Понятие воздух для детей. НОД для детей старшего дошкольного возраста «Что такое воздух? Воздушный шар для полетов

Хамитова Н.С.,

воспитатель МАДОУ «Детский сад №71»

г.Казань

Конспект

(средняя группа)

«Что такое воздух»

Цель: познакомить со свойствами воздуха, со способами использования человеком.

Образовательные задачи

Познакомить со свойствами воздуха (не видим, не имеет запах, цвета, прозрачный, движется, имеет газообразное состояние)

Продолжать знакомить с новыми способами обследования, с помощью органов чувств (смотрят, слушают, трогают руками, выполняют действия по предложенному воспитателем алгоритму)

Поддерживать способность видеть не только ярко представленные свойства, но менее заметные, скрытые, устанавливать связи между свойствами, качествами и его назначением. (движение воздуха – посредством вертушка – парусник, мельница)

Развивающие задачи

Развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира.

Речевые задачи

Поддерживать свободный разговор со взрослым, сверстником, по поводу результатов своих наблюдений. Поощрять обращения с вопросами и предложениями.

Воспитательные задачи

Оборудование, материал : по количеству детей – вертушки, кораблики, пакеты, трубочки, пластмассовые стаканы с водой, ванна «ракушка»

Предшествующая работа:

Ход образовательной деятельности.

Ребята, поздороваемся с гостями (дети и воспитатель здороваются)

В-ль: сегодня мне бы хотелось поиграть с вами в очень интересным объектом . Впрочем, я не скажу с кем и во что, а предлагаю угадать самим, готовы?

Дети: Да, да.

В-ль : Загадка.

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

Дети: Воздух.

В-ль: Точно это воздух, газ, который не имеет ни цвета, ни запаха, но очень важен для жизни людей и животных. Что это вы так удивленно смотрите? Не верите, что с воздухом можно играть?

Дети: Нет, нет, не верим.

В-ль: Напрасно, воздух очень любит играть. Одна из любимых игр это «Прятки» (дети улыбаются)

В-ль : Я, конечно понимаю, вы наверное думаете, раз он невидимый, как же его можно поймать? Так и быть я открою вам этот секрет.

Опыт №1.

В-ль предлагает подуть на свои ладошки (глубокий вдох и дует). Что вы чувствуете?

Ответ детей: ветерок, но мы ведь его не увидели, а только почувствовали.

В-ль: Ох вы какие, верно, мы не увидели, а вам очень хочется увидеть? Ладно, ладно раз обещала, значит научу.

Опыт №2. «С трубочками»

Дети делают глубокий вдох, а выдыхают дуя в трубочки опущенные в стаканчик с водой.

Обсуждение опыта: что видите?

Дети: пузырьки.

В-ль: Вот эти пузырьки и есть воздух.

(Дети повторяют опыт 2-3 раза)

В-ль: Молодцы, а чтобы поиграть в вторую игру нужно отдохнуть, сосредоточиться, иначе ничего не получиться, ведь воздух такой проказник. Согласны?

Дети: Да, да.

Физминутка.

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо – влево, влево – вправо

Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).

А давайте вместе

Все попрыгаем на месте. (Прыжки).

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).

Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. (Дети садятся).

В-ль: Давайте поиграем в ловишки (предлагает детям поймать воздух руками. Дети пытаются поймать вместе с в-лем, но оказывается, что поймать не могут)

Дети: Не получается, а как надо?

В-ль: (успокаивает детей) Не растраивайтесь воздух хитрец, а мы тоже с вами схитрим сейчас.

Опыт №3 «Поймаем воздух»

В-ль предлагает пакеты и учит как можно поймать воздух. (Обсуждение у кого как получилось)

В-ль: Молодцы, понравилось вам играть с воздухом?

Дети: Да, да.

В-ль : А ведь воздух не только умеет играть, он еще и помощник для человека. Не верите?

Дети: Нет.

В-ль: А вот идите сюда я вам это докажу (приглашает на стульчики и показывает слайды о работе воздуха)

Слайды: Мельница, парусник.

В-ль: А хотите еще поиграть?

Дети: Да.

Опыт №4

Игра детей с султанчиками или парусниками по желанию.

Итог : Ребята понравилось вам играть с воздухом?

Дети: Очень понравилось.

В-ль: Вы теперь знаете, что это такое – воздух?

Дети: Да, это газ который не имеет цвета и запаха, который нас окружает, нужен нам для дыхания и жизни.

В-ль: Правильно. Предлагаю попрощаться с гостями и пойти с султанчиками на улицу.

Дети прощаются и уходят.


В группу заходят дети из раздевального помещения, воспитатель заход сопровождает словами:

Воспитатель: - Ребята, Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем…

Воспитатель обращает внимание на коробку стоящую в центре группы, предлагает посмотреть, что в ней находиться. Открывают, находят полиэтиленовые пакеты, воспитатель удивляется, ищет, что ещё спрятано и находит записку, читает загадку

Он прозрачный невидимка, лёгкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой, он окутывает нас.

Мы его не замечаем, мы о нём не говорим,

Много мы о нём не знаем, но он всем необходим! (Воздух)

Воспитатель: - Правильно, ребята, это – воздух. Хотите о нём всё-всё узнать? (Да)

Давайте для начала с ним поиграем:

Все вдыхаем носом воздух,

Выдыхаем через рот

А теперь с тобой мы вместе

Сделаем наоборот.

Воспитатель: - Скажите, что мы вдыхали и выдыхали носом и ртом? (Ответы детей).

Воспитатель: - Правильно, это был воздух. Давайте попробуем его увидеть.

Вправо смотрим – ничего,

Влево смотрим – ничего. (переводят взгляд вправо-влево)

Раз-два, раз-два – посмотри (моргают)

Глазки шире распахни (широко открыть глаза)

Вверх глаза ты подними (посмотреть наверх)

Вниз скорее посмотри (опустить взгляд вниз)

Воздух в комнате найди (круговые движения глаз)

Воспитатель: - Ну, что, увидели воздух? (Нет). Значит, что можно сказать про воздух, какой он? (Воздух прозрачный)

Воспитатель: - Правильно, воздух прозрачный, он не видим, но он находится везде, даже сейчас вокруг нас. Хотите, в этом убедиться? Тогда я предлагаю взять в руки по пакету, которые были в этой коробке и сжать их. Вот так.

Дети берут пакет в руку, сжимают в ладони.

Что в нём? (Ничего)

Правильно, в нём сейчас нет ничего, он пустой, поэтому мы его легко сжали. А теперь давайте раскроем пакет, и взмахнём сверху-вниз и быстрее его закрутим. Что произошло с пакетом? Как он изменился? (Он надулся, стал плотным)

Как вы думаете, что в пакете? Почему он надулся? Чем он сейчас заполнен? (Он с воздухом)

Действительно, пакет изменил форму, потому что он стал полон воздуха. На что стал похож пакет? (На воздушный шар).

А теперь откройте пакет и выпустите из него воздух. Что произошло с пакетом? Как вы думаете, почему? (Вышел воздух)

Мы с вами уже узнали, что воздух прозрачен, а что после игры с пакетами мы узнали?

Дети: - Воздух есть вокруг нас, он заполняет любое пространство.

Воспитатель: - Молодцы, мы узнали уже 2 свойства воздуха: он прозрачен, и он есть везде. А как вы думаете, как ещё мы можем узнать про воздух?

Дети: - Из книг, из телевизора, спросить у взрослых, у учёных.

Воспитатель: - Молодцы, назвали всё правильно. А напомните мне, как наша группа называется? (Незнайка). А кто из друзей Незнайки был самым умным? У кого была своя лаборатория? (У Знайки). Предлагаю обратиться к нему за помощью, может он нас познакомит ещё с какими-нибудь свойствами воздуха. Согласны? Тогда давайте его позовём. (Знайка, Знайка)

Входит взрослый, одетый в белый халат и очки в руках книга «Энциклопедия Почемучек»

Знайка: - Здравствуйте, ребята, я услышал, что вы меня зовёте, и поспешил к вам на помощь. Как вы думаете, почему меня зовут Знайка? (Ответы детей: много знаешь, много читаешь)

Дети: - Мы хотим узнать о свойствах воздуха.

Знайка: - А что вы о нём уже знаете?

Дети: - Он прозрачный, невидимый, он вокруг нас.

Знайка: - Ну что же, чтобы узнать ещё про свойства воздуха, я приглашаю вас в свою лабораторию.

Дети проходят к столам, усаживаются.

Знайка: - Вы мне сказали, что узнали, что воздух есть вокруг вас, а я вам покажу, как можно его почувствовать. Предлагаю с помощью воздуха устроить ветер! Возьмите веера с подноса, помашите сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? (Ветер) Да, веер движется и подгоняет воздух, воздух начинает тоже двигаться, поэтому в лицо дует лёгкий ветерок.

Воспитатель: - Знайка, а я знаю интересную игру с веером, хочешь, я тебя и ребят научу? (Конечно, хочу)

Движения выполняются по тексту сначала одной рукой, затем веер перекладывается в другую руку и движения повторяются.

Ветер дует на меня, (машут веером на себя)

Ветер дует от меня. (машут от себя, вытянув руку вперёд)

Ветер дует высоко, (встают на носки, машут над головой)

Ветер дует низко. (наклониться, помахать внизу)

Ветер дует далеко, (руку вытянуть в сторону и помахать)

Ветер дует близко (машут опять на себя)

Знайка: - Интересная игра с веером, когда у меня будет свободная минутка от опытов, я с удовольствием со своими коротышками её повторю. Ребята, прошу положить веера на поднос и скажите, что вы узнали про воздух, с помощью вееров?

Дети: - Он может двигаться, когда движется, получается ветер.

Знайка: - Ребята, как вы думаете, можно воздух услышать?

(Ответы детей)

Знайка: - Я вам сейчас докажу, что воздух можно услышать, возьмите по шарику и надуйте. (Дети выполняют). Где теперь воздух? (Он внутри шариков). Чтобы его услышать, растяните немного шарик и спустите воздух. Что происходит? (Воздух выходит из шарика, слышно его шипение). Молодцы, так какой можно сделать вывод про звук воздуха?

Дети: - Звук можно услышать, если есть сильное давление

Знайка: - Ребята, как выдумаете, воздух пахнет? Может ли он чем-нибудь пахнуть? (Ответы и предположения детей) Хотите это узнать? На ваших столах стоят контейнеры, предлагаю их открыть, понюхать, определить, пахнут или нет, что это за запах, найти соответствующую картинку и её показать

Дети открывают контейнер (банку), нюхают, определяют, чем пахнет, на столах у каждого 4 картинки с изображением апельсина, лука, духов и карточка без изображения, по 2 контейнера с запахом.

Знайка: - Что вы узнали, пахнет воздух или нет? (Ответы детей)

Если дети затрудняются, то Знайка делает вывод сам:

Знайка: - Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие вещества. Воздух может пахнуть свежестью после дождя, едой, которую готовит мама, дымом от костра, духами и другими веществами

Воспитатель: - Знайка, а в нас есть воздух?

Знайка: - А вы, правда, хотите это узнать? (Да) Тогда сделайте губы трубочкой и выдохните воздух на ладонь. Какой воздух вы почувствовали? (Холодный) А теперь откройте рот широко и выдохните воздух. Какой вы почувствовали? (Тёплый). А теперь закройте рот и нос, проверим, как долго мы сможем не дышать. (Дети выполняют). А хотите увидеть воздух, который выходит из вас? Перед вами стакан с водой и трубочка, вдохните через нос, а выдыхать надо через трубочку в стакан с водой. Воздух выходит из лёгких, проходит в рот, а изо рта мы его выдыхаем в трубочки в стакан с водой, и мы видим его в виде воздушных пузырьков. Какой можно сделать вывод?

Дети: - Воздух лёгкий, легче воды. Человек не может без воздуха.

Знайка: - Но я хочу вам сказать, чтобы быть здоровым, необходимо дышать только свежим воздухом. К сожалению, ежедневно заводы, фабрики, машины выбрасывают огромное количество вредных веществ, которые загрязняют воздух. И люди ставят огромные очистительные фильтры. Хотите посмотреть? (Да)

Просмотр мультфильма «Чистый воздух»

Знайка: - Интересный мультфильм? Так что вы интересного узнали про воздух? (Ответы детей)

Воспитатель: - Ребята, а вам понравилось в лаборатории у Знайки?

Давайте все вместе повторим, что же мы узнали про воздух:

Раз, два, три, четыре, (загибают поочерёдно пальцы)

Мы про воздух говорили

Легче он простой воды, (волнообразные движения кистями рук)

Не увидишь его ты. (махи кистями из стороны в сторону – «нет»)

Запахом не наделён, (потрогать кончик носа)

Человеку нужен он. (хлопают ладонями)

Воздух есть вокруг всех нас (круговые движения руками)

Может двигаться на нас, (махи кистями рук на себя)

Звук его услышать можем, (отгибают поочерёдно уши)

Ещё раз повторим то же?

………

Чтоб здоровыми нам быть, (ходьба на месте)

Надо воздух защитить! (круговые движения руками над головой)

Знайка: - Молодцы, мне очень понравилось, как вы работали со мной в лаборатории, но на сегодня она закрывается. Оставляю вам «Энциклопедию Почемучки», она ответит на все ваши вопросы, но если не найдёте какой-либо ответ, то я с удовольствием буду ждать вас в своей лаборатории, и тогда найдём ответы вместе через опыты и эксперименты. До новых встреч!

Разделы: Работа с дошкольниками , Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку








Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель занятия: формировать представления детей о воздухе и его свойствах.

Задачи занятия:

  • способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
  • развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
  • закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание детей;
  • развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;
  • воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

Ход занятия

– Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!

– Что это?

– Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Для этого я приглашаю вас в лабораторию.

Воспитатель показывает картинку (слайд 2) с изображением планеты Земля.

– Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.

Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней.

Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.

– А кто из вас, ребята, видел воздух? Я тоже его не вижу в нашей лаборатории, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами в этом убедимся.

НАБЛЮДЕНИЕ 1. Как обнаружить воздух.

– Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Помашите веером перед своим лицом. Что вы почувствовали?

(Воздух не видим, но его можно почувствовать кожей как легкий ветерок).

НАБЛЮДЕНИЕ 2 (с пакетиками)

– А еще, воздух можно «поймать» в пакетик. Что у нас в пакетиках? (воздух)

– А какой он? Видим мы его? Почему мы его не видим? (Воздух бесцветный, прозрачный)

– Каким стал мешочек, заполненный воздухом? (упругим)

– Воздухом можно надувать (заполнять) различные мягкие предметы. Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму. (Надуть мягкий бесформенный шарик, дать детям его потрогать). Внутри каких предметов есть воздух? (Мяч, автомобильные шины)

НАБЛЮДЕНИЕ 3. Опыт с соломинкой.

– А как еще можно увидеть воздух? Возьмите каждый по соломке и подуйте через нее в стакан с водой. Что выходит из воды с пузырьками?

А какие еще пузыри можно пускать? (мыльные)

– Что находится внутри мыльных пузырей? (воздух)

ВЫВОД : Воздух находится везде.

НАБЛЮДЕНИЕ 4. Воздух есть во всех предметах.

На столе у воспитателя стоит банка с водой и лежат небольшие предметы (камень, пуговица, губка и пр.)

– Есть ли воздух в этих предметах? (ответы детей)

– Я буду опускать эти предметы в воду, а вы внимательно наблюдайте, что произойдет? (предметы тонут (падают на дно), при этом из них выходят пузырьки, которые поднимаются вверх)

– Пузырьки – это воздух, он был в предмете и вышел из него, когда предмет попал в воду. Пузырьки воздуха поднимались вверх; воздух легче воды.

НАБЛЮДЕНИЕ 5. Воздух занимает место.

– У меня есть стакан, на дне которого закреплен листочек бумаги. Как вы думаете, если опустить стакан в воду, что произойдет с листочком, он намокнет или останется сухим?

Перевернув стакан вверх дном, медленно опускаем его в воду(стакан надо держать прямо), пока он не коснется дна. Затем достаем стакан из воды. Почему бумажка на дне стакана осталась сухой?

(ответы детей)

– В стакане есть воздух, это он не дал воде намочить листочек, он не пропустил воду в стакан.

А теперь я опущу стакан с листочком в воду, но держать стакан буду немного наклонно. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана и его место занимает вода. Что произошло с нашим листочком бумаги? Он намок. Вода вытеснила воздух из стакана и заняла его место, заняла все пространство и намочила листочек бумаги.

Итак, что мы с вами узнали о воздухе? (слайд 3)

  • Воздух повсюду.
  • Он прозрачный, бесцветный, без вкуса, без запаха.
  • Легче воды.

Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.

ИГРА «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Закройте глаза, зажмите нос. Я пронесу мимо вас предмет, а вы попробуйте узнать его по запаху. Удалось?

(нет, нос бал закрыт)

Откройте нос. А теперь? Запах распространяется по воздуху, поэтому мы его чувствуем, когда вдыхаем воздух.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

Как дышит человек? Положите ладонь на грудь и почувствуйте как происходит дыхание?

Вдох – вдыхает хороший воздух (кислород)

Выдох – выдыхает плохой воздух (углекислый газ)

Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.

– Закройте ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Что почувствовали, что испытали?

Человек может прожить

Без пищи – 30 дней;

Без воды – 14 дней;

Без воздуха – несколько минут. (слайд 4)

– Когда мы просто вдыхаем-выдыхаем воздух, видим мы его?

А когда можно увидеть воздух, который мы выдыхаем? (зимой, изо рта выходит пар).

Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
(медленный вдох-выдох на 4 сек)
Подыши одной ноздрей
И к тебе придет покой.
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)

Глубокий вдох – руки вверх,
Продолжительный выдох – руки через стороны вниз.

– Для чего человеку важно правильно дышать? (Чтобы не болеть)

При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие.

Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.

– Что в нашей жизни загрязняет воздух? (слайд 5)

(дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет…)

– Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?

(на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)

НАБЛЮДЕНИЕ 6.

– Вы знаете, что произойдет с воздухом, если его нагреть?

Шарик, надетый на пустую бутылку, надувается при погружении бутылки в теплую воду, сдувается – при погружении в холодную воду.

Воздух нагрелся, расширился и выходит из бутылки. Вот почему шарик надулся. Теплый воздух поднимается вверх.

– А где человек использует это свойство воздуха? (воздухоплавание) (слайд 6)

НАБЛЮДЕНИЕ 7. Ветер – это движение воздуха.

Включить вентилятор, дать почувствовать детям ветерок.

Откуда взялся ветер?

Для чего нужен вентилятор? (в жаркую погоду освежать воздух)

– Что такое ветер? (движение воздуха)

Мы не можем увидеть ветер, потому что воздух прозрачный, но мы можем наблюдать как плывут облака, колышатся листочки на деревьях, качаются ветки деревьев)

– Человек давно научился использовать свойства воздуха. А где работает воздух? (слайд 7)

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

Что вы сегодня узнали о воздухе? (слайд 8)

  • Воздух – часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.
  • Воздух невидим, прозрачен.
  • Воздух может двигаться.
  • Воздух не имеет запаха, но он может переносить запахи когда движется.
  • Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
  • Воздух необходим всем нам. Без него нет жизни.

Какой из опытов вам больше всего понравился, о каком свойстве воздуха он нам рассказал?

А знаете ли вы, что у воздуха есть еще одно удивительное свойство – с воздухом можно поиграть. Продаются даже специальные игрушки для игр с воздухом. (Вертушки, мыльные пузыри, воздушный змей…)

Мы с вами сегодня узнали о свойствах воздуха, проводя опыты и эксперименты с воздухом. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажите своим друзьям и родителям. А ваши мамы и папы вам смогут рассказать и о других свойствах воздуха и прочитать о «великом невидимке» в энциклопедиях.

Спасибо вам ребята за занятие, с вами было очень приятно и интересно общаться.

Литература:

  1. «Воздух» сост. Ю.И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.
  2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» – СПб: Детство-Пресс, 2007.
  3. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование» – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  4. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» – М.: Педагогическое общество России, 2003.
  5. Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. – М.: Т.Ц. Сфера, 2006.
  6. Паркер С., Оливер К. «Человек и природа» (100 вопросов и ответов)/ пер. с англ. М.М. Жуковой, С.А. Пылаевой. – М.: ЗАО «Росмен-Пресс», 2006.
  7. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н.М. – СПб: Речь, 2009.
  8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2009.

Конспект занятия «Что такое воздух?»

Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить представление детей о некоторых свойствах воздуха (невидим, необходим для дыхания, не имеет определенной формы, при нагреваний расширяется, а при охлаждении сжимается; имеет вес, легче воды). Развивать способность делать умозаключение, анализировать, сравнивать, классифицировать.

Материал : Стакан, бумага, воздушные шары и резиновые игрушки разной формы, веер, кусочек апельсина, ванилин, миска.

Ход занятия:

Воспитатель: «Ребята, отгадайте загадку.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем (Воздух)

Воспитатель: Как вы догадались?

Ответы детей.

Воспитатель: Мы дышим воздухом и привыкли не замечать его, а ведь он повсюду-на улице, в комнате, в любом свободном пространстве, и в небе – везде воздух! Воздух есть в шинах велосипеда, автомобиля, в надувной игрушке.

Воспитатель: Как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?

Воспитатель: Давайте, проверим, правда, это или нет.

(Наливает в стакан воду, накрывает его бумагой: что произойдет, если стакан перевернуть)

Дети: Вода вытечет, выльется.

Воспитатель: Давайте проверим! (Переворачивает стакан, вода перемещается вниз, но не вытекает.

Почему вода не вытекает из стакана, когда под ним лист бумаги?

Дети: На лист бумаги давит воздух, он прижимает к краям стакана и не дает воде вылиться.

Воспитатель: А что такое воздух?

Дети: Это то, чем дышат люди, растения, животные.

Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно вокруг - направо, налево, вверх, вниз, по сторонам. Я воздуха не вижу. А вы видите воздух?

Дети: Нет, не видим, он невидимый.

Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим. А для этого мы поиграем. Поймайте воздух ладонями!

Дети: Как это сделать? Он везде невидим… Поймать его нельзя!

Наблюдение «Как обнаружить воздух в помещение»

Воспитатель показывает, как рукой обмахивать лицо, чтобы почувствовать движение воздуха. Предлагает детям сделать тоже самое. Спрашивает у них: что они почувствовали? (подул ветерок). Какой воздух? (прохладный, холодный воздух) .

Воспитатель: Правильно, воздух невидим. Но его можно обнаружить, а еще почувствовать и ощутить. Делают вывод:Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха: он невидимый.

Воспитатель: А как вы думаете, нам воздух нужен?

Дети: Да, нужен.

Воспитатель: Зачем?

Дети: Чтобы дышать.

Воспитатель: Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Встаньте, положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе (несколько раз) .

Делают вывод: второй секрет воздуха – воздух необходим для дыхания.

Воспитатель: Кому еще нужен воздух?

Дети называют объекты живой природы.

Воспитатель: Кому не нужен воздух?

Дети называют объекты неживой природы.

Наблюдение «Воздух легче воды»

Воспитатель показывает по очереди небольшие тяжелые предметы (камень, гвоздь, пуговица и пр.) . Спрашивает, есть ли в этих предметах воздух? (Выслушивает ответы детей). Потом предлагает внимательно смотреть на банку с водой. Воспитатель бросает в воду один предмет; дети наблюдают пока он опускается на дно. Затем бросает второй предмет и опять предлагает наблюдать.

Воспитатель: Что вы видели?

Дети: Предмет тонет (падает на дно, при этом из него выходят маленькие пузыри, которые поднимаются вверх.

Воспитатель: Что это за пузыри поднимаются на поверхности воды?

Дети: Пузыри – это воздух.

Воспитатель: Куда двигался камень? Куда двигались пузырьки воздуха?

Дети: Камень падал вниз, потому-что камень тяжелый, он тяжелее воды – он тонет, падает на дно. Пузырьки поднимались вверх, потому-что воздух легкий, легче воды – он поднимается вверх и выходит из нее.

Делают вывод: третий секрет воздуха – воздух легче воды.

Воспитатель: А давайте подумаем, имеет ли воздух форму?

Дети: Нет.

Воспитатель раздает детям воздушные шарики и резиновые игрушки разной формы.

Воспитатель: Что находится внутри игрушек?

Дети: (воздух) .

Воспитатель: Какую форму воздух имеет в ваших игрушках?

Вывод: воздух принимает форму предмета, в котором находится.

Физкультминутка «Воздух» (под спокойную музыку).

Мы сидели, мы устали.

Воздух дружно изучали.

А теперь пришла пора.

Отдохнуть нам, детвора.

Встали дружно, потянулись,

Хлопнули в ладоши

И друг к другу повернулись,

Всем друзьям мы улыбнулись,

Наклонились: раз и два,

Чтоб не болела голова.

И закончили зарядку

Подошла к концу игра.

Только помните, ребята,

Солнце, воздух и вода –

Наши лучшие друзья!

Наблюдение «Чем пахнет воздух»

Воспитатель: Ребята, сделайте вдох, выдох, вдох, выдох. Вы чувствуете какой-нибудь запах?

Дети: Нет. (Воздух не имеет запаха) .

Воспитатель подготавливает пахучие вещества (яблоко, апельсин, лук, лимон, ветки сосны) и раскладывает их в разные баночки.

теперь давайте с вами вспомним, что мы узнали сегодня про воздух?

Разделы: Работа с дошкольниками

Экспериментальная деятельность старших дошкольников, является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Образовательный процесс строится как самостоятельный поиск воспитанниками нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности, процесс исследования становится определяющим для построения обучения.

В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить экспериментальная деятельность.

Цель экспериментального обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых дети:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
  • развивают системное мышление.

Задачи:

  • закрепить знания детей о свойствах воздуха:
  • активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме;
  • развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать; воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире;
  • воспитывать экологическую культуру;
  • воспитывать аккуратность при работе.

Ход экспериментальной деятельности

То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!

На первом этапе работы приготовили карточки с различными изображениями – темами будущих исследований. Детей посадили кружком, в центре поставили небольшой столик так, чтобы каждому было видно всё происходящее. Как только все удобно устроились, карточки с темами будущих исследований выложили на столе, и объявили: «Сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования – так же, как это делают взрослые учёные.

Темы постарались подобрать так, чтобы они давали возможность использовать не только метод наблюдения, но и провести собственные эксперименты: вода, воздух, земля, огонь, магнит, бумага, камень, мыло, хлеб. Сначала рассмотрели все представленные карточки и выяснили: «Что же обозначает то, или иное изображение?». После короткого обсуждения, направляемого педагогом, дети остановили свой выбор на теме «Воздух». Карточку с изображением, обозначающим выбранную тему, закрепили на магнитной доске. Остальные аналогичные карточки (с «темами исследования») пока убрали. Объяснили исследователям: «Их задача – получит как можно больше новых сведений о том, что является предметом их исследования и подготовить о нём сообщение – небольшой доклад».

Начали с обычных проблемных вопросов: «Как вы думаете, с чего начинает исследование учёный?», «Что мы должны сделать в начале?». Как мы и предполагали дети назвали основные методы проведения исследования, но о том, что в первую очередь «необходимо подумать самому» не высказал предположения никто. Пришлось подводить детей к нужной идее. Рассказали ребятам о том, что человек без пищи может прожить две недели, без воды – три дня. А вот без чего человеку будет очень сложно прожить больше трёх минут? Спросили сначала у детей, что такое воздух и как можно его увидеть и почувствовать. Ребята не смогли ответить на поставленные вопросы, что нас нисколько не удивило. Затем составили план исследования, используя готовые карточки из книги А.И.Савенкова «Методика исследовательского обучения дошкольников», в соответствии с которым проводилась вся дальнейшая работа.

Все мы слышали, что нас постоянно со всех сторон окружает воздух. Но его нельзя ни увидеть, ни потрогать руками. Так может и нет никакого воздуха, а все разговоры, лишь домыслы перемудривших ученых? Не будем доверять слухам, а проверим с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух и какими свойствами он обладает. Условились с ребятами, что будем обозначать воздух следующим символом-круг в центре, которого стоит точка .

1. «Воздух существует!»

Сомните лист бумаги и затолкайте его в стакан так, чтоб он не падал при переворачивании стакана. Погрузите стакан полностью под воду, держа его вниз отверстием. Достаньте стакан. Проверьте, намокла ли в нем бумага? Бумага в стакане остается сухой.

Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом. «Пустой» стакан полон воздуха. Воздух – газ. Он не имеет размера и формы, но может заполнить любое пространство

Вывод: Воздух существует!

2. «Воздух – невидимка»

Пусть ребята положат ладошку на грудь и почувствуют, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе. Это входит и выходит воздух, которым мы дышим.

Предложите детям ладошками зажать рот и нос, а сами посчитайте вслух, сколько времени (в условных единицах) они могут не дышать. Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице, просто мы его не видим, но знаем, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его и называют «невидимка».

Вывод: Человеку необходим воздух, что бы жить. Воздух бесцветный, прозрачный (через него всё видно).

3. «Воздух не имеет вкуса»

Предложите детям вдохнуть ртом воздух.

Вывод: Воздух – безвкусный.

4. «Воздух не имеет запаха»

Предложите детям вдохнуть носом воздух. Затем возьмите лимон, чеснок, одеколон и предложите ребятам поочерёдно попробовать почувствовать запахи,

которые распространяются по помещению.

Вывод: Чистый воздух не имеет собственного запаха, но может запахи передавать.

5. «Мы дышим воздухом»

Возьмите стаканы с водой и соломинки для коктейля, и пусть дети выдыхают воздух через соломинку в воду. В стакане появятся пузырьки воздуха. Это выходит воздух из наших лёгких. Чем больше воздуха, тем больше пузырей.

Вывод: Мы дышим воздухом.

6. «Сколько воздуха в лёгких»

Наполните доверху пластиковую бутылку водой, закройте крышкой. Затем опустите бутылку горлышком в ёмкость с водой, снимите крышку (бутылку необходимо держать под водой), вставьте в горлышко под водой трубку от медицинской капельницы. Устройство готово. Попросите ребёнка набрать в лёгкие как можно больше воздуха и дуть изо всех сил в шланг. Воздух будет из лёгких поступать в бутылку и вытеснять воду, то есть в верхней части бутылки будет образовываться пустота. Чем больше воздуха ребёнок сумел набрать в свои лёгкие за один вдох, тем больше воды он сумеет вытеснить из бутылки.

Вывод: Воздух вытесняет воду.

7. «Весёлые пузырьки»

Дайте, детям пустую пластиковую бутылку, и попросите опустить её в таз с водой. Из горлышка бутылки начинают выходить и подниматься вверх воздушные пузырьки.

Вывод: Бутылка не пустая – в ней воздух. Воздушные пузырьки поднимаются к поверхности, потому что воздух легче воды.

8. «Дрессированные изюминки»

Налейте в стакан газированной воды или лимонада и положите в него несколько изюминок – пусть это будут рыбки. Рыбки упадут на дно. Теперь сделайте пассы руками: «Крибле, крабле, бумс! Изюминки, – вы рыбки плывите!».

И на глазах изумлённых детей изюминки начнут всплывать. Что, неужели и правда, изюминки стали рыбками? Да, конечно же нет.

Вначале изюминки тонут, т.к. он тяжелее воды, затем пузырьки воздуха из лимонада (они напоминают маленькие воздушные шары) облепляют изюминки и они всплывают на поверхность.

Вывод: Воздух легче воды, поэтому воздушные пузырьки и поднимают изюминки на поверхность.

9. «Поймаем воздух»

Дайте детям полиэтиленовые пакеты и помогите им захватывающим движением поймать воздух и закрыть пакет. Пакеты становятся похожи на подушечки.

Вывод: Воздух не «невидимка». Его можно увидеть, заключив в оболочку.

10. «Весёлые игры»

Предложите детям поиграть с мыльными пузырями и воздушными шарами (этим вы докажите, что воздух легкий). Шарики легко подпрыгивают вверх, а мыльные пузыри можно перемещать даже дыханием.

Вывод: Воздух очень лёгкий.

11. «Есть ли вес у воздуха?»

Проделаете три отверстия в линейке (длинной не менее 30 см) два по краям и одно точно в центре. Привяжите один конец шнура к центральному отверстию, а другой, например, к спинке стула.

Надуйте большой воздушный шар и привяжите его к одному из отверстий на конце линейки. Ко второму отверстию привяжите баночку или коробочку. Поместите в баночку немножко песка или риса, чтобы уравновесить воздушный шар. Позвольте воздуху понемногу выходить из шарика (приклейте к шарику кусочек скотча и проткните его иголкой). Равновесие нарушается, баночка с грузом опускается вниз.

Вывод: Когда воздух выходит из шарика, шарик становится легче. Следовательно – воздух имеет вес.

12. «Какой воздух легче?»

Для этого эксперимента понадобятся наши самодельные весы из предыдущего опыта. Привяжите к одному концу весов легкую пластиковую бутылку или банку вниз отверстием. Уравновесьте весы с помощью песка или любой крупы.

Зажгите свечу и держите её так, чтобы пламя находилось под отверстием банки. Равновесие нарушилось. Банка с нагретым воздухом поднимается вверх.

Вывод: Горячий воздух легче холодного занимающего тот же объем.

13. «Живая змейка»

Предложите рассмотреть змейку (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить). Продемонстрируйте ребёнку вращение змейки над горящей свечой. Змейка вращается, но не опускается вниз. Проведите рукой ребёнка над пламенем, чтобы определить, что воздух над свечой теплее.

Вывод: Тёплый воздух, поднимаясь вверх, не даёт змейке опускаться. Воздух движется и заставляет вращаться бумажную спиральку.

14. «Воздух движется»

Предложите ребятишкам помахать веером около лица. Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, и дети ощущают лёгкий ветерок.

Вывод: Ветер – это движение воздуха.

15. «Выпуклый и “впуклый” шарик»

Налейте в стеклянную бутылку тёплой воды и дайте ей прогреться несколько минут. Затем воду вылейте. Срежьте колечко на горловине шарика и натяните шарик на горлышко бутылки. Он надуется и будет похож на гриб.

Теперь поставьте бутылку в миску с холодной водой и посмотрите, как шарик втянется в её горлышко.

Вывод: Охлаждаясь, воздух в бутылке сжимается, съёживается и занимает всё меньше места. На освободившееся место устремляется более тёплый воздух снаружи. И шарик, который закрывает ему доступ в бутылку, втягивается внутрь.

16. «Сопротивление воздуха»

Возьмите два одинаковых куска обычной газетной бумаги. Скомкайте один из листов. Поднимите руки высоко вверх и отпустите бумагу падать в свободном падении. Вы увидите, что лист смятой бумаги сразу падает на землю. Плоский лист медленно плывет вниз.

Вывод: Воздух сопротивляется движению объектов. Чем больше поверхность объекта, тем труднее для объекта перемещаться по воздуху. Плоский лист бумаги имеет большую поверхность, чем смятый комок. Легковые автомобили, поезда и самолеты имеют обтекаемую форму, чтобы уменьшить площадь поверхности сопротивления воздуху.

17. «Воздух держит воду»

Положите кусок картона с глянцевой поверхностью (слегка смочить гладкую поверхность водой) на стакан с водой. Придерживая картон рукой, быстро переверните стакан и уберите руку (лучше это делать над тазом или раковиной). Картон будто приклеился к стакану. Вода остаётся в стакане.

Если эксперимент не получился в первый раз, попробуйте еще раз, на этот раз заполните стакан до самых краев и убедитесь в отсутствии пузыря воздуха между картоном и стеклом.

Вывод: Вода удерживается в емкости из-за давления воздуха снаружи. Это давление воздуха больше, чем давление воды на картон.

18. «Можно ли сжать воздух»

Возьмите шприц без иглы и наберите в него воздух. Закройте пальцем отверстие и сильно надавите на поршень. Сначала поршню будет трудно двигаться, а потом он и вовсе остановится. А палец, закрывающий отверстие, будет испытывать на себе сильное давление.

Теперь, продолжая закрывать отверстие, отпустите поршень, он вернётся в первоначальное положение.

Вывод: Воздух можно сжимать,– поршень это и делает. При сжатии усиливается давление воздуха и на палец, и на поршень. Но сжатый воздух стремиться расшириться, то есть вернуться в первоначальное положение.

19. «Воздух давит на воду»

Возьмите шприц без иглы наберите в него немного воздуха, а затем сделайте забор воды.

Надавите на поршень (не забудьте подставить ёмкость). Поршень начинает давить на воздух, который в свою очередь оказывает давление на воду в шприце и вода вытекает из шприца.

20. «Реактивный шарик»

Предложите детям надуть воздушные шары и отпустить их. Обратите внимание на траекторию и длительность его полета шариков. Помогите детям сделать вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть.

Воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону. Расскажите, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.

Вывод: Воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону, такой же принцип используется в реактивных двигателях.

21. «Свеча в стакане»

Предложите ребятам выяснить, как можно погасить свечу (пламя), не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая ее. Вместе с детьми проделайте следующее: зажгите свечу, накройте ее банкой и понаблюдайте до тех пор, пока она не погаснет.

Подведите детей к выводу о том, что для горения нужен кислород, который при этом превращается в газ.

Вывод: Когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет. Люди используют это для тушения огня при пожарах.

22. «Можно ли лежать на воздушных шариках?»

Предложите ребёнку встать на воздушный шарик. Ну, конечно же, у него ничего не получится. А теперь пусть он попробует сесть на него. Ну что? Опять ничего не получилось? А теперь спросите у детей: «Раз на нём нельзя ни стоять, ни сидеть, может быть, на нём можно лежать?» Лежать тоже невозможно?

А теперь сделаем так, чтобы на воздушных шариках можно было, и стоять, и сидеть. И лежать. Как? Очень просто!

Возьмите большой полиэтиленовый пакет. Лучше, чтобы он был плотным, а не тонким и, кроме того, не имел ни одной дырочки.

Надуйте столько воздушных шариков, чтобы их можно было уложить в этот большой мешок, и завяжите узел. Теперь на этот импровизированный матрац положите перевёрнутый вверх ножками детский столик, чтобы его тяжесть распределилась равномерно на все шарики.

И вот, вуаля! Теперь можно и стоять, и сидеть, и лежать на воздушных шариках.

Вывод: Воздух упругий. Помещенный в определённую оболочку, воздух может быть очень полезен в повседневной жизни.

Воздух, он объект особый,
Его руками не потрогать.
Чтоб его увидеть глазом
В трубочки подули разом.
Потом на радость детворы
Надували мы шары.
Всю эту так сказать работу
Назвали умным словом «опыт».

Все сведения мы с ребятами проанализировали и обобщили. Естественно, пришлось активно помогать, юным исследователям, обобщать полученные данные. Для детей это было очень сложной задачей. Но вместе с тем мы понимали, что на данном материале, как ни на каком другом, можно развивать мышление, творческие способности, речь ребёнка.

После обобщения информации два добровольца-исследователя по очереди дополняя друг друга, поглядывая на опорные схемы (Приложение 1 ), сделали доклад.

По итогам защиты мы поощрили не только докладчиков, но и тех, кто задавал «умные», интересные вопросы.

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Совместное экспериментирование поможет ребёнку узнать ответы на интересующие его вопросы, сделать правильные выводы, а так же услышать доказательства более доступным языком. Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Список литературы:

  1. Данюкова А.
Вы любите проекты? //Обруч. -2001.-№4.-с. 11-13.
  • Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В.
  • Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ «Сфера», 2001.-192с.
  • Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. -сост. : Л. С. Киселева и др. – М. : АРКТИ, 2003.– 96 с.
  • Рагулина Л., Крюкова Н., Каргопольцева Л
  • . Бизнес проект в ДОУ. //Обруч. – 2002.– № 6.– С. 7-9.
  • Савенков А.И.
  • Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»,2010.-128с.
     

    Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!