро и вожатой Людмилы Глебовны Борисовой - родилась организация пионеров-активистов «Фрунзенская коммуна» и через Всероссийский лагерь «Орлёнок» посредством клуба юных коммунаров в газете «Комсомольская правда» её опыт был распространён по всему Советскому Союзу, которое в истории было названо как Коммунарское движение . (в интернете много материала об этом появилось и сейчас обсуждается новая статья Бориса Куприянова – профессора ВШЭ)

Как коротко можно прокомментировать это. Родилась инициатива молодых, с одной стороны как средство развития идей старшего поколения, и с другой стороны как средство преодоления формализма , альтернатива застывшим формам жизни. Это движение было носителем созвучных официальному курсу идей и культурных ценностей, но не вписывалось в нормы партийно-авторитарного руководства детским и молодёжным движением.

Творческое содружество поколений, коллективная организация жизни, общая забота старших и младших об улучшении окружающей жизни, коллективные творческие дела, праздники и игры стали средством утверждения гуманизма и демократизма в воспитательных отношениях .

Но государственные и партийные структуры не смогли услышать зов будущего к преобразованию жизни. А если бы своевременно была оказана разумная поддержка, возможно, что мы бы и сегодня жили совсем в другой России.

(Слайд 13) В 1991 году у нас вместо единой организации возникло множество разнообразных общественных объединений, которые создавали взрослые для развития общественной деятельности детей в новых условиях , которые установили между собой социальные связи и имели некоторую государственную поддержку.

В 2015 году в Санкт-Петербургский городской Реестр общественных объединений вошло 35 зарегистрированных детских общественных объединений :

Как пример действующих до сих пор:

Санкт-Петербургское культурно-патриотическое молодежное общественное движение «Юные за возрождение Петербурга»;

Межрегиональная детская общественная организация Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Ю - Питер»;

Региональная общественная организация «Дружина скаутов-разведчиков «Санкт-Петербург» ;

Региональная детская общественная организация «Ассоциация юных лидеров Санкт-Петербурга»;

Региональное детско-юношеское гражданско-патриотическое общественное движение «Союз юных петербуржцев».

Слайд 14) В нашем городе накоплен богатый опыт по созданию культурно приемлемых форм социальной жизни молодёжи, в которой дети и молодёжь имеют возможность проявить личную и общественную инициативу, гражданскую заботу о своём городе и его жителях.

Рождение детских социальных инициатив - это процесс неизбежный и неиссякаемый , ибо юное поколение всегда несёт в себе обновление. Во все времена общественное движение было средством реализации инициативы активных молодых членов общества и в то же самое время всегда приходилось преодолевать стремление взрослых к передаче знаний о своём опыте и не способности к созданию условий для поддержки инициативы ребят.

Исторический анализ показывает, общественное движение детей и юношества – это живой активный социальный организм, изменчивый, развивающийся или угасающий, но никогда не стоящий на месте. На фоне знаний по истории движения мы рассматриваем с вожатыми истоки возникновения конкретной ячейки детского движения, реальные ресурсы для развития, возможные направления жизнедеятельности движения и развития детских социальных инициатив, самоуправления.

(Слайд 15) Начиная с 70-ых годов каждое десятилетие мною проводился мониторинг, по изучению общественной активности участников детско-юношеского общественного движения, последний срез сделан был к 100-летию детского движения, которое отмечалось как международное событие в Петербурге, результаты исследования были представлены в Комитет по молодёжный политике по ими заявленной теме «Состояние и тенденции развития детского общественного движения в Санкт – Петербурге как переход на новое качество деятельности детских общественных объединений и формирование среды их эффективного функционирования», но что-то их не устроило и перемен мы не обнаружили. Потом же материал обсуждался на российской конференции и был опубликован в сборнике при Совете Российской Федерации. Я позволю себе привести только выводы.

Так вот если сопоставить материалы опроса пионерских активистов 70-ых и 90-ых годов, то можно выявить приоритеты ценностных ориентаций. Они отражают две разные эпохи в жизни общества, детских общественных объединений и в жизни одного поколения педагогов – руководителей детских объединений.

В семидесятые годы для активистов наиболее актуальной была потребность проявить себя в общественно значимых делах, обрести своё место в жизни и определённый статус в обществе. Главная проблема – невозможность установить взаимопонимание с ближним окружением: одноклассниками, родителями, учителями. (Опрос более 150 членов городского и районных пионерских штабов Ленинграда)

В 90-ые годы (первая половина десятилетия) приоритетной для подростков, членов детских объединений, оказалась потребность обрести определённый личностный статус, получить доступ к ценностям и благам жизни, главная проблема - невозможность проявить себя в сообществе детей и взрослых. (Опросы 183 членов детских общественных объединений, участников смены Центра детских и семейных социальных инициатив «Содружество» в Загородном центре «Зеркальный») Тогда члены детских объединений представляли тот состав детей, который прежде оказывался бы в пионерских штабах. А остальные дети в этот период просто не участвовали в общественной жизни.

То, что есть различия в личных и общественных интересах подростков из разных поколений, это не хорошо и не плохо. Просто каждому времени и условиям жизни соответствуют определённые приоритеты в ценностных ориентациях. Как показывают исследования, набор ценностей человеческого сообщества во все времена един, но люди выбирают из него, то, что больше подходит к их жизни в данное время и в данном месте.

Надо обратить внимание на проблемы, как задачи, которые невозможно решить из-за возникших непреодолимых препятствий. Препятствия либо можно обойти, либо разрушить: главная проблема пионерских активистов – трудности в межличностных отношениях, мы разрушали это препятствие, то есть решали её регулированием занятости в общественной жизни, в учёбе, в домашних делах, и воспитанием коммуникативной культуры к маленьким начальникам. Для активистов перестроечного времени трудность - отсутствие возможности у растущего человека предъявить себя в человеческом сообществе из-за непризнания взрослыми их значимости в обустройстве новой жизни. Вот это оказалось почти непреодолимым препятствием. Только отдельным руководителям удавалось обойти его, если отзывались на их запросы в учреждениях дополнительного образования и родители. Но чаще всего с нас требовали аренду за помещение, лицензирование как в образовательной деятельности и многим это оказалось не под силу.

(Слайд 16) При исследовании также обнаружились сходства и различия в позиции руководителей детских объединений разных десятилетий. Они также отражают две разные эпохи не только в жизни общества, но и в истории жизни одного поколения педагогов – руководителей детских объединений.

Как показывают опросы, для педагогов 70-ых главной задачей и проблемой являлось – не допустить формализм в коллективную жизнь и в воспитание, создать условия для развития заботливого отношения подростков к окружающим людям, поддержки интереса к общественно полезной деятельности в жизни. (Опрос руководителей городских и районных пионерских штабов из 147 территорий Советского Союза – участников семинаров: Всероссийского в «Орлёнке» и Всесоюзного в Артеке)

Для руководителей 90-ых - главная задача: найти возможность и создать условия для проявления инициативы ребят, а главная проблема – пробудить во взрослом обществе интерес к активной жизни подростков. (Анкета 58 участников сбора руководителей детских объединений в Санкт – Петербургском Центре «Содружество).

Таким образом, мы находим и общие черты в педагогической позиции руководителей пионерских и детских общественных объединений. В обоих случаях чётко совпали потребности подростков и педагогические задачи руководителей. На фоне устного опроса и экспертной оценки педагогов школ и центров дополнительного образования можно констатировать, что педагогическая позиция руководителей детских объединений, всегда ближе по интересам к детям, чем позиции классных руководителей и даже руководителей кружков в дополнительном образовании.

(Слайд 17) В 2009 году в период, предшествующий созданию Р Д Ш участники и руководители ДОО продемонстрировали полную несогласованность смыслов участия и приоритетов в деятельности ДОО:

Вывод: прогнозирование и планирование жизнедеятельности Детских объединений протекало в параллельных пространствах: отдельно в детском сообществе, и отдельно во взрослой прослойке. При этом, недостаточно организовано осмысление значимости, смыслов жизни ДОО. Это же противоречие существует и в сегодня, необходимо усилить внимание к совершенствованию форм взаимодействия детей и взрослых, способов совместного анализа и планирования жизнедеятельности ДОО.

Анализ ответов показал, что потребность самовыражения подростков в общественно значимой деятельности есть, они отмечают, что в жизни города и школ недостаточно представлена общественная значимость их деятельности, хотя даже небольшие дела приносят им большую удовлетворённость.

Представляя в ответах личностные качества, которые развиваются в деятельности ДОО, дети назвали, просто: «какие-то лидерские качества», «много качеств», предъявляя не совсем чёткое представление. Таких ответов, вместе с ответом «не знаю» было около четверти. Далее шёл самый обширный список деловых качеств человека, ответственного за результат и за других людей, а также перечень качеств, проявляемых в отношении к человеку, как таковому, но без соотнесения с какой-либо деятельностью.

(Слайд 18) Как дети, так и взрослые

Проявили заинтересованность, но не увидели возможности участия в общественно полезной деятельности

Почти совершенно не предъявили представление о том, что деятельность ДОО способствует развитию общественного статуса человека, росту его личностного статуса.

Вывод: общество лишило данное поколение людей, готовности к общественно - полезной деятельности, к социальной инициативе, опыта по установлению личностного и общественного статуса в социальной деятельности,

А теперь внимание: детям тогда было 8-15лет, сегодня же им 15 – 23года – как и тем, кто свою жажду в самореализации и общественной активности возможно реализовал на недавних демонстрациях по всей стране.

Действия многих выглядели не как прямой протест, тем более политический, а скорее, как участие в сетевой игре, переход в какую – то другую для них, новую социальную плоскостьпо созданию штабов, по организации флешмоба, что казалось даже своего рода шуткой. Но мы знаем, что сетевые игры становятся всё более опасными и порождают зависимость.

(Слайд 19) Мы сейчас приступили к новому этапу пилотного исследования, чтобы отработать адекватную методику. Но некоторые выводы для ориентировки имеем.

Главная задача состоится в том, чтобы воспитание, социальное и культурное развитие участников детского движения протекало гармонично,

А для этого, как показывает многолетний опыт, надо:

Чтобы первичной ячейкой движения всё же было детское общественное объединение.

Чтобы жизнедеятельность и инициатива детских общественных объединений была направлена:

На создание культурно приемлемых форм социальной жизнедеятельности детей и юношества,

На воспитание культуры инициативного поведения участников движения.

(Слайд 20) При этом признаками культуры социальной инициативы детского объединения могут выступать

  • 5. Социализация как социально-педагогическое явление. Человек как объект, субъект социализации.
  • 6. Агенты социализации. Механизмы социализации человека.
  • 7. Факторы социализации.
  • 9. Социально-педагогическая помощь семье.
  • 10. Социальное воспитание. Цель, задачи, объект социального воспитания. Личность как субъект социального воспитания.
  • 13. Социальная адаптация и дезадаптация. Виды дезадаптации, причины и проявление дезадаптации.
  • 14.Девиация как социально-педагогическая проблема. Типология отклоняющего поведения. Причины, факторы, обуславливающие девиантное поведение.
  • Причины девиантного поведения
  • 15. Понятие нормы и отклонения в социальной педагогике. Виды социальных норм, типы отклонения.
  • 16. Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей. Категории детей без попечения родителей, выявление этих детей. Формы устройства этих детей.
  • 18. Социально-педагогическое проектирование. Виды и структура проектов. Детское социальное проектирование.
  • 19. Технологии социальной работы. Их виды, принципы разработки и реализации. Требование к технологиям социальной работы.
  • Особенности технологий социальной работы
  • 20. Основные международные документы по защите детства. Социальная защита детства в рф. Объекты, субъекты социальной защиты. Формы и методы социальной защиты.
  • 21. Диагностический инструментарий социального педагога.
  • 22. Деятельность социального педагога в общеобразовательной школе.
  • Школьный социальный педагог:
  • Обязанности школьного социального педагога:
  • Социальный педагог имеет следующие права:
  • Основные методы и направления работы школьного социального педагога:
  • 23. Самоопределение и профориентация школьников.
  • 24. Табакокурение, наркотиколизация, алкоголизация как социально-педагогические проблемы. Профилактическая работа в практике социально-педагогической деятельности.
  • Причины табакокурения
  • 2. Наркотизация
  • Причины наркотизации подростков
  • 3. Алкоголизация
  • Причины подросткового алкоголизма
  • Профилактическая работа в практике социально-педагогической деятельности
  • 25. Одаренный ребенок, виды и признаки одаренности. Педагогические подходы к работе с одаренными детьми.
  • 26. Детское движение. Детские общественные организации и объединения как фактор развития личности ребенка. Виды детских объединений.
  • 27. Дополнительное образование в современной системе образования в России. Цели и задачи педагогических программ в сфере педагогического образования. Работа социального педагога в микрорайоне.
  • 28. Личность и специфика профессиональной деятельности социального педагога. Требования к педагогу. Педагогическая культура и этика социального педагога.
  • 29. Общение как фактор социализации. Его виды, функции, структура. Пути формирования коммуникативной компетентности (детей).
  • 31. Проблема цели педагогики. Технология постановки цели. Классификация целей и задач. Таксономия целей.
  • 32. Деятельность как способ существования человека. Ее виды и уровни сформированности. Деятеностный подход к развитию личности.
  • 26. Детское движение. Детские общественные организации и объединения как фактор развития личности ребенка. Виды детских объединений.

    Де́тское обще́ственное объедине́ние - объединение граждан, в которые входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности.

    Цель развития детского движения – «втянуть» ребенка в реальное, социально значимое творческое дело, помогая ему таким образом войти во взрослую жизнь и приобщиться к общечеловеческим ценностям. Путь к этому лежит через осуществление различных детских программ.

    Виды детских общественных объединений :

    Пионерское движение. Скаутское движение. Историко-культурные и туристическо-краеведческие объединения. Военно-патриотические движения Экологические объединения Социально-реабилитационные и волонтёрские организации

    Объединения профессиональной подготовки Религиозные детские объединения.

    Что и как развивает личность в детском объединении?

      Развитие личности в нем есть качественные изменения, происходящие в ее структуре в процессе освоения роли члена общественного объединения , отражающей принадлежность к общественному формированию, наделенность определенными правами и обязанностями, заданность стиля поведения и отношений.

      Освоение роли члена общественного объединения связано прежде всего с осознанием личностью цели своего вхождения в него, своего места, роли и образа жизни в нем (и за его пределами); возможностей, предоставленных ей объединением; добровольно принимаемой меры ответственности за себя и за других. Сознательное участие в деятельности объединения предопределяет выполнение роли субъекта познания, деятельности, общения, права, творчества, саморазвития.

      В результате целенаправленного воздействия в рамках объединений и вне их актуализируются потребности (в общении, совместных действиях, заботе, признании, достижении, самовыражении и др.), способности к их разнообразной деятельности и системе отношений, стимулируется саморазвитие и самосовершенствование на основе самопознания и социальной активности.

    27. Дополнительное образование в современной системе образования в России. Цели и задачи педагогических программ в сфере педагогического образования. Работа социального педагога в микрорайоне.

    Цели и задачи педагогических программ в сфере дополнительного образования.

    Работа социального педагога в микрорайоне.

    Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2014.) Реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг в учреждениях дополнительного образования детей. Система дополнительного образования входит в общую систему образования.

    Основная цель :развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

    Основные функции дополнительного образования:

    Образовательная (получение дополнительных знаний, умений и навыков, выходящих за рамки учебных программ)

    Ценностно - мотивационная

    Развивающая

    Досуговая (организация и создание условий для содержательного досуга детей)

    Оздоровительная (использование здоровьесберегающих технологий, занятия ориентированы на отдых и оздоровление)

    Социально-адаптационная (формирование социально-адекватных норм поведения детей)

    Профориентационная (ориентация по профилю выбранной деятельности)

    Коммуникативная;

    Культурообразующая.

    Принципы:

    Доступности и добровольности

    Системности, последовательности

    Ориентации на личностные интересы, потребности, способности ребенка;

    Гуманизма;

    Практической направленности;

    Единство обучения, воспитания, развития

    Развивающаяся система дополнительного образования детей, ориентируется на деятельностный характер образовательного процесса,Дополнительное образование можно считать личностно ориентированным образованием.

    Через предоставление свободы выбора направленности деятельности, коллектива, педагога, образовательного маршрута;

    Через разнообразие возможностей для коммуникации, самореализации и саморазвития;

    Через диалоговый характер взаимоотношений педагогов и обучающихся;

    Через взаимодействие детей разного возраста в образовательном процессе.

    В учреждениях дополнительного образования детей выделяются следующие направленности:1.Художественно-эстетическая; 2.Эколого-биологическая; 3.Туристско-краеведческая; 4.Социально-педагогическая; 5.Военно-патриотическая; 6.Физкультурно-спортивная; 7.Техническая; 8.Культурологическая; 9.Естественно-научная.

    Основной уставной деятельностью Учреждений является реализация дополнительных образовательных программ, которые подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы.

    Образовательная программа учебной группы или детского коллектива - это документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности, содержащий условия, методы и технологию достижения целей, а также предполагаемый конечный результат; документ, раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования.Программы должны реализовывать следующиецели :

      развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей;

      развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка, детской одаренности;

      создание возможностей для творческого развития детей;

      приобщение детей к культурным ценностям.

      воспитание общественно-активной творческой личности

    Конкретизация цели в тексте программы проходит через определение задач: обучающих, развивающих, воспитательных(выявить, учесть, развить, приобщить и т.п.)

    Работа социального педагога в микрорайоне на закрепленном за ним участке (район, дом, подъезд) должна начинаться с организации свободного времени детей, развития их задатков и способностей в силу следующих обстоятельств:

    ✓ формирование личности, воспитание ребенка происходят не только в семье, школе, но и во дворе, среди сверстников;

    ✓ в школе и семье ребенок подчиняется установленным правилам поведения, а на улице, во дворе находится вне такого контроля и этот неуправляемый процесс развития может играть приоритетную роль.Социальный педагог:

    ✓ инициирует создание по месту жительства на базе прежних клубов спортивных баз, культурных и реабилитационных центров, различных объединений для совместного времяпрепровождения детей и родителей в выходные дни;

    ✓ организует походы, спортивные соревнования, проведение утренней зарядки детей и взрослых; создание различных дворовых команд и секций, ремонтных бригад из детей и подростков, клубов по интересам, спортивных площадок и стадионов, площадок для малышей, домовой библиотеки.

    Детским и молодежным общественным объединением считается юношеское общественное формирование для совместной деятельности или единой социальной цели. С течением времени облик детского движения в России принимает кардинальные изменения, например, по сравнению со всесоюзным периодом, когда общественность наблюдала знаменитую пионерскую организацию. Современный лад диктует другие приоритеты и взгляды, к которым стремится молодежь.

    В этой статье будут рассмотрены современные признаки детских и молодежных общественных формирований, особенности и направления, вариации государственной помощи объединений.

    Понятие и задача объединения

    Под детским общественным объединением подразумевается добровольное социальное движение, образованное группой совершеннолетних и несовершеннолетних граждан для совместной деятельности и общей цели.

    Исторические данные упоминают ученические организации возникшие, в начале XX века. На слуху были «Майские Союзы», занимающиеся защитой животных и птиц, «Артели тружениц», организовавшие дружеские летние площадки, и многие другие. Еще во времена СССР активно существовали подобные детские объединения, но после распада союза они утратили свое значение в обществе. Однако сейчас общественные организации молодежи довольно успешно ведут свою деятельности и имеют множество направлений.

    Их основная цель заключается в саморазвитии, следовании своим интересам, создании общественных проектов. Задачи определяются в зависимости от целей, но, в общем понимании, организация такого товарищества помогает реализовать творческие и организационные способности, развить качества, направленные на улучшение окружающей среды и помощи людям.

    1. При царе Алексее Михайловиче возникло особое молодежное движение под названием «Потешные войска», созданное для военных игр. Для этого в 1682 году прямо у Кремлевского дворца была разбита территория, где регулярно проходили военные игры. Вскоре они переросли в настоящее военное обучение, а в 1961 году "Потешные войска" разделили на две организации: Преображенский полк и Семеновский.
    2. Царь Николай II предложил использовать школам новую методику воспитания, описанную в книге Scouting for boys. Эта идея очень вдохновила первого капитана лейб-гвардии стрелкового полка, что и навело его на мысль образования первого в России отряда русских скаутов. Первый такой отряд был создан 30 апреля 1909 года, назывался «Бобер» и состоял всего из 7 мальчиков.
    3. Во время войны Московская пионерская организация активно участвовала в боевых действиях. Она занималась построением танковой колонны «Московский пионер», которая по изготовлению была передана в распоряжение Красной Армии. Позже пионеры получили звания героев Советского Союза за свой подвиг.
    4. Приближенная к нашим дням молодежная ассоциация «Идущее вместе» возникла в 2000 году и существовала до 2007 под руководством общественного и государственного деятеля, а также идеолога молодежных движений, Якеменко В.Г. Организация "Идущее вместе" была создана в целях проведения массовых акций, в основном государственного характера. В архивах истории запечатлен странный случай, когда в августе 2004 данной организацией была проведена акция против Филиппа Киркорова, с требованием осудить знаменитого певца за недостойное поведение.

    Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку детского и молодежного общественного объединения. Некоторые положения по данному вопросу прописаны и в Конвенции о правах ребенка.

    Поддержка детских общественных объединений осуществляется на основе Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в соответствии со следующими принципами:

    1. Законность.
    2. Толерантность.
    3. Гражданская активность.
    4. Признание самостоятельности и равенства прав на господдержку.
    5. Приоритета общих гуманистических и патриотических ценностей.

    Действия закона не распространяются на молодежные и детские коммерческие студенческие союзы профессионального направления; объединения, созданные политическими партиями.

    Государственная поддержка детских общественных объединений осуществляется при следующих положениях:

    • Объединение имеет статус юридического лица и существует не менее года (с момента официальной регистрации).
    • В объединении, которое заявляет о программе, требующей финансирования, состоит не менее 3 000 молодых граждан.

    Государственные права объединений

    Организация деятельности детского общественного объединения имеет право:

    • подавать доклады в Правительство Российской Федерации с разъяснением положения детей и молодежи;
    • вносить свои предложения по реализации молодежной политике;
    • вносить предложения по корректированию законов, касающихся интересов детей и молодежи;
    • принимать активное участие в обсуждениях и подготовке федеральных проектов государственной молодежной политики.

    Виды государственной поддержки

    Основные виды поддержки деятельности детского общественного объединения:

    1. Предоставление льгот.
    2. Информационное обеспечение.
    3. Заключение контрактов на выполнения государственного заказа.
    4. Подготовка кадров молодежного и детского общественного объединения.
    5. Проведение конкурсов на финансирование.

    Финансирование

    Финансирование программ детских общественных объединений и организаций производится из средств федерального бюджета и фондов РФ. Материальная поддержка ведется на законодательной основе и предусматривается разными социальными программами. Закон предусматривает выделение денежных средств в виде субсидий.

    Не субсидируются такие организации, как студенческие профсоюзы, религиозные организации и подобные объединения, поддержка которых не предусматривается законом.

    Типы объединений

    Детские общественные объединения могут различаться по:

    • направленности;
    • формированию;
    • целям;
    • времени осуществления;
    • степени интересов;
    • составу участников;
    • общественному статусу.

    Объединения, направленные на развитие и потребности детей, могут реализоваться в школах и группах. Изначально организации имели только образовательный характер, но со временем стали формироваться творческие коллективные объединения, также направленные на созидательные действия и пользу окружающему миру.

    Направленности объединений

    Свободный режим нашего времени позволяет создавать самые разнообразные детские общественные объединения. На данный момент их сложно перечислить, так как ежедневно образуются новые несущие индивидуальную идею самовыражения. Из них можно выделить самые распространенные категории объединений.

    • экологические;
    • спортивные;
    • туристические;
    • творческие;
    • скаутские;
    • исследовательские;
    • профессиональные;
    • культурологические;
    • социально-информационные и т.д.

    По формальным критериям:

    • официально зарегистрированные;
    • незарегистрированные, но основанные под воздействием официальных структур (например, школ);
    • Неформальные.

    По идеологическим принципам:

    • политические;
    • религиозные;
    • национальные;
    • светские.

    Классификации объединений

    Организаций коллективного объединения детей и молодежи, существующих на данный момент, рассматривается огромное множество. Они имеют разные названия, структуру программы, общественные цели и играют разную социальную роль. Самые известные из них:

    • Союз Может быть международным, межрегиональным, региональным, областным, краевым, городским, районным. Такие организации действуют в рамках собственных интересов и объединяются в социальные группы детей и взрослых по разным уклонам направленности: спорт, музыка, образование и т.д.
    • Федеративные. Действуют в рамках различных международных и общероссийских общественных объединений с заранее обговоренными целями и имеющемся представительном органе для представления интересов на государственном уровне.
    • Ассоциация детских организаций. Занимаются реализацией общественной программы для удовлетворения своих потребностей. Они могут быть школьными, студенческими, игровыми, выступать на российском или международном уровне.
    • Лига - широкомасштабное сообщество, основанное на профильных и культурных интересах.
    • Коммуна - коллектив лиц, объединившийся на началах общего имущества и труда.

    • Дружина - объединение, состоящее из отрядов. В прошлом к этому виду относили пионерство. Сейчас это может быть, например, лагерный отряд, имеющий вожатого или другие подобные группы с участием ведущего.
    • Отряд - команда, объединенная в соответствии с личными интересами.
    • Общественные группы, выдвигающие интересы общества или какой-либо общественной категории, социального слоя. Они могут отличаться по материальному состоянию, национальности, месту жительства, критериям трудовой сферы и даже по уровню здоровья.

    Примеры объединений

    • «Сделай шаг».
    • Скауты.

    В нижегородской школе №91 было зафиксировано небольшое объединение взрослых по инициативе директора. Цель была одна - научить детей тому, что не прописано в школьных учебниках. Идея была связана с развитием определенных навыков в трудных жизненных условиях. Таким образом, сформировались занятия по выживанию в экстремальных условиях. Далее это переросло в обязательный государственный предмет по туристической подготовке, альпинизму, изучению боевых искусств и методов обороны, оказание первой медицинской помощи.

    • «Морская лига».

    Молодежное объединение любителей пароходства, яхт спорта и судомоделирования. В лигу входило 137 организаций, в которых состояли юные моряки и речники, что в свое время дало развитие популярности данному направлению и достигло международного уровня. Объединение возглавляло учебные парусные мероприятия и осуществляло дальние морские походы.

    • «Зеленая планета».

    Детское экологическое движение. Членом данного объединения можно было стать всего с 8 лет. Ключевой задачей проекта было объединить как можно больше юных граждан для решения экологических проблем, призыва к здоровому образу жизни и соблюдения норм чистоты и порядка.

    Заключение

    С точки зрения воспитательного процесса, цели деятельности любого детского общественного объединения эффективно влияют на аспект личностного роста каждого члена объединения. В процессе деятельности он сталкивается со многими общественными задачами и начинает лучше понимать принципы управления, самоорганизации, уважения и т.д., что положительно сказывается на его будущем. Объединения повышают социальную значимость и готовность человека исполнять социальные общественные потребности.

    Выбор приоритетов развития общественной активности подрастающего поколения опирается на представление о том, что воспитание процесс трансформации ценностей общества в потребности личности. Детские общественные организации от ученического самоуправления отличает самостоятельность выбора детьми конкретного направления деятельности (по интересам).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

    ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «КАЗАЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНАП БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

    Развитие детского движения в

    МБОУ «Казацкая СОШ».

    Подготовила

    Старшая вожатая

    МБОУ «Казацкая СОШ»

    Чернушенко Т.В.

    Выбор приоритетов развития общественной активности подрастающего поколения опирается на представление о том, что воспитание процесс трансформации ценностей общества в потребности личности. Для достижения положительных результатов на практике необходимо объединение усилий всех социальных институтов воспитания.
    Демократические преобразования в обществе длительностью более десятилетия, признание приоритета гуманизма, плюрализма культур и социальных свобод создали условия для становления личности, осознающей свою роль в событиях современной истории, способной к осознанному профессиональному и жизненному выбору и ответственной за его последствия.
    В проекте Концепции федерального государственного стандарта общего образования второго поколения говорится о том, что Россия, провозгласив цели построения демократического общества, живущего в условиях современной рыночной экономики, предъявляет подрастающему поколению высокие требования. У юного гражданина должны быть сформированы способности и качества: выбора идеологических ориентиров, устойчивых критериев оценки совершаемых поступков, прогнозирования жизненных перспектив.

    Таким образом, миссией образовательных учреждений становится воспитание человека умеющего оптимально прожить жизнь, максимально используя свой потенциал и реализуя себя в социально значимой деятельности.
    В процессе развития ребенка трудно переоценить роль педагогической поддержки, концептуальные положения которой были разработаны членом-корреспондентом Российской академии образования Олегом Семеновичем Газманом. Главным постулатом данной концепции выступает тезис о том, что воспитание есть не что иное, как помощь школьнику в его саморазвитии.
    Воспитание невозможно без личностно-ориентированной системы деятельности педагога, без тесного взаимодействия педагога и ребенка. Не случайно О.С. Газман рекомендует педагогам строить взаимодействие с ребенком в первую очередь на основе гуманистических принципов. Каждый педагог должен знать и понимать, что:

    Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;
    - Самореализация педагога в творческой самореализации ребенка;
    - Все трудности непринятия нужно преодолевать нравственными средствами;
    - Нельзя унижать достоинства своей личности и личности ребенка;
    - Дети носители грядущей культуры. Необходимо соизмерять свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание диалог культур;
    - Нельзя сравнивать никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий;
    - Надо признавать право на ошибку и не судить за нее;
    - Надо уметь признать свою ошибку;

    Защищая ребенка, надо учить его защищаться.
    Раскрывая сущность педагогической поддержки, автор особо выделяет, что поддерживать можно лишь то, помогать можно лишь тому, что имеется уже в наличии, но на недостаточном уровне, количестве, качестве.
    В Конвенции ООН о правах ребенка определено, что детство это время от рождения человека до 18 лет. В этом жизненном пространстве особое место занимают школьные годы как годы становления и интенсивного развития личности.
    Все, что ребенку необходимо в школьные годы, а он стремится понять и проявить себя (потребность в самореализации), войти в различные человеческие сообщества (потребность в социализации) и утвердиться в них (потребность в самоопределении и самоутверждении), невозможно без педагогов.
    Среди представителей различных педагогических профессий вожатый занимает особое место. На него ложится большая социальная ответственность за подрастающее поколение. Поэтому к вожатому предъявляются высокие требования: он должен строить воспитание на основах личностно значимых и общечеловеческих ценностей; уметь организовать коллективно-творческую и социально значимую деятельность; развивать творчество детей и подростков; знать, понимать и использовать в работе возрастные и половые особенности детей; уметь управлять детским коллективом; развивать самостоятельность и инициативу детей. Вожатый в первую очередь грамотный педагог и умелый воспитатель. Он не может начать практическую реализацию той или иной программы без осознания базовой концепции как установки и мотива собственной деятельности в процессе воспитания и развития подрастающего поколения.
    Опыт показывает, что именно старшие вожатые становятся организаторами общественно-полезной, творческой деятельности в детском коллективе, способствуют развитию самоуправления, поддерживают детские инициативы.
    Педагогическая позиция старшего вожатого по отношению к детям друг, старший товарищ. Он изучает интересы детей, их способности, выявляет лидерские качества, развивает активность, самодеятельность, инициативу, создает дружный сплоченный коллектив и т.д.
    Разнообразие детских объединение по своей сути является школой общественной жизни, так деятельность объединений создает возможность содержательного насыщения свободного времени ребенка, дает реальную возможность ее участнику научиться выбору, сформировать свой интерес.

    Развитие детских общественных объединений в МБОУ «Казацкая СОШ» и взаимодействие с органами ученического самоуправления

    Наряду с развитием ученического самоуправления большое значение в воспитательной системе образовательного учреждения имеют и другие формы ученической самодеятельности и активности, в том числе детские общественные организации и объединения. Детские общественные организации от ученического самоуправления отличает самостоятельность выбора детьми конкретного направления деятельности (по интересам).

    Большинство организаций и объединений созданы по военно-патриотическому, гражданско-патриотическому, экологическому, социальному, спортивному, художественному, туристическому направлениям.

    В нашей школе существует детская общественная организация «Доброград». Вместе с этим объединением сохранились пионерские и кадетские отряды.

    Среднее количество участников таких объединений составляет от 50 до 80 человек.

    Если ученическое самоуправление по возрастному составу больше опирается на старшую школу (от 100% - 55%) – период социального становления личности, то детские общественные формирования – на среднюю школу (от 100% - 73%) – период творческого развития личности.

    Общую координацию деятельности детского общественного объединения и организации, также как и ученического самоуправления, находящихся на базе школы осуществляет муниципальный Дом Детского Творчества. Организационно-методическую работу ведут в основном педагоги школы и учреждения дополнительного образования.

    Основными формами работы детской общественной организации являются: конкурсы, презентации и клубные дни по тематическим направлениям, турслёты; фестивали: экологические «Родная Земля», «Чистая вода», «Живая природа», театральные «Дети детям», «Мир Дому твоему», «Пусть всегда будет солнце», журналистские, различные военно-патриотические и гражданско-патриотические и т. д.

    Стали уже традиционные мероприятия: День детского общественного объединения, Весенняя неделя добра, акции «Нет наркотикам!» и «За здоровый образ жизни», акции «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила» и журналистские, спартакиады для школьников.

    Взаимодействие с детскими общественными объединениями и органами ученического самоуправления.

    Работа по методическому сопровождению деятельности органов ученического самоуправления и детских общественных объединений, поддержке деятельности школьных вожатых осуществляется центрами по взаимодействию с детскими общественными объединениями и ученическим самоуправлением.

    Свою работу «Доброград» организует по следующим направлениям: поддержка и развитие органов ученического самоуправления; подготовка и обучение детского актива; добровольческое движение; организация и проведение мероприятий и конкурсов разработка и реализация программ перспективного развития ученического самоуправления.

    Активизация деятельности ученического самоуправления, расширение работы с детскими объединениями и старшими вожатыми требует увеличения численности сотрудников.

    Работа «Доброграда» строится на основе лидерских смен в каникулярное время, смены также проводятся в зимние, осенние и весенние каникулы. На каждую смену разрабатывается тематическая программа.

    Развивается участие подростков в работе смен – в том числе в качестве помощников вожатых – инструкторов с последующим привлечением старшеклассников к работе в школах с активом младших классов. Таким образом, создается непрерывная цепочка передачи опыта и традиций.

    Необходимым условием успешного развития системы ученического самоуправления является обеспечение высокого уровня кадрового потенциала педагогических работников, курирующих работу.

    Учитывая недостаточно высокий уровень профессиональной подготовки старших вожатых приоритетным направлением является повышение их квалификации и оказание систематической методической помощи.

    Ещё одним важным направлением в работе с вожатским корпусом является подготовка вожатских педагогических отрядов для работы в детских лагерных лидерских сменах из числа студентов педагогических вузов. Благодаря такой направленности в деятельности педагогических отрядов студенты во время летней педагогической практики получают навыки работы с ученическими активами и учась на старших курсах начинают свою педагогическую деятельность в качестве старших школьных вожатых.

    Серьёзной поддержкой в работе старшего вожатого является наличие у него закрепленной комнаты, помещения.


    Развитие молодежного и детского движения в России в современных условиях и его роль в социальном становлении и защите прав молодежи

    Молодежь – инновационная сила, будущее любого государства. Каким будет уровень образованности, воспитанности молодежи, таким будет и государство. В связи с этим необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи, определению форм и методов работы.

    Сегодня настала пора активизировать молодежь через развитие общественного движения, в том числе молодежных общественных организаций. Развивая социальную работу с молодежью в общественных организациях, мы можем задействовать такие механизмы как взаимоподдержка, взаимоответственность, взаимоконтроль. В результате социальный работник может выполнять функцию координатора, а главными помощниками молодому человеку будут представители молодежи, его референтная группа, его друзья.

    Для того, чтобы социальная работа с молодежью приобрела комплексный, всесторонний и целенаправленный характер, она должна опираться на государственную молодежную политику, как на федеральном, так и на региональном уровне.

    В нашей стране новая концепция ГМП сформировалась в 1988-1991 гг. в период разработки Закона о молодежи, когда было решено закрепить законом не особые права молодежи, а обязанности государства по поддержке молодого человека путем принятия социальных мер.

    Нормативно-правовая база государственной молодежной политики включает:

    Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» (1991), который отразил новый подход. Основные принципы и направления ГМП в РФ на современном этапе были определены в 1992 году Указом Президента РФ «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики». В 1993 году с принятием «Основных направлений ГМП в РФ» была продолжена данная линия развития ГМП как области государственной деятельности.

    Данным документом определяется, что государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.

    За последние годы удалось лишь частично заложить правовые основы для осуществления ГМП. Исключительно важное значение имеет принятый в 1995 году Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». В это же время в более чем 40 субъектах Российской Федерации приняты региональные законы. В Тюменской области закон «О молодежной политике в Тюменской области» принят 6 февраля 1997 года, а в 2001 году принят закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Тюменской области «О молодежной политике в Тюменской области» от 27.02.2001 г.

    Действия федеральных органов исполнительной власти по отдельным аспектам государственной молодежной политики нормативно закреплены ежегодным принятием федеральных целевых программ. То есть, в реализации ГМП на федеральном и региональном уровнях широко используется программно-целевой подход: в 1994 г. Указом Президента РФ от 15.09.1994 г. № 1922 утверждена федеральная целевая программа (ФЦП) «Молодежь России», которая действует и сегодня.

    Муниципальная молодежная политика является продолжением государственной молодежной политики. Основное отличие муниципальной молодежной политики от социальной политики в отношении пенсионеров, инвалидов и других социально незащищенных категорий состоит в том, что она не сводится только к помощи и поддержке, а предполагает активное инновационное участие молодежи в жизни общества, опирается на трудовой и творческий потенциал молодого поколения. Компенсаторные действия подразделений муниципальных образований должны быть строго ограничены четко выделенными категориями нуждающихся в помощи молодых людей и точно очерченным кругом задач.

    Социальная работа с молодежью в нашей стране является частью государственной молодежной политики, механизмом ее реализации.

    Специфика социальной работы с молодежью заключается в том, что молодежь рассматривается не как объект воспитания, а в качестве субъекта социального действия, социального обновления.

    На наш взгляд, наиболее продуктивным решением данной проблемы является активизации сил самой молодежи в решении собственных проблем, посредством молодежных организаций, обладающих огромным потенциалом в сфере социальной защиты подростков и молодежи.

    Сегодня государство на разных уровнях стремится реализовать ГМП в отношении молодых людей, вкладывая немало средств в решение молодежных проблем.

    Но, во-первых, нередко отсутствует единый координирующий орган, работа с молодежью подчинена различным ведомствам и структурным подразделениям.

    Во-вторых, необходим мониторинг и молодежных проблем и эффективности применяемых мер.

    В-третьих, в силу социально-психологических, возрастных особенностей молодые люди могут реализовать себя только в сообществе себе подобных.

    В-четвертых, молодой человек может реально реализовать свою субъектность в рамках государства и общества через общественные организации.

    Все это делает работу с общественными организациями особенно актуальной. Общественные организации, известные как «неправительственные организации» или «третий сектор» являются одним из важнейших субъектов социальной политики и социальной работы с молодежью наряду с государственными структурами.

    Среди общественных организаций особое место занимают детские и молодежные объединения, работа которых строится, прежде всего, с уче­том интересов молодых людей и предполагает развитие их инициати­вы и общественной активности.

    Молодежное объединение это реальное формирование, в которое самостоятельно или вместе со взрослыми добровольно объединяются молодые граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности.

    Общественным считается молодежное объединение, которое:

    · создается по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей, молодежи и взрослых и не является непосредственным структурным подразделением государственного учреждения, но может функционировать на его базе и при его поддержке, в том числе материально-финансовой;

    · осуществляет социально-творческую деятельность;

    · не ставит своей (уставной) целью получение прибыли и распределение ее между членами объединения.

    К молодежным общественным объединениям могут быть отнесены различные организации, общества, клубы, союзы, команды, отряды, иные формирования, а также ассоциации (федерации, союзы) таких объединений.

    Молодежные организации, с одной стороны, объединяя молодежь, сами становятся субъектом их социальной защиты, с другой - призваны подготовить молодых людей к социальной само­защите, к выживанию в наше нелегкое время. Следовательно, в общественных организациях молодой человек рассматривается не только как объект, но и как субъект социальных действий.

    За период с 1990 по 2005 год общественное молодежное движение в РФ претерпело серьезные изменения. Наблюдается активный рост детских и молодежных формальных организаций. Они не стали массовыми, но их разнообразие и широкая география, а также более активная поддержка со стороны государства создали предпосылки для их дальнейшего роста.

    Основной чертой эволюции общественного движения в начале 90-х годов была его демонополизация, а во второй половине 90-х годов – стабилизация. Активизировался процесс прекращения деятельности слабых, неустойчивых организаций и поступательного развития сильных организаций. Итогом развития общественного сектора стало оформление в целом стабильной системы функционирования общественных организаций.

    В зависимости от путей включения молодых людей в социальные отношения удовлетворения их интересов общественные объединения можно классифицировать следующим образом:

    1. Детские и молодежные организации - особый тип общественных отношений, представляющий собой самодеятельное, самоуправляемое общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социально ценной цели, имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в Уставе или другом учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство. Такие объединения предлагают молодым людям систему ценностей, на основе которой строится деятельность, формирующая определенные отношения между детьми, молодежью и взрослыми. Сюда относятся национальные организации, религиозные детские и молодежные объединения, пионерские и скаутские организации и др. Таким объединениям противопоказана «повелительная» позиция взрослого. Здесь нужен человек социально активный, лидер и организатор детской самодеятельности.

    2. Объединения клубного типа, предлагающие различные виды творческой деятельности и через нее и с ее помощью включающие ребят в социальную практику. Благоприятные условия для влияния на развивающуюся личность создают отношения между взрослыми и детьми, среди самих детей и самих взрослых. Клубный тип объединений отличается большей вариативностью выбора. Сюда относятся е «профильные» объединения: военно-патриотические и военно-спортивные, краеведческие и туристические, экологические, юнкоровские, этнокультурные. Как правило, такие объединения действуют на базе каких-либо взрослых формирований или в тесной связи с нами. Здесь нет строго заданной программы, пропуск части которой влечет за собой практически невозможность продолжения участия в объединении. В клубном типе объединений возможно действительное самоуправление или соуправление, хотя взрослый и находится в позиции организатора.

    3. Спонтанно образующиеся детские и молодежные объединения, которые отличаются саморегуляцией своей деятельности. Это могут быть команды, группы, клубы, возникшие на основе общей увлеченности, неформальные по своей сути и структуре. Доверительные отношения, такт, находчивость – необходимые средства для вступления взрослых в контакт с такими объединениями.

     

    Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!