Виды духовных существ вселенной. Классификации высших существ Биология и инопланетная жизнь

М.Сюрвасев

Для верующего бог представляется высшим существом. В связи с этим можно построить следующую схему. Мышь не считает человека существом высшего порядка, потому что не обладает комплексом представлений для понимания сего "факта". Если человек присвоил себе право расставлять вещи по рангам и степеням, то естественно допустить, что есть существо, по отношению к которому человек подобен мыши. Далее, человек не обладает достаточными знаниями и умениями для того, что бы это понять. Человек не понимает, что он не понимает. Он даже не способен осознать наличие высшего существа. Возникает вопрос, какие границы и условности надо преодолеть человеку, что бы выйти за пределы этого непонимания и познать высшее существо. Однако, преодолению "человеческого в человеке" посвящена вся деятельность человека. Люди заняты борьбой с "самим собой": предрассудками, недостатками тела и так далее. Человек творит и выходит за пределы самого себя, в мир непонятного и непознанного. Это - проявление творческого начала природы. Новизна есть условие бытия. Тогда, можно сказать так: понятие бога (высшего существа) есть иносказательное обозначение (выражение, название, описание) творческого начала природы. Если понимаешь, что природа творит, то понятие бога становиться избыточным, лишним.

Если высшее существо есть, то в природе нет ничего нового. Все существует одновременно, в том числе и высшее существо. Кроме того, оно должно иметь тело. Возникает вопрос: почему не обнаруживается высшее существо? Почему его нет? В противовес этому, если природа творит, то человек соприкасается с "высшим существом" всякий раз, осваивая новое пространство, материалы и так далее подобное. То есть всякое создание нового тела - есть знакомство с высшим существом. А высшее существо - это весь окружающий мир, все окружающие человека тела. Так как нет абстрактного окружения, а есть конкретные тела или их сочетания. Тогда каждое отдельное тело есть высшее существо. И это так: каждое тело проявляет свойства "высшего существа".

Высшее существо невозможно так - же по следующей причине. В процессе своей деятельности человек уничтожает возможность появления конкурента в виде человека. Созидание есть одновременно разрушение. Человек разрушает условия для другого человека, для конкурента. Оставляет после себя пространство, в физическом смысле, очищенное от условий для появления нового человека. Если бы человекоподобное высшее существо было бы в прошлом, то оно бы разрушило условия для повторного появления человека. То есть в прошлом человека не было. Как же так? По отношению к любому телу можно найти более развитое тело, а по отношению к человеку нет. Однако, такой вывод - на основе того, что человек считает, например, растения низшими по отношению к себе. Каждое тело существует в своем ряду развития: растения, грибы, камни и так далее. Оценка осуществляется в ряду себе подобных. Поэтому человек не есть некая абсолютная мера? Можно представить ряд живых существ в целом. Поставить человека на вершину. Тогда, как быть с планетой как телом? Можно - ли считать человека "выше" планеты? Нет.

Приведем еще одно обстоятельство, разрушающее "человеческие ценности": всякое тело в момент взаимодействия и действия есть высшее существо. В мгновение действия - всякое тело - высшее существо. Направление и время убегания мыши зависят от человека. Однако, убегание - процесс, действие. Убегающая от человека мышь может раздавить таракана, то есть быть высшим существом по отношению к таракану. Действие есть проявление бытия. Речь идет о конкретных взаимодействиях отдельных тел. Затем, рассуждая о планетах или мышах "вообще" и о высшем, мы переходим на группы тел. То есть можно попытаться говорить о человечестве в целом как высшем существе. Можно, конечно, определить всех людей как одно тело. И мы увидим растворение понятия "высшее" в конкретных физических явлениях и процессах. Вне сознания человека оно бессмысленно. К физике и другим естественным наукам оно неприменимо. Вывод: понятие "высшее существо" существует только как "понятие" и действует только в сознании человека. Границы применимости существуют для всякого явления.

Человечество в целом имеет свойства самостоятельного существа, самостоятельного тела. Из этого следует, что "высшим существом" может быть человеческое общество в целом. Допустим. Человечество как тело "наивно", методом проб и ошибок, отвечает на внешние раздражители. Принимает на веру набор правил и методов. Это есть следствие того, что человечество - член сообщества других сообществ тел. Высшим существом может быть Земля, так как человечество приспосабливается к земным условиям? Солнечная система обладает своей логикой, независимой от человека. Поэтому эта логика познаваема человеком. Познаваемо только то, что отличается. Если деятельность человека вынужденная - то высшее существо есть. Но тогда бытия нет. Так как это детерминизм, предопределенность. Неопределенность - обязательное условие бытия.

Следствие отсутствия высшего существа - ограниченность возможностей, знаний, способностей любого человека. Надо показывать и доказывать на примерах, что возможности любого человека ограничены. В том числе людей известных и влиятельных. Это поможет показать, что можно влиять на любого человека, на любые процессы: как во дворе, так и на противоположной стороне земли. Это лучшее доказательство действенности поступков.

Философ Н. Бостром в 2003 году сказал, что наша вселенная вполне может быть компьютерной симуляцией. К его мнению присоединился и Э.Маск. Если верить их утверждением, тогда такой симуляцией должен кто-то управлять. А это не может осуществить никто иной, кроме высших существ. Также, следую данной теории вселенная – имеет границы, как и любая компьютерная симуляция. Ученые утверждают, что человек вполне способен найти доказательства симуляции, если найдет границу своей «игры».

Космические лучи // Фото: ab-news.ru


Для того, чтобы проверить эти слова немецкие ученые соорудили некую имитацию вселенной в квантовом компьютере на решетке. Основное внимание они уделили космическим лучам, которые рождаются за границей Солнечной системы и представляют собой фрагменты атомов. Они обладают ограниченной мощностью и со временем слабеют. При достижении земной поверхности каждый из лучей имеет идентичное количество энергии. Это говорит о том, что все они имеют одну стартовую точку. А это соответствует моделируемой решетке на квантовой машине.

Биология и инопланетная жизнь

Наши гены по своей сути «мусор». В них только 3% человеческого генома. Остальная часть не несет практически никакого значения для человека. Она вполне может содержать некое послание или «подпись дизайнера» с ответом на вопрос «Существует ли где-то еще жизнь?» или же человек был создан высшим существом.


Наши гены по своей сути «мусор» // Фото: 24smi.org


Несколько казахских ученых в 2013 году заявили о том, что нашли в мусорной ДНК упорядоченную последовательность или некий «язык». Они утверждают, что он никак не мог возникнуть самостоятельно. Хоть эта теория и имеет право на существование, однако большинство ученых мира ее мгновенно отбросили. Один из генетиков – Ф. Коллинс – утверждал, что гены в ДНК – это своего рода буквы Бога, которые последний использовал при создании мира.

Физическая константа

Дж. Барроу – физик-теоретик – говорит, что вселенная – это имитация. Он полагает, что даже самая развитая цивилизации никогда досконально не знала всех законов природы. Соответственно, в такой «матрице» обязательно присутствуют сбои, как например видоизменения физических констант. Физическая постоянная – это свойство, которое одинаково везде и всегда (например, скорость света). В 2001 году группа ученых из Австралии обнаружила, что скорость света изменялась с течением времени. А это абсолютно противоречит теории относительности. Но, с другой стороны, абсолютно никто не знает, почему же физические константы несмотря ни на что остаются постоянными. А ведь это постоянство играет весомую роль в существовании всего мира. Часть ученых полагает, что все константы «настроены» таким образом, чтобы на Земле была возможна жизнь.

Семя жизни

Френсис Крик (создатель теории панспермии) говорит, что жизнь зародилась где-то в другом месте Вселенной. Она была принесена на Землю (возможно даже развитыми существами) посредством астероида или кометы.


Френсис Крик (создатель теории панспермии) говорит, что жизнь зародилась где-то в другом месте Вселенной // Фото: fanaticalfuturist.com


В 2013 году М. Уэйнрайт сказал мировому сообществу, что нашел то самое «семя». Для этого он запустил метеорологический зонд над Великобританией. Тот словил небольшой металлический «волос». Он состоял из оболочки, выполненной из ванадия и титана. Внутри была неизвестное биологическое вещество. Опять же сообщество ученых скептически отнеслось к подобной находке.

Самостоятельное существование реальности

Все знают, что видеоигра создает сама себя, когда ее участник смотрит в определенную ее область. В противном случае она не существует. Реальность вполне может «работать» по такому же принципу, иными существовать только тогда, когда человек смотри непосредственно на нее. Подобная теория берет свои истоки из квантовой механики. Так, субатомные объекты в большинстве случаев являются частицами и волнами: свет, частицы близкие к электрону. Пока данные объекты никто не наблюдает они находятся в двойственном состоянии. Но, в тот момент, когда их начинают измерять они «магическим образом» превращаются в волну или твердый объект. Данный принцип лежит в основе всего существующего в мире. Согласитесь, это очень похоже на принцип существования искусственно созданного мира.

Космический код

С. Гейтс – физик-теоретик – также утверждает, что мы существуем в некой симуляции. Об этом он начал говорить, когда начал трудится над уравнениями суперструн. Гейс увидел код, который был разработан ее Р. Хэммингом и подумал, что базовое кодирование может каким-то образом относится к функционированию вселенной. Гейтса удивила такая неожиданная связь. Он сказал, что все эти коды вполне могут распространяться и в природе. Если действительно так есть, тогда наш мир – это воплощение фильма «Матрица».


Базовое кодирование может каким-то образом относится к функционированию вселенной // Фото: galaxysss.com

Принцип голографии

Х. Малдасена в 1997 году высказал предположение, что наш мир является всего лишь двухмерной голограммой. При этом, такая голограмма абсолютно плоская, но все же мы ее воспринимаем в трех плоскостях. Гравитоны (крохотные струны) – вибрируют и строят нашу голографическую вселенную. Если кто-то найдет доказательства данной теории, то он может связать теорию гравитации Эйнштейна с квантовой механикой. И такие попытки были. К примеру, японские исследователи считали положение горизонта, внутреннюю энергию черной дыры и иные явления, характерные для трехмерного измерения. Затем они сделали расчеты тех же самых явления только для двухмерного мира без гравитации. И результат полностью совпал. Это доказывает, что вселенная вполне может быть плоской в том случае, если время-пространство плоское.

Вселенная не должна была существовать

Если верить результатам некоторых исследований, то вселенная вовсе не должна была существовать больше 1 секунды. Большой взрыв должен был сгенерировать идентичное количество антивещества и вещества. Однако, по какой-то причине было создано больше вещества, из которого и сложилась вселенная. До конца не может объяснить данный акт никто из ученых.

Отрывок из творения ректора Киевских духовных школ, cвятителя Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического «О существах, высших человека, или о духах».

Падение с неба Люцифера. Поль Гюстав Доре

Посмотрим теперь в бездну темного ангельского мира. Учение о злых духах стоит внимания, как потому, что действия их на нас весьма велики и отношения слишком тесны, так и потому, что ныне время неверия, не допускающего бытия сих духов.

Что говорит Священное Писание о сих духах? Оно утверждает, что их множество, и что в них произошло падение, которым отторгнута «третия часть звезд» небесных (Откр. 8:12 , Лк. 21:25 ).

Когда произошло это падение и как? Священное Писание не говорит. Из него только видно, что причиной сего есть грех; что это произошло через уклонение воли твари от Творца. Во Втором послании Петра (2Пет. 2:4 ) говорится, что ангелы согрешили. Сим, с одной стороны, доказывается то, что грех был причиной падения ангелов, а с другой стороны, отвергается нелепое мнение о вечном существовании злого начала. Ибо, если ангелы согрешили, то значит было время, когда они не грешили, когда не было лжи и была одна истина; не было зла, а было одно добро. Следовательно, по учению Библии, диавол не вечен, а сделался таковым во времени. Есть также в Священном Писании намеки и на то, как произошел грех в мире Ангельском, и как с ним произошел этот переворот. Род греха сего есть гордость. Это видно из Первого послания к Тимофею: «да не разгордевся в суд впадет диаволь» (εμπεση εις χριμα του διαβολου ) (1Тим. 3:6 ). Слово χριμα имеет двоякое значение: «суд» и «осуждение». Если принять первое значение, то смысл сего места будет такой: «Дабы не подвергся власти диавола так, как подсудимый подвергается власти судии». Если же принять значение последнее, то выйдет следующий смысл: «Дабы не подвергся тому же осуждению, тому же бедствию, какому подпал диавол». Сей последний смысл ясно указывает на то, что причиною падения диаволов была гордость, ибо одинаковому наказанию должно предшествовать одинаковое преступление. Некоторые слово «диаволь» принимают несобственно, в смысле клеветника, и дают сему месту такой смысл: «Дабы ты, разгордевшись, не подпал осуждению тех, которые клевещут на христианство, не будучи сами христианами». Слова текста терпят и этот смысл, но первый естественнее. Откуда большая часть отцов Церкви причину падения ангелов злых поставляли в гордости. Еще есть место, с одной стороны яснее, а с другой, может быть, темнее в Послании Иуды: «аггелы же не соблюдшыя своего началства, но оставльшыя свое жилище» (Иуд. 1:6 ). В русском переводе: «не сохранивших своего достоинства» . Что это за достоинство? Явно, что им вверено было что-то для хранения и какое-то место для жительства; но они не соблюли ни того, ни другого. Апостол Иуда, доказывая, что за грехом неминуемо следует наказание, об ангелах злых говорит мимоходом. У христиан было мнение, что злым ангелам был препоручен в управление сей мир со своими планетами, но что они, соблазнившись красотой некоторых лиц человеческих, вступили в преступные связи с ними и забыли управление миром. Явно, что эта мысль зашла к христианам от Иудеев, которые основывали ее на неправильно понятом месте книги Бытие (Быт.6:2–4 ), где говорится, что сыны Божий (то есть благочестивое семя людей) прельстились дщерями человеческими. Если апостол имел в виду сию мысль, то разве мимоходом, впрочем, и это не совсем достойно апостола. Поэтому лучше положить, что он представляет здесь свой взгляд, может быть, отчасти сходный с существовавшим тогда образом мыслей. Он мог иметь ту мысль, что ангелам было поручено управлять чем-то, какой-то частью мира, и что они худо выполняли сие поручение, худо управляли, без сомнения, по неповиновению и своенравию, следовательно, в основании всего сего лежала гордость. И потому слова апостола Иуды представляют другой намек на то, что гордость низвергла злых духов. Третий намек заключается в словах Иисуса Христа (Ин. 8:44 ). Это ведет к той мысли, что падение их состояло в извращении истины, происшедшем, без сомнения, из неповиновения Богу, из гордости, как это видно из разговора его с Евою (Быт. 3:4–7 ). Вообще можно сказать согласно с духом Библии, что падение злых духов состояло в неповиновении воле и сопряжено было с гордостью, которая только и могла произвести такое ужасное разделение в мире Ангельском; грех какой-нибудь слабости никогда не произвел бы сего.

Но каким образом Ангел, существо высокое и совершеннейшее человека, мог забыть и не понять своих отношений к Богу? Каким образом первый ангел, как думали некоторые отцы, пришел к той мысли, чтобы сражаться с Богом? Диаволы представляются существами, знающими много; следовательно, им всего легче понять то, что противиться Богу невозможно. Между тем, они идут против Бога, – не странно ли? Странность сия исчезает, когда вспомним, в чем состоит тайна существования твари вообще. Мы видели, что существование свободных тварей сопряжено с ограничением Творца; Бог однажды навсегда отказался от неограниченного действия над свободными тварями, уступил им как бы часть Своего Божества; сделал для них, осмелимся сказать, самопожертвование. Злые ангелы, без сомнения, хорошо видели сей отказ Божий и знали, что Бог никогда не возвратит назад данного. Потому и смело могли вступить в брань с Богом, зная, что их самостоятельность будет продолжаться во всю вечность. Так только и можно изъяснять зародыш зла в ангелах.

Еще одна странность: как высокие духи сии могли так скоро затмиться, чтобы дойти до такой злобы? А мы видим, что грех их не мог слишком рано предварить падения человеческого. Против этого вспомним, что для того, чтобы не видеть какой-либо страны, немного нужно: стоит только отвратить от нее лицо и обратить его в сторону противную, – и все пропадет; так и диавол отвратился от света, и тотчас стал тьмой. Притом, чем выше существо, чем тоньше, тем скорее, тем более отражается в нем как свет, так и тьма.

Мы сказали, что ангелы пали чрез гордость. У отцов Церкви есть частнейшие указания на сию гордость ангелов. Одни думают, что падшему Деннице сделано было откровение о Мессии и указан Иисус Христос; но что он не захотел Ему поклониться.

Мнение сие основывают на словах апостола Павла: «Егда же паки вводит первородного во вселенную» (Евр. 1:6 ), где как будто указывается на второе явление в мире Сына Божия; но здесь παλιν относится не к глаголу «вводит», а к глаголу «глаголет», то есть «опять говорит». Другие думают, что ангелы, узнав наперед о творении человека, позавидовали и захотели поставить себя, сколько можно, выше его.

Тотчас ли последовало падение всех духов, или они отпадали постепенно? Священное Писание дает намеки, что сначала согрешил один ангел, и что он вовлек в бездну и прочих. Ибо в Откровении он показывается клеветником, «обольщающим вселенную». Вдруг падение всех их последовать не могло, ибо невозможно, чтобы воли всех их вдруг вооружились против Творца.

Посему-то отцы Церкви думали, что сперва пал главный ангел, и потом другие, бывшие или ему подвластными, или более других с ним дружественными. Это падение последовало, без сомнения, до падения человека, до сотворения мира чувственного, но нельзя сказать, чтобы оно случилось прежде мира физического.

Какие следствия их падения? Бог наказал их ужасно: они посланы во мрак и блюдутся на суд последнего дня в геенне огненной (Иуд. 1:6 , Откр. 12:9 ). Это пагубные следствия по отношению к ним самим; можно предполагать, что падение их имело ощутительное действие и на самую природу, хотя Священное Писание не указывает на это.

Если падение человека не могло не произвести переворота в природе, то, без сомнения, то же можно сказать и о падении ангелов. Таким образом, суету твари, которой она повинулась на уповании, судя справедливо, должно относить не к одному человеку, но и к ангелам;– и они внесли повреждение в природу, если только сие повреждение не исправлено Богом еще до падения человека.

Может быть, впрочем, нельзя поставлять падения человеческого в параллель с падением ангельским потому, что следствия первого возвратимы, конечны; а наказание последнего вечно. Некоторые церковные писатели признавали следствия падения ангельского простирающимися и на самую природу; и потому утверждали, что мир человеческий произошел вследствие переворота, случившегося в мире Ангельском, дабы исправить происшедшие от сего недостатки в природе. Мнение ни на чем не основанное!

Какое теперь состояние злых духов? Состояние несчастное, состояние трепета и ужаса. Где они пребывают? Место пребывания их есть воздух. Они называются «духовом злобы поднебесным» , князьями «власти воздушныя» (Еф. 6:12 ; Еф. 2:2 ). Как же примирить с воздушным пребыванием их тот мрак, в котором они остаются? Так, что те воздушные пространства, в которых они теперь пребывают, в сравнении с прежними местами их пребывания суть темны, мрачны. Например, если бы кто из солнечной атмосферы перешел в атмосферу земную, для того сия последняя, без сомнения, была бы мрак в сравнении с первой.

Кроме того, может быть по их организации воздух для них не может не быть мраком; может быть, они в земле лучше бы видели, нежели в воздухе. Так, например, есть такие животные, для которых ночной мрак есть то же, что для нас дневной свет, и наоборот: день для них есть то же, что для нас ночь. Отсюда-то слово сор означает и «воздух» и «мрак», указывая, то есть, на свойство сих духов.

Какое устроение их? Устройство природы их и их отношений прежнее, только темное и в беспорядке. Священное Писание говорит, что и у них, так же как и у Ангелов добрых, есть начальники и подчиненные. Оно называет их разными именами: сатаною (наветник, противник), диаволом (клеветник), Велиаром, то есть владыкой пустоты, погибели (2Кор. 6:15 ), веельзевулом – богом мух, нечистых мест (Мф. 10:25 ). Одно употребительнейшее название, данное Иисусом Христом, есть «князь мира, князь... по веку мира сего» (Ин.12:31 , Еф. 6:12 ); также называется – дракон, «змий древний» (Откр. 12:9 ).

Число нечистых духов должно быть велико уже потому, что слово Божие предостерегает от них всех людей и в одном человеке полагает их «легион»: «легеон: яко беси мнози внидоша вон» (Лк.8:30 ).

Какое внутреннее положение их ума и воли? Самое худое: ум занимается клеветой и ложью, а деятельность воли состоит в том, чтобы разрушать все лучшее и особенно коварствовать против людей. Во-первых, диавол был виной падения человеков, в виде змия явившегося Еве (Быт. 3:1 ). Апостол Павел под змием разумеет здесь диавола. Далее, он распространил между людьми идолопоклонство и суеверие, и через сие ко времени Иисуса Христа поработил себе весь мир (Еф. 2:2 ).

Действуя таким образом, он поработил целые царства, и наконец отторг почти целое царство Израильское, прежде несколько раз вторгаясь в оное. Посему-то, когда кто из язычников переходил в христианство, то апостолы говорили, что он приходит из области сатаны к Богу; и Иисус Христос, положив основание Своей религии, говорил: «ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин. 12:31 ), то есть ныне воцарится любовь и вера, коих присутствие для злого духа нестерпимо.

Поелику цель пришествия Христова была – да разрушит дела диавола, то сей злой дух преимущественно вооружился против христианства. Дабы отклонить Иисуса Христа от Его намерения, или ввести Его в худые мысли, он искушает Его; видя безуспешность свою в сем случае, он обращается от Иисуса Христа к Его ученикам и иногда не без удачи: это видно, во-первых, из слов Иисуса Христа, Который говорит ученикам: «сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу» (Лк. 22:31 ); во-вторых, из того, что Он однажды Петра принужден был назвать сатаною.

Впрочем, ученики Иисуса Христа защищались от сего врага; один только несчастный Иуда навек поддался ему.

При распространении христианства он также являл чрезвычайную свою деятельность. Например, апостолу Павлу препятствовал совершать путешествие (Деян. 13:9 ). Последний опыт злой его деятельности явится при конце мира; там он обнаружит всю свою хитрость и лютость; воздвигнет антихриста, вооружит его чудесами, и всем, чем только можно будет привлечь веру. Вот главные виды деятельности злых духов!

В частности, они действуют на ум человека, не давая ему видеть истины. Апостол Павел говорит, что диавол ослепил умы многих христиан; действуют на волю, например, Иуды, Анании и Сапфиры; на внешность, побуждая к гордости; кратко: Священное Писание описывает их злыми, хитрыми, коварными.

Действует ли злой дух на душу прямо? Святилище души человеческой неприкосновенно и для Самого Бога. Сей мысли должно держаться. Бог дал однажды свободу, и никогда не отнимает ее. Но нельзя не согласиться с тем, что злой дух может действовать на человека так, как действуют на него предметы внешние. Это видно из жизни святых. Он может действовать на мозг и на низшие способности, словом, на внешнюю оболочку души, а не на самую душу. Впрочем, эти действия злых духов крайне ограниченны, ибо их деятельность теперь стеснена; они связаны.

Действия злых духов на тело в Священном Писании представляется в весьма великом виде. Они могут обладать человеческими телами и вселяться в оные. Это часто видим в Новом Завете: и Иисус Христос и апостолы часто исцеляли таких людей. Вот место на сие (Мк. 1:25–26, 5:8 ), и много других мест. Здесь только надобно решить следующий вопрос: точно ли сии люди имели злых духов? Не была ли это болезнь, например, лунатизм, падучая, и подобное? Может быть, простой народ почитал сии болезни злыми духами, а Иисус Христос, может быть, не хотел переменять народное мнение? И потому все учение о духах не есть ли приспособление к образу мышления Иудеев? Нет, Иисус Христос и апостолы лгать не могли. Они восставали против таких предрассудков, для искоренения коих нужно было потрясти самое сердце человеческое, а мнение о существовании злых духов не таково, чтобы в нем трудно было переуверить народ.

Может быть, скажут, что они не хотели переуверять народ для того, чтобы не уменьшить славы дел своих? Но для них равно было славно – исцелять ли важнейшие болезни, или изгонять духов. Кроме того, Иисус Христос мог бы наедине сказать ученикам Своим, что это не духи, а болезни; но Он нигде сего не делает. Самые происшествия подтверждают ту мысль, что это действительно были духи. Что, например, доказывает переход духов из человека в свиней, как не то, что это были действительные духи? Притом, Спаситель дал и ученикам Своим и всем верным власть изгонять бесов Его именем. Эти изгнания в первых веках христианства были очень часты. Свидетельствуют об этом отцы Церкви. Ориген всю деятельность христиан первенствующей Церкви в сем заключает; то же подтверждают Кирилл Иерусалимский и Киприан, повествующие о публичных заклинаниях; Тертуллиан и Лактанций , апологеты, призывают всех язычников смотреть на сии действия, совершаемые во имя Иисуса Христа, как на доказательства Божественности христианской религии.

Перед пришествием Иисуса Христа сила диавола развилась, но Иисус Христос Своею смертью связал его; и он начал теряться; диавол во время Иисуса Христа, по словам одного отца Церкви, подобен был змее умерщвленной, которую отцы дают детям для забавы, без опасности уязвления.

Что за охота диаволу заниматься человеком? Священное Писание говорит, что он хочет владычествовать над людьми. Для чего это владычество? Для того, что он желает оказать большую противоположность Богу, и так как не может действовать на Бога прямо, действует через людей. Нет ли другой причины диавольского преобладания? Есть.

Вот она: 1) Диавол есть величайшее зло , и потому он старается распространять злое, ибо злое существо находит удовольствие только в распространении зла. Возьмите, например, злого человека, преданного пьянству: ему весьма приятно смотреть на подобных себе. 2) Священное Писание мало раскрывает мир метафизический; оно только нечто сказало о духах злых и добрых. Диавол, говорит оно, оставил свое жилище. Что ж, если допустить, что человек поступит на его место? Не жаль ли и не больно ли в сем случае диаволу, и нет ли причины коварствовать против человека? 3) Есть еще для диавола даже некоторый интерес в коварстве его против человека: для него интересно, то есть он получает приятное удовольствие от сообщения со злыми людьми. На это есть указания у отцов Церкви и намек в Священном Писании. Иисус Христос говорит в Евангелии от Матфея, что злой дух, выйдя из человека, проходит темные места, потом возвращается к нему, как в дом чистый и подметенный, и берет с собой и других духов; значит, диаволу жить в человеке приятно; жить в человеке для него то же, что жить в прекрасном доме, а жить вне человека значит жить в болоте, в тесноте. Мы не знаем отношения всех натур; знаем только, что человек занимает середину в ряду существ: «я связь миров», – говорит Державин. Итак, то, что ниже человека, и что выше его, составляют две противоположные крайности. Следовательно, для злого духа, низпадшего в противоположный мир, каждая сфера мучительна, неестественна. Но по мере приближения существ к средоточию сих двух противоположных миров мучение сие уменьшается, так что в человеке, как цепи или средоточии сих миров, отраднее пребывать злому духу, нежели в каком-либо другом существе всего мира видимого, или чувственного. Диавол, подобно страждущему горячкой, бросается из огня в воду, и подобное. Язычники приходили к сей мысли; она развита у Александрийских философов: Ямблиха, Порфирия, и других, да и почему не допустить ее, особенно если диаволы не суть существа совершенно безматериальные? Намек на сие есть в животном магнетизме; там человек входит в духовное общение, а тот посредством другого достает из сего мира все.

Как согласить с Промыслом обладание диавола людьми? Если бы и согласить не могли, то отвергать не можем. Правда, человек теряет на время свою деятельность. Но если так же потеря времени допускается в сумасшествии естественном, то почему не допустить ее в сем? Притом мы не знаем, теряется ли совершенно время? В душе есть свои стороны, которых мы не знаем и которые, может быть, во время сумасшествия или беснования усовершаются. Потому-то есть мнение в народе, что когда исцеляются таковые несчастные, то делаются добрее; это подтверждает апостол Павел, когда повелевает предать кровосмесника сатане, «да дух спасется» (1Кор. 5:5 ); заметили также в некоторых сумасшедших, что время их сумасшествия не пропало, ибо они приобрели в течение оного такие сведения, какие нужно приобрести трудом и ученостью. Еще могут быть такие времена, когда нужно в известном человеке остановить его деятельность. И это способствует к совершенству его, а тем более к совершенству других. Ибо, если связь между существами слишком тесная, то нужно иногда, так, как в музыке, останавливать одни органы, дабы свободнее можно было действовать другим. Сверх сего, цель допущения сего в людях может быть и в других существах, в злых ангелах, если не с тем, чтобы обратить их (ибо Писание о сем не говорит), то с тем, чтобы предотвратить другую гибельнейшую их деятельность, дабы, то есть, диавол, занявшись одним человеком, не имел времени привести в исполнение злого своего умышления против ста или более человек. Итак, из всех сих причин видно, что обладание диавола людьми Промыслу не противоречит.

Что злые духи могут иметь влияние на человека прежде систематики отвергали, но теперь медики и естествоиспытатели начали сами приходить к допущению сего. Если могут иметь влияние на человека планеты, например, луна – от чего лунатизм; Сатурн – чрез отдаление от солнца – от чего сумасшествие, или в известных месяцах встречаются припадки, причины коих от нас отдаленны, то нельзя не верить влиянию злых духов и существованию бесноватых.

Опыт показывает, что и ныне есть бесноватые; только наша ученость еще до сих пор не исследовала образа возможности сих явлений. Наши ученые пишут системы, прописывают рецепты, но тайн природы, как существо высшее может действовать на низшее, не исследуют, или, по крайней мере, еще не исследовали. Еще не объяснили, отчего человек и как может кричать наподобие животных? Что за побуждение к такой его деятельности? Как от укушения бешеных животных, от прикосновения и взглядов душа человеческая принимает вид животного и сообразно сему настраивает свою деятельность? У больных, таким образом, находят даже язык будущего; некоторые из них говорят, когда поселился в них злой дух. Все это показывает, что диавол много может действовать на низшие способности человека, и что столько же мог бы он действовать на высшую деятельность души, если бы не был связан.

Какое средство против действия на человека сих враждебных сил? У христианина есть средства против сего весьма сильные; и если он не отгоняет ими сего врага, то причиной сего есть только его оплошность. Средства сии суть: молитва , очищающая душу, и пост, очищающий тело. Сими-то средствами христианин, по словам апостола Иакова, должен противиться злому духу, и он будет бежать от него. Кроме того, мысль о Боге и сильное желание добра суть сильные орудия против диавола. Истина сия доказана в первых веках христианства, когда одно имя Иисуса Христа в трепет повергало духов злобы.

Что сказать о колдовствах и магиях? Возможны ли они, то есть возможно ли сообщение людей со злыми духами? В Ветхом Завете представляются примеры запрещений на них; следовательно, возможны; Новый Завет молчит об этом. В Деяниях апостольских упоминается только о том, что апостол Павел нашел волшебные книги и велел их сжечь. Общее мнение есть, что сообщение сие возможно. У нас почти в каждом селе можно найти такого человека, хотя это суть большей частью мнимые колдовники, а действительные очень редки. В средние века многих, признанных таковыми, убивали и сожигали на кострах. Со стороны человека это возможно, ибо он, подпав нравственному влиянию злого духа, может перейти и в физическое с ним общение; со стороны злого духа тоже нет невозможности; если он может действовать на человека не прямо, то тем лучше ему иметь с ним прямое общение. Из истории христианства видно, что личные явления Ангелов добрых людям добродетельным были; почему же не верить таковым явлениям ангелов злых людям безнравственным? Причины их в Боге, а больше в человеках, в их нравственности. Иисус Христос сказал: «узрите небо отверсто и Ангелы Божия, восходящыя и низходящыя над Сына Человеческаго» (Ин. 1:51 ). Это об Ангелах добрых. О злых Священное Писание не говорит так явственно; оно только говорит о видимом их явлении при конце мира. Но история представляет любопытные рассказы о встречах диаволов с людьми святыми, например о их покаянии, о невыполнении требованных от них условий, и прочие.

Какой орган сообщения у людей со злыми духами? Смотря по опытам чернокнижцев и чревовещателей, представленных у Моисея, органом сим должна быть нервная система в человеке. Человек, находясь в сем состоянии, как бы отрешается от сего мира и на распутии встречается с сими блуждающими существами. Могут быть и другие к сему средства, например, травы, пития, и другое. Само собой разумеется, что связь сия есть самая предосудительная и бывает с людьми отчаянными. Женщины более всего подвергаются сему, потому что в них нервная система нежнее и расстроеннее, от того-то меланхолия, истерика, ипохондрия – болезни нервные – им принадлежат. Примечательно, что конец таких людей есть самый мучительный. Это так и должно быть. Душе, которая вышла на распутия мира, трудно возвращаться и переходить в мир духовный. Нервная система есть сеть и цепи, коими дух наш связан. Оттого-то, когда сеть сия прорывается, когда кольца сей цепи разламываются, то душа проглядывает в другой мир, видит другие стороны и получает явления из других миров. В этом состоянии проявляется необыкновенная сила и жар крови. Отсюда некоторые приходили к мысли, что души человеческие суть падшие духи (Платон). Но и без того человек имеет существование самое несчастное: сколько он получил бед от своих родителей, сколько наносит сам себе и сколько терпит от злых духов! Что ожидает сих наших врагов в будущем? «Огнь вечный , – по словам Иисуса Христа, – уготованный диаволу и аггелом его» (Мф. 25:41 ). Будет ли конец сему огню, и что за ним? Хотя слово «вечный» не всегда означает вечность, но здесь должно разуметь его в строгом смысле. В древности составилось мнение (Оригена), что диавол может обратиться, но оно осуждено и предано анафеме. Искупление Иисуса Христа простирается на людей, а на злых духов – нет. Почему на них не простирается сия милость? Если где, то здесь, наипаче, нужно сказать, что Бог не может быть не Богом. Если любовь Божия избавила людей, то она избавила бы и злых духов, если бы обращение их было возможно. Василий Великий думает, что до сотворения человека диаволу было место покаяния, но теперь уже нет: post conditum mundum (humanum) ei obstinctum est paenitentiae locus.

Как существо может дойти до сей крайности? Есть предел, до которого дойдя, нельзя возвратиться; есть возможность, вместо уподобления Богу, идти против Бога; эта высота-бездна есть неотъемлемое достояние злых духов. Человек немного существовал, и между тем пал тяжко; что же сказать о духе, коего деятельность напряженна и злоба крайня? Предел этой возможности должен обнимать страхом приближающегося к сей черте.

Должно ли желать и искать явления духов? Желать с доброй целью хорошо; иметь духовное сообщение с ними, вслушиваться в их мысли, желания и советы даже необходимо; но не нужно просить видимого явления, ибо это противно порядку природы: желать явления Ангелов – значит желать чудес без нужды. История священная показывает, что это и опасно. Если бы последовало явление Ангела, то как поступать с ним? Ангел добрый возьмет меры и сам даст знать о доброте своей. Но человек должен требовать доказательств, нужно требовать исповедания Христа. Притом долг христианина просить не являться без нужды; всему должно быть свое время. Как поступать при явлении злого духа? Христианину не должно страшиться, а сожалеть о существовании столь высоких и вместе столь бедных духов. От таковых явлений избавит христианина Ангел Хранитель, имя Иисуса Христа, молитва и пост . Отчего часто сомневались в бытии злых духов? Прежде до излишества верили бытию их, а теперь напротив, особенно в прошедшем столетии при развитии Французской революции, когда ничему сверхопытному и Самому Богу не давали места, сомневаются в сем. Восточная религия далеко простерла учение о гениях злых и добрых. Это основано на натуре вещей; разные суеверия осквернили умы, и бросились в крайность. Учение Библейское есть одно из благоприятнейших. Оно ознакомило нас со всем сим. Оно сказало нам, что вера в духов не напрасна; оно прояснило происхождение зла, хотя неполно. Сказав, что зло произошло из свободы ангелов, сим оно успокоило дух человека, ибо сложило с него часть тяжести. Стремление противников делать людей злыми и заставляет их стоять на страже вместе с приставленным к ним помощником – Ангелом Хранителем. С другой стороны, Священное Писание ручается за важность человека, ибо вокруг него весь мир Ангелов как бы вращается. Представив ужасный переворот, оно предостерегает от легкомыслия и рассеянности. Философы, отвергнув реальное бытие злых духов, допустили идеальное. Кант довольствовался таким диаволом.

Примечание . Некоторые соблазнялись «Требником» Петра Могилы , в котором говорится о духах, живущих на распутиях, в бане, реках, воздухе, озерах, и прочем. Но это, кажется, справедливо, ибо почему не предположить, что одному духу более нравится то, а другому другое? Мир духовный не должно представлять совершенно отрешенным от мира физического.

Как поступать с этим учением при наставлении народа? Об Ангелах добрых народ имеет понятие; нужно только желать большего прояснения об Ангеле Хранителе. У нас и учение об Ангеле Хранителе мало занимает места, между тем как оно весьма для нас нужно, и нам всего ближе знать о его отношениях. В нашем нравственном богословии нет обязанностей в отношении к Ангелу Хранителю: жаль! Он жертвует целой жизнью для нас, а мы и не думаем о нем; если вспоминаем о нем, то только в молитвах и в системах. О злых духах народ также имеет понятие, но остается верен и суевериям, от II и III веков оставшимся. Нужно ли говорить об этом? Нужно. Учители Церкви советуют остерегаться, но если Священное Писание предостерегает, то почему не предостерегать в проповедях? Нужно говорить об осторожности и о мужественном сопротивлении сим духам. Представим семейство или одного члена оного, одержимого злым духом: какое жалкое положение! Здесь нужно, только с осторожностью, говорить и указывать на средства – молитву и пост; не говорить о вине, – лучше возлагать ее на диавола. Можно также и нужно говорить о том, что шутить грехом опасно.

ВЫСШЕЕ СУЩЕСТВО

Одна из ошибок, в которую впадают многие из современных учеников оккультизма, заключается в том, что они проводят различие между законами, управляющими всей проявленной жизнью, деля их на законы божественной и человеческой природы. Тогда как все законы, управляющие формированием, сохранением и разложением субстанции-материи на любом плане манифестации, являются законами божественными.

Закон, управляющий превращением воды в пар, такой же божественный, как и закон, разделяющий душу и тело человека. Закон, управляющий воздействием и реакцией хинина на кровь страдающего малярией, такой же божественный, как и закон, управляющий исцелением других болезней ума и тела ментальными или духовными методами.

В более высоком понимании не существует ни человеческих, ни механических законов. Благодаря своей изобретательности и механическому мастерству человек способен лишь воспользоваться божественными законами для достижения своих целей. Но и эти силы являются силами божественного в человеке, и его успех в любой сфере жизни зависит от безоговорочного повиновения божественным законам, управляющим данной областью. Эти законы являются божественными потому, что они были созданы самосотворенной духовной Иерархией Существ, сила которых намного превышает любые представления человечества нынешнего века, – той Иерархией, которая в совокупности своей представляет Бога. В то время как эти Существа невидимы и неслышимы для человека, их труды, то есть действие законов, созданных ими для развертывания жизни как таковой в организованную форму, делают их существование естественным следствием.

Подобно тому как труды этой Божественной Иерархии свидетельствуют о ее всеобъемлющем служении на всех планах и во всех состояниях жизни, усилия человека свидетельствуют о его личном служении себе и ему подобным. Каждому человеку дана какая-нибудь особая область работы, для обучения и выполнения которой он более всего подходит по своему характеру и желаниям. И неважно, будет ли это дело связано с управлением нацией, строительством дороги или какой-либо иной профессией или ремеслом, – это его, Богом назначенная задача. Как правило, его беспокойство, неудовлетворенность или же тяга к совершению преступления являются следствием предательства назначенного ему труда, – не возвышая свой труд до служения в высшем смысле, не выполняя его с наибольшей возможной для него продуктивностью, человек теряет всякий интерес к нему. А все, что препятствует его усилиям, является подготовкой и побуждением к повышению качества своей работы, ибо совершенствование и есть конечная цель души человека.

В каком-то смысле это истинно и в отношении Божественных Строителей формы. Все то духовное зло, которое препятствует их работе по исполнению указов божественного закона, побуждает их к еще большим усилиям. Их труд состоит в совершенствовании тела и души человечества, в создании и исполнении эволюционных законов, по которым элементарные жизни облекаются в плотную материю, чтобы достигнуть самосознания.

В настоящее время среди многих изучающих философию и науки имеет место тенденция к искоренению веры в существование Высшего Существа, Бога, и к признанию лишь собственной интерпретации законов эволюции на примере явлений жизни и природы. Но даже одни эти законы уже дают достаточное свидетельство такого существования открытому, непредубежденному уму. Например, закон спроса и предложения, закон противоположностей – все это божественные законы, предоставляющие подобные свидетельства.

Тот общий для всех вопль, что вырывается из глубины сердца каждого человека в минуты сильной радости или печали, – вопль о единении с Богом или признании Бога, какой бы идеал ни сложился в его уме, является доказательством существования Высшего Существа, которое может и действительно отвечает на этот призыв. Тот факт, что человек порою не способен правильно истолковать ответ на его мольбу, не доказывает обратного, ибо если эта просьба не во благо самого человека или его расы, то ответ может быть дан не в форме желаемого или же быть надолго отсрочен. Хотя в то же время не существует такого человеческого желания, которое было бы невозможно осуществить на каком-нибудь плане или в какой-нибудь период его жизни.

В сердце каждой формы проявленной жизни существует одна центральная, или созидающая, клетка, или жизненная искра.

В человеке эта первичная клетка развертывается на пяти планах жизни. Руководящий ее действием разум создает из ее составных частей меньшие клетки, которые в совокупности развивают органическую материальную форму. Эта клетка создает форму в том смысле, что привлекает к себе и организует всю неупорядоченную первичную субстанцию, необходимую руководящему разуму для проявления формы. То же самое справедливо и для манифестации формы при зарождении жизни на физическом, эфирном и духовном планах в каждом Великом веке.

Если человек принимает утверждения мудрецов относительно существования созидательного центра во всех формах материальной жизни, то, применяя свою божественную интуицию, он будет в состоянии сделать разумный логический вывод о необходимости Высшего Разума, Созидательного Центра, или Бога. Если созидательная клетка является необходимостью с чисто научной и материальной точки зрения, то насколько же больше духовная созидательная клетка, Высшее Существо, необходима для души, нематериальной, или духовной, части человечества, и особенно для тех душ, которые осознают и остро ощущают связь между собою и Богом, то есть основополагающее единство Бога, души и духа человека. В известном смысле Бог есть центральная, или созидательная, клетка проявленной Вселенной – Центральное Духовное Солнце.

Мы можем рассматривать Абсолют как силу, или энергию, создавшую неорганизованную первичную субстанцию. Но лишь когда индивидуальный организованный разум овладевает неорганизованной жизненной силой – праной и проводит ее в материальную форму, тогда человек убеждается в разумности философии, которая учит о существовании Высшего Существа у точки дифференциации между духом и материей, – той точки, где однородная субстанция, или энергия, становится разнородной материей.

Из книги Тантра - высшее понимание автора Раджниш Бхагван Шри

ВЫСШЕЕ ПОНИМАНИЕ Высшее понимание превосходит это и то,Высшее действие Включает большую находчивостьБез привязанности.Высшее достижение -Осознать постоянство без надежды.Поначалу йог чувствует,что его ум низвергается, как водопад.В середине пути он течет,Подобно

Из книги Законы высшей жизни автора Безант Анни

I. Высшее сознание Предметом этой статьи является вопрос очень важный для людей серьезных и вдумчивых, стремящихся служить человечеству и помогать эволюции нашей расы. Я назвала его «Законы высшей жизни». Многие, когда имеют дело с религией, которая относиться к области

Из книги В этой книге есть немного правды... автора Фрисселл Боб

Высшее "Я" Однажды в январе 1996 года, вернувшись домой, я обнаружил сообщение на автоответчике. Оно пришло от Дебры Эванс, директора программы выставки "Хоул Лайф Экспо". Там было запланировано мое выступление, и она хотела знать, не хочу ли я выступить у стенда ченнелинга.Я

Из книги Откровение автора Климов Григорий Петрович

ВЫСШЕЕ ОБЩЕСТВО Моя жена была старшей из трех сестер: средняя сестра – Милка и младшая сестра – Галка. Все они, как полагается, повыходили замуж и разлетелись в разные стороны. Милка и Галка – это мои, как говорится, свояченицы, мои как бы сродственницы. Таких полагается

Из книги Командующее Я автора Шах Идрис

Из книги Просветление – не то, что ты думаешь автора Цзы Рам

Высшее состояние В: Вы хотите сказать, что есть что-то трансцендентное за пределами «меня»?Уэйн: И да и нет. Говоря проще, то, что мы называем трансцендентностью, – это растворение того, что связано с входом в вовлеченность и выходом из нее. Когда то, что входит в

Из книги Автоматический уничтожитель иллюзий, или 150 идей для умных и критичных автора Минаева Екатерина Валерьевна

Из книги Сокровенное знание. Теория и практика Агни Йоги автора Рерих Елена Ивановна

Высшее «Я» 08.10.35 Седьмой принцип есть синтетическое начало, но не Высшее «Я» человека.Высшее «Я» состоит из трех принципов: седьмого, шестого и

Из книги Учение Храма. Наставления Учителя Белого Братства. Часть 1 автора Самохина Н.

ВЫСШЕЕ СУЩЕСТВО Урок 230 Одно из заблуждений, в которое впадают многие современные исследователи оккультизма, заключается в том, что они проводят различие между законами, которые контролируют все бытие в манифестации, деля их на божественные и человеческие. Все законы,

Из книги Анапанасати. Практика осознавания дыхания в традиции тхеравады автора Буддхадаса Аджан

Лекция 6 Высшее Сегодня мы будем обсуждать четвертую четверку, последние четыре ступени. Этой четверкой является изучение и исследование Дхаммы, или Истины. Вы помните, что в первой четверке изучаются дыхание и тело. Во второй изучаются те ощущения, которые происходят из

Из книги Секрет целительства Рэйки автора Адмони Мириам

Высшее освобождение Если вам нравится слово «освобождение», то следует полностью осознать, что это путь освобождения. Успешная практика аnаpаnasati заключается в том, что эта последняя ступень приводит к освобождению. Когда мы освобождаемся от всех оков, то либо сбрасываем

Из книги Знание Вечности автора Климкевич Светлана Титовна

Проводники и Высшее Я А можно объяснить процесс настройки и с другой точки зрения: в то время, как Мастер (его физическое тело) проводит настройку на земном плане, остальные составные части его энергетического поля (эфирное, астральное, ментальное тела и Высшее Я)

Из книги Интегральная йога. Шри Ауробиндо. Учение и методы практики автора Ауробиндо Шри

Высшее развитие 284 = Вы часть Великого Целого (9) = За этот мир мы все в ответе = Наши победы – дары вселенной (29) = Человеческая иерархия (9) = Человеческое существо = Черырёхконечная звезда = «Числовые коды». Книга 2. Крайон Иерархия 02.03.2013 г.Я ЕСМЬ ЧТО Я ЕСМЬ!Я ЕСМЬ Манас!

Из книги Зачем работать. Великие библейские истины о вашем деле автора Келлер Тимоти

Центральное существо – Дживатман и психическое существо Существо человека слагается из следующих частей: трёх внутренних – ментальной, витальной и физической и трёх внешних – ума, жизни и тела, составляющих внешнюю природу, которая служит средством выражения для

Из книги Вечность в любви и пламени автора Вебер Лиза

Из книги автора

Высшее-Мы На самом деле Высшее-Мы, или высшее-Я состоит из нескольких полей. Атманическое, это поле, через которое идет связь на уровне разума. Это передача мыслей и внутренние разговоры. А буддхическое тело, которые можно назвать Высшей Душой, регулирует энергии и эмоции,

Как соотносятся Бог и мир? Во-первых, по факту присутствия или отсутствия божества в «здешнем» мире. Божество противостоит миру - или наполняет его собой. Это фундаментальное деление. Именно подобным образом Р.Отто классифицировал нуминозное.

Имманентные божества есть божества внутрисущие. Это силы, пребывающие в мире, в вещи. Бог пребывает в мире, наполняет собой мир - и исчерпывается этим. У него есть место. Облики такого бога - лики мира. В том числе это может быть и облик человека. Антропоморфизм есть проекция человеческих свойств и форм на божество. Иногда же божество предстает в облике животного, птицы, камня и т. п. или в облике, сочетающем разные черты различных существ. Но это далеко не всегда значит, что сущность божества можно отождествить с тем или иным его обликом. Философ Пауль Тиллих рассуждал об этом так: «Боги одновременно субличностны и суперлич-ностны. Боги в образе животных не являются обожествленными зверями: это выражения запредельных для человека понятий в символах различных форм животной жизни. Боги в образе звезд не являются обожествленными небесными телами: это выражения запредельных для человека понятий в символах расположения звезд на небе и в их творческой и разрушительной силе. Сочетание субчеловеческого и суперчеловеческого в характере мифологических богов - это протест против низведения божественной силы до человеческих мерок. В тот момент, когда протест теряет свою эффективность, боги превращаются из богов в возвеличенных людей... Поэтому религия представляет божественные личности, чьи качества во всех отношениях опровергают и превосходят их личностную форму. Они -одновременно субперсональные и трансперсональные личности, парадоксальное сочетание, отражающее напряженность между конкретным и запредельным в человеческом мышлении и в каждой разновидности идеи Бога».

Трансцендентные божества пребывают вне мира. Мир в этом случае. - творение или антипод Бога. Бог являет себя неопалимой купиной - но Он сущностно не равен несгораемому кусту. Бог противостоит миру как высшее - низшему: дух и тварь. Богу нет места - и он везде. Нет у него и здешнего облика. Таков Бог Ветхого Завета. В христианской культуре веками длились споры об облике Бога. Иконопочитатели указывали на то, что Иисус Христос пребывал в этом мире и имел человеческую телесность. На этом основании Он может быть изображен в своем земном виде.

Еще одно деление высших существ осуществлено Торкильдом Якобсеном по наличию или отсутствию активной воли.

Интранаитивные божества не имеют воли. Это «жизненный порыв», духовная сущность явлений. Их внутрисушая воля и сила не выходят за пределы явления. То, что происходит с ними, - происходит «само по себе». Нуминозная сила воплощается в определенной ситуации и относится к определенному явлению, не простираясь за их пределы. Божество присутствует, но не действует. Появляется, существует и перестает существовать вместе с характеризующим его явлением. Оно внутри явления и связано его рамками. Бог подчинен Судьбе. Интранэитивны часто имманентные боги.

Транзитивные божества. Это обладатели воли. Таково трансцендентное божество. Имманентные транзитивные божества проявляют волю и энергию с возникновением явления, в котором они присутствуют. Пусть они и имманентны явлению - но обладают интересами, проявляют волю и активность за его пределами. Это владыки и правители, судьи.

Качество транзитивных божеств - распоряжение миром, власть над миром: над временем, пространством, человеком, другими существами и стихиями. Власть суть Знание, всеведение. Бог - владелец хозяйств, вождь, воин, властелин, правитель, царь, защитник от врагов. Вселенная (или часть ее) - его государство. Он наблюдает за своим владением, принимает решения о войне и мире. Бог грозен, суров, иногда беспощаден. Это судья и мститель. Он реагирует на судебные вопросы, иски, судит добро и зло. Иногда же он - милосерден, мягок сердцем: защитник и покровитель, избавитель от бед, родитель, попечитель, заботливый отец. Бог правит историей и творит ее. В истории - печать его участия. Результат правления - упорядоченный, осмысленный универсум, деятельно управляемый богами.

Транзитивное высшее существо может раскрыться как личный бог. Это божество, которое вступает в индивидуальный контакт с отдельным человеком. Он воспринимается как родитель, отец (мать)-кормилец-защитник-ходатай. Личный бог обещает удачу, это блюститель благополучия, сотрудник в успехе и двигатель личного успеха. Подчас он несет ответственность и за содеянное человеком, с которым пребывает в общении.

Классификация высших существ по функциональному признаку. Такое разделение в политеистических системах может производиться различно. Один вариант - триада. В интерпретации Жоржа Дюмезиля три главные космические и социальные функции, три основных социальных слоя традиционного общества (жрецы, воины, земледельцы) соответствуют трем основным разрядам главных божеств или трем главным божествам в рамках мифологической системы. Это:

1. верховная магико-юридическая власть;

2. победоносная сила;

3. богатство, изобилие, плодовитость и связанная с ними смерть.

Часто стройная логика Дюмезиля вносит ясность в пестрый мир мифа. Но все-таки схема Дюмезиля не охватывает многих мифологических божеств. Она не всегда совпадает с основными смысловыми взаимодействиями в мире мифа. Да и трудно опознать богов по функции, сократить их до одной функции.

Другой вариант функциональной классификации - дуальное противостояние . Полярное качественное разделение. Такой космический поединок двух абсолютных сверхсущностей - основа зороастрийской мифосистемы. На основе дуальной антитезы нередко строится и распространенный в разных мифосистемахмиф о близнецах.

От разговора об отдельных высших существах перейдем к рассмотрению своеобразия мифосистем в зависимости от количества богов. По этому критерию есть два вида мифосистем .

Монотеистические системы . Трансцендентное божество единственно и едино. Таков Бог Библии, Корана.

Политеистические системы. По Якобсену, имманентность нуминозного опыта обусловливает политеизм мифологических представлений. Возникает множество богов и аспектов божественного в соответствии с разнообразием теофаний. Нуминозное - внутрисущий дух и движущая сила множества предметов и явлений - выступает всякий раз в новом обличье (Греция и Индия). Еще одна предпосылка политеизма - констелляция, корреляция. Божества не могут существовать абсолютно автономно, они существуют и действуют лишь во взаимодополнительности. Не всегда ясно и то, где кончаются манифестации единого божества и начинаются отдельные боги.

Отдельные божества могут представлять и олицетворять разные объекты, явления и процессы, стихии и сферы. Владычество - тождество. Спецификация: боги солнца, боги грома, боги моря, боги огня, боги деторождения, боги смерти и умерших, боги земледелия, боги мудрости, боги судьбы, богини зари, божество священного ритуального напитка... Так, велика была роль божества-солнца (Сурья, Савитар индийцев, Гелиос, Аполлон у греков, Сол, Хоре, Митра персов, Уту шумеров, Наххунте эламцев, Шамаш семитов, Тум, Хепри, Ра, Атум в разных египетских проекциях). Он выступает как податель благ - но одновременно нередко и как губитель.

Политеизм - предпосылка вступления божеств друг с другом в отношения. Вспомним о принципе констелляции, сформулированном Ассманом. Эти отношения могут иметь разный характер. Основные варианты взаимодействия - господство и подчинение, сотрудничество и вражда, соперничество, дружба, любовь...

Основные божества объединяются в пантеон. Это более или менее упорядоченный союз-совет богов. Каков этот порядок? Во-первых, обозначено количество богов. Довольно определенные представления на сей счет имелись у греков. С другой стороны, в индийских ведийских мифах численность богов и состав пантеона лишены всякой определенности. Здесь насчитывают от 33 до 3339 божеств; многие божества слабо индивидуализированы (а потому могут быть интерпретированы как лики единого божественного начала).

Во-вторых, порядок вносится в характер взаимодействия высших существ. В рамках пантеона божества могут иногда вступать в относительно равноправное взаимодействие, советоваться и принимать решения по взаимному согласию. Иногда основные божества соперничают между собой. Но обычно в пантеоне устанавливаются отношения господства-подчинения, утверждается строгая иерархия божеств.

В этом случае первый принцип, упорядочивающий отношения божеств в пантеоне, - это принцип семейного права. Пантеон - большая семья, руководимая богом-отцом, общим родителем и главой. Прочие божества родственно связаны с ним и как младшие создания находятся у него в подчинении. В этом аспекте акцентируется генеалогия богов.

Второй принцип иерархии, основанной на господстве-подчинении, - принцип функционального распределения обязанностей. Бог-отец - правитель мира, космокра-тор. Прочие божества имеют более или менее четко очерченную сферу деятельности, надзора и опеки. Они властвуют преимущественно в одной конкретной области. Пантеон принимает вид кабинета министров. В этом аспекте акцентируются функции богов и их полезность.

Разделение на моно- и политеистические системы отчасти условно. Бог может быть многолик и многоипостасен, и не всегда ясно, представляют ли собой разнообразные божества аспекты единого бога - или они вполне суверенны. Ф. В. И. Шеллинг рассуждал, что верховный Бог объемлет других богов, но не объемлется ими. Они пребывают в нем, он же - вне их. Он не входит в их число. По своей природе и сущности он предшествует им. «Множественность этих иных Богов не затрагивает его - он все равно один, ему нет равных».

Особую природу имеет Иисус Христос - Богочеловек, «полностью Бог и полностью человек».

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!