Для чего используется жир кита. Китовый жир и его применение. Полезные и лечебные свойства китового жира

Новости и общество

Жир китовый: применение. Для чего нужен китовый жир?

3 марта 2016

Киты стали жертвами охоты в водах североамериканского побережья в семнадцатом столетии. Еще тогда эти млекопитающие стали интересовать людей. Целью было добывать жир китовый. Для этого годились самые различные виды этих созданий.

Способы применения

Вплоть до второй половины девятнадцатого века китовый жир играл роль продукта, который единственный был в состоянии удовлетворить любую потребность в жировых волокнах. Его использовали для многих процессов. Обильно жир китовый применяли для варения мыла и для того, чтобы производить марганец. Определенные породы могли быть поставщиками сырья для химической промышленности.

Вообще, в то время был довольно широкий спектр того, для чего использовали китовый жир. Его добывали из животных, которых отлавливали на просторах Арктики и Антарктики. Наиболее благоприятным для этого временем считались весна и лето.

В это время жир китовый особенно концентрирован в упитанных телах животных. Если рассмотреть голубого представителя вида, он может снабдить добытчиков 19 тысячами литров жировых волокон. Коль удастся выловить кашалота, вы станете счастливым обладателем 7,9 тысяч л.

Необходимость сохранить вид

С большой интенсивностью добывался китовый жир, применение которого находило все новые интересные варианты. Однако это не отразилось позитивно на популяции, ведь количество голубых, белых и серых представителей данного вида критически упало. Они практически полностью исчезли. В виду ажиотажа, который породил жир китовый, создали специальную международную комиссию, занимавшуюся охраной этих животных.

Таким образом, удалось установить контроль за численностью. Конечно, есть много вещей, для чего нужен китовый жир, но если не заниматься отловом в меру, то и использовать в скором времени будет некого.

Международная китобойная комиссия появилась 2 декабря 1946 года. Поначалу эффекта не последовало, и темпы охоты на млекопитающих были такими же убийственными. Становилась все более малочисленной популяция голубого, горбатого вида. Практически полностью прекратил свое существование плавниковый кит.

Актуален и сегодня

В наше время на вопрос "зачем китовый жир современному человеку?" тоже найдется масса ответов. Его до сих пор используют во многих отраслях. Так же остро стоит и вопрос ограничения охоты. Ведь с течением столетий животных становилось все меньше. Чтобы они не вымерли, нужно регулировать этот вопрос.

Важность китобойного промысла действительно сложно переоценить. Множество полезных вещей возможно извлечь из его продуктов. Если вникнуть внимательнее, мы увидим, что многие ценные вещества, что получают по результатам вылова кита, действительно имеют большое значение. Например, ворвань (так называют жиросодержащую подкожную ткань) пригодна для добычи отличного жира. Его используют, чтобы работал светильник или когда изготавливают мыло.

Прочие полезные вещества

Кроме ценного жира, китовые семейства являются поставщиками вкусной мясной продукции. Кость этого животного пригодна для изготовления удобряющих землю веществ. Кашалоты полезны спермацетом - жиром, который расположен в голове. Это вещество хорошо использовать для приготовления мазей, косметических средств и свечных изделий.

Кашалот - отличный поставщик такого полезного материала, как серая амбра, что вырабатывается у этих животных внутри кишечника. Ее используют, изготавливая парфюмерную продукцию. Бивни и зуб, которыми обладает нарвал, являются весьма ценной костью, что не уступает слоновьей. Шкура, которую носит белый кит, годится для изготовления кожевенных изделий.

Интересным фактом является то, что любое существо из китовых является млекопитающим. Предшественники этих животных были сухопутными. Даже у плавников их вид похож на руки с пятью пальцами. На протяжении многочисленных веков подводной жизни среда способствовала приспособлению к подобному образу существования.

Борьба с браконьерством

В рамках борьбы с чрезмерным уничтожением китов было запрещено использовать их жир для косметологических целей.

Торговые ряды, которые заполняют мировой рынок, должны несколько очистить себя от средств косметики, содержащих действенный и редкий компонент под названием «спермацет». Он очень похож на человеческий сальный покров под кожей. Действие его просто потрясающее. Раны мгновенно заживляются вместе с любым ожогом от солнца. Омолаживается и фундаментально увлажняется кожный покров. Еще в восемнадцатом веке его добывали, чтобы изготавливать косметику.

В наши дни большое количество животных бывают убиты для добычи спермацета. Жиры кита охлаждают и отфильтровывают, положив на прессовку. 1986 год принес принятие запрета, не разрешающего добывать это вещество. Однако браконьеров это не остановило, и они продолжили охоту и незаконно продают жир. Сейчас работают организации, которые занимаются борьбой с преступной деятельностью охотников на ценное вещество.

Преступная охота

Россию можно уверенно назвать основным экспортером нелегально добытого жира. Больше всего запретной продукции исходит из Приморского региона. Aroma Jazz - бренд отечественного производства, производящий косметику, которая включает в состав спермацет.

Производители кремов не хотят отказываться от этого вещества, потому что синтетическим аналогам не подвластно оказать столь поразительный эффект. Так утверждают косметологи-дерматологи. Состав настолько сложен, что ученые пока не нашли способ в полной мере воссоздать его в лабораторных условиях. Из-за этого никто не спешит исключать спермацет из состава своих косметических товаров. Разумеется, столь действенный продукт пользуется популярностью у потребителя.

Эликсир молодости

При желании изучить спермацет в чистом виде вы увидите застывшие бруски жира. Как бы ни было прискорбно, браконьеры не стремятся скрыть свои намерения и активно выкладывают объявления о продаже на сайтах городов Владивостока и Хабаровска.

Дело это прибыльное и недешевое. За 1 килограмм нужно выложить не менее ста долларов. Не один торговец может попытаться заверить вас, что действия его легальны и законны, но это в подавляющем числе случаев просто банальная ложь ради наживы. Могут также утверждать, что эта продукция из старых партий. Есть совсем небольшой процент вероятности того, что это не вранье, потому что спермацет дает возможность хранить его многие годы.

Порчи в таком случае не происходит. Однако подумайте, ведь при таком обильном спросе и хороших ценах старые запасы были бы уже давно распроданы и вымазаны на лица потребителей, желающих сохранить собственную молодость.

Подобную продукцию приобретают как компании, не желающие нести ответственность за свои действия, так и косметологи, делающие кремы на дому для собственного использования или личного маленького бизнеса. Некоторые же могут просто мазать кожу спермацетом без всякой обработки, считая, что так эффективнее, и они уж точно будут вечно молодыми.

В любом случае при покупке данного товара внимательно все изучите.

Для чего же китобои добывали в таких больших количествах этих гигантов, подчас рискуя собственной жизнью? Ведь во времена парусного флота при обнаружении фонтанов кашалотов с судов спускали на воду боты и под веслами приближались к киту на расстояние броска трехметрового гарпуна. Иногда боты с китобоями, да и сами суда, не возвращались домой.

Жировые вещества, получаемые при переработке сырца кашалотов, из-за высокого содержания в них неомыляемых веществ в пищу человека непригодны, но находят самое разнообразное применение в промышленности. Жирные кислоты использовались в мыловарении, а неомыляемые вещества - при приготовлении тонких моющих средств. Высокомолекулярные спирты применялись в кожевенной и резиновой промышленности, в косметическом производстве, при приготовлении желатина. Низкомолекулярные жирные кислоты могут быть использованы для получения ароматических веществ.

Мясо кашалотов (крупноволокнистое, темного, почти черного, цвета) для пищевых целей также непригодно, так как содержит жировоск, но вместе с тем оно богато белками, поэтому представляет собой ценное сырье для производства кормовой муки. Добавление муки в корм животным способствует их росту, увеличению веса, улучшению общего состояния и упитанности. Вареное мясо кашалотов может быть использовано для корма пушных зверей и приготовления сухого белка.

Печень китов, и в особенности печень кашалотов, - ценнейшее сырье для витаминной промышленности. Витамином А, полученным из китовой печени, витаминизировали пищевые и медицинские жиры. По подсчетам, печень одного кашалота эквивалентна 3,3 кг каротина (5,5 млрд. ед.). Для получения такого количества каротина требуется переработать свыше 50 т моркови. Количество витамина А в печени одного кашалота равняется его содержанию в 100 т лучшего сливочного масла; этого же количества витамина достаточно для витаминизащии 100 т маргарина.

Почти весь объем гигантской ("/з длины тела), бочкоподобной, тупой спереди головы кашалота занимает особое жироподобное вещество (смесь глицеринов и алифатических спиртов)- спермацет, светлая крупнокристаллическая масса без вкуса и запаха. У крупных самцов количество спермацета может достигать 6 т.

Спермацетовое масло применялось в качестве смазочных средств для тонких механизмов. Твердый спермацет используется как основной компонент при изготовлении многих лечебных и косметических средств, главным образом кремов и мазей для лица, а также при приготовлении литографической туши. До появления газа из спермацета изготовляли лучшие сорта свечей, не дававших копоти. Давно известны целебные свойства спермацета; например, он является прекрасным средством для лечения ожогов. Многие люди обязаны жизнью этому свойству спермацета.

Зубы кашалотов, а их у каждого животного свыше 50 длиной до 30 см и весом до 1,5 кг, могут служить хорошим поделочным материалом. Они легко поддаются обработке и красивы после полировки. На желтоватой поверхности среза зуба виден рисунок из чередующихся параллельных, кольцевых белых, желтоватых и светло-коричневых прожилок дентина.

Умелые руки косторезов во все времена китобойного промысла вырезали из зубов кашалотов разнообразные изделия - трости, шахматные фигуры, мундштуки, трубки, рюмки, ручки для ножей, хлыстов и зонтов, запонки, пуговицы и т.д., а также фигурки животных и даже миниатюрные парусные и китобойные суда.

В Японии и Норвегии были организованы даже небольшие центры по резным работам, продукция которых продавалась во многих странах мира. Особенно была распространена роспись на отполированных зубах выжиганием, краской или специальной тушью после нанесения точек-насечек-иглами или ножами.

Нельзя обойти молчанием прославленную амбру, которую в случае большой удачи находили в одном-двух кашалотах из ста осмотренных. Это вещество было известно человеку с незапамятных времен, во всяком случае древние греки и римляне его хорошо знали и приписывали ей лечебные свойства. В те времена амбру считали то битумом, извергаемым подводными источниками, то продуктом жизнедеятельности некоторых насекомых по аналогии с медом и шелком, смолистым выделением корней, пометом таинственной птицы, пчелиными сотами, обработанными соленой морской водой.

В ряде стран Ближнего Востока и Азии амбру считали хорошим антиспастическим средством. В Мекке использовали ее в качестве блатовоний для окуриваний. В странах Востока амбру применяли как специи. Долгое время ее использовали для лечения эпилепсии, тифа, астмы и других болезней, а моряки как слабительное средство. Амбру добавляли в кремы, свечи, пудру, помаду и пр.

Амбра твердое непрозрачное бесструктурное вещество, встречающееся в виде кусков неправильной формы. Цвет-от золотистого до почти черного, имеет резкий, неприятный, специфический запах, который со временем пропадает. Она легче воды, состоит из нелетучих высокомолекулярных спиртов.

Гипотезы о происхождении амбры конца XIX и начала XX в. разнообразны и противоречивы, но большинство специалистов считают, что амбра-это экскременты кашалота, смешанные с частичками клювов головоногих моллюсков - основной пищи кашалотов, которая образуется в кишечнике, затвердевает и задерживается в толстой и прямой кишках. Обычно в кашалоте находят по одному куску амбры, но иногда и помногу кусков разного размера. Так, в 1952 г. "на береговой станции острова Ванкувер из самца кашалота извлекли несколько сот кусков амбры весом 163 кг.

На отечественных китобойных флотилиях амбра весом 351 кг впервые была обнаружена и определена при моем участии на китобазе "Алеут" только.в 1958 г. С этой находкой были ознакомлены китобои Украины, и уже в 1958/59 г. на АКФ "Слава" из кашалота был извлечен кусок амбры весом 850 г. В следующем рейсе амбра была найдена уже в восьми кашалотах общим весом 177 кг. С этого года советские китобои стали заготавливать амбру в таких количествах, что у нашего государства отпала необходимость покупать ее за границей. Так, в 1964/65 г. на АКФ "Слава" была найдена амбра весом 465 кг, на АКФ "Юрий Долгорукий" - 900 кг. Из крупных кусков амбры, найденных на отечественных китобазах, можно назвать куски весом 102 кг, 130 кг и кусок амбры весом 270 кг, извлеченный из кашалота длинной 15,5 м китобоями "Советской России".

Однако известны еще более крупные находки этого вещества. Так, у побережья Австралии был убит кашалот, в котором был найден кусок амбры весом 419 кг. Но самым большим куском является кусок, принадлежащий Голландской компании, весом 491 кг.

Дорогостоящая амбра находит применение в основном в парфюмерной промышленности при производстве духов, где используется ее главное свойство - адсорбировать и даже усиливать летучие и тонкие запахи, а главное делать их необычайно стойкими, сохраняющимися годами. Созданные заменители амбры значительно уступают по качеству природной амбре. Вернемся к драматической истории промысла кашалотов. С 1846 г. американский китобойный флот начал сокращаться, в основном из-за уменьшения кашалотов в результате интенсивного промысла, превысившего темпы воспроизводства поголовья китов. Считают также, что запасы кашалотов были подорваны в результате хищнической охоты в районах размножения, которые были ведущими промысловыми районами.

Кроме того, большое количество судов было потеряно во время гражданской войны в Америке, и наконец, в 1859 г. в Пенсильвании были открыты минеральные масла, после чего началась неуклонное вытеснение с рынков жира кашалотов и спермацетовых свечей керосином.

Тем не менее спрос на китовый жир оставался по-прежнему высоким...

Продолжаем изучать предпочтения читателей моего блога на примере . Вот что пишет там rivetina :

"Ура, я дождалась! Хотелось бы узнать побольше про историю морского китобойного промысла. "

Ну конечно можно, давайте узнаем как это было.

Наскальные рисунки с изображением охоты на китов были найдены в норвежских поселениях, датируемых возрастом в 4000 лет, а среди мусора на стоянках аляскинских эскимосов возрастом 3500 лет были обнаружены останки китов. Возможно, конечно, что в те времена на китов не охотились так активно, а лишь добивали попавших на мелководье. Однако, учитывая предполагаемую численность китов в полярных водах после потепления, последовавшего за плейстоценом, было бы странно если бы древние охотники не использовали этот ресурс.

Ранние свидетельства о регулярном китобойном промысле в Европе приходят от норвежцев из Скандинавии около 800-1000 годов н.э. Также одними из первых китобоев были баскские мореходы; в 12 столетии китобойный промысел велся в Бискайском заливе. Скорее всего ранние китобои добывали в основном гладких и гренландских китов, так как они медленно плавают и не тонут после смерти из-за высокого содержания жира. Популяция серого кита, существовавшая ранее в Северной Атлантике, была полностью выбита к началу 18 столетия.



Китобойный барк «Charles F. Morgan»

Первый массовый промысел китов относится к началу 17 столетия на юго-западе Европы, в районе Бискайского залива, где китобои-баски охотились на бискайского кита. Это был период великих географических открытий, расцвет мореходства и первоначального накопления капитала. За 120 лет 17-го и начала 18-го столетий в районе Бискайского залива было добыто порядка *200 тысяч китов. Бискайский кит, как подвид | гладкого кита, был полностью уничтожен.

Второй массовый промысел китов зародился в середине 17 столетия в северной части Атлантического океана в районе о. Шпицберген. Объектом промысла стал гренландский кит. Промышленники быстро оценили выгодность китобойного промысла. Считалось, что снаряжение китобойного судна на промысел экономически оправдывалось, если за сезон добывалось три кита. Средний выход жира (ворвань) с гренландского кита составлял 50 баррелей (1 баррель - 160 кг). Китобойный промысел в арктических водах Атлантики продолжался до 1725 года до полного истребления гренландского кита.

Третий массовый промысел китов начался с середины 40-х годов 19-го столетия на гренландского кита в районе Чукотского моря. Промысел вели в основном американские китобои. За короткое время этот вид китов в Чукотском море был полностью истреблен. Характерно отметить, что на американском рынке 1 фунт китового уса (основной вид продукции того времени) оценивался в 4 доллара, а средний выход китового уса составлял л 1,5 тыс. фунтов и 50 бочек жира, общей стоимостью 8,5 тыс. долларов.

Четвертым районом промысла китов стала южная часть Атлантического океана. Здесь за 15 лет XIX столетия американскими и английскими китобоями было добыто свыше 300 тыс. южных китов.


До середины 19-го столетия китобои охотились только за гладкими китами и кашалотами, т.е. за китами, которые не тонут после убоя. В 1867 году норвежец Свенд Фойн изобрел гарпунную пушку и применил компрессор для накачивания воздухом туш убитых китов. С этого началась новая эра в китобойном промысле.

Из Бискайского залива китобойный промысел распространился на север вдоль побережья Европы и дальше в Гренландию. В следующем столетии датчане, а затем британцы начали промысел в водах Арктики. В 17 веке китобойный промысел также начался на восточном побережье Северной Америки.

Все это время китобои использовали небольшие парусные суда и поражали свою добычу гарпунами с гребных шлюпок. Затем киты буксировались к берегу или кромке льда либо разделывались прямо в море. В то же время китобойный промысел в Японии, зародившийся около 1600 года, проводился с помощью сетей и флотилий небольших шлюпок.

По мере улучшения конструкции судов китобои стали охотиться и на другие виды, особенно на кашалотов. В 18 и 19 столетиях китобои Новой Англии (США), Британии и Голландии двигались сначала в южную часть Атлантического океана, а затем поворачивали на запад и шли в Тихий океан вокруг мыса Горн, либо поворачивали на восток и шли в Индийский океан вокруг мыса Доброй Надежды. В первой половине 19 века китобойный промысел начался в Южной Африке и на Сейшельских островах. К этому времени китобои Арктики проникли далеко в ледяные воды Гренландии, в Дэвисов пролив и к Шпицбергену, где они добывали гренландских и гладких китов и, позже, горбачей. Промысел гладких китов также начался в высоких широтах южной части Тихого океана, в районе Новой Зеландии и Австралии, а с 1840 года - в северной части Тихого океана, в Беринговом и Чукотском морях и море Бофорта.

Перепромысел привел к упадку китобойного промысла в Северной Атлантике в конце 18 века, а в Северной Пацифике в середине 19 века. Промысел кашалотов процветал приблизительно до 1850 года, но после этого быстро пришел в упадок. Ситуация еще более ухудшилась после 1868 года, когда норвежец Свенд Фойн изобрел гарпунную пушку, а парусные суда сменились пароходами.


Оба этих нововведения подписали приговор оставшимся крупным китам, ведь на пароходах теперь можно было преследовать даже быстроходных полосатиков. К концу 19 века популяции гренландских и гладких китов были почти полностью истреблены. Британский арктический китобойный промысел прекратил свое существование в 1912 году.

Пионерами нового промысла стали норвежцы. Еще в 1841 году мореплаватель Джеймс Кларк Росс установил, что антарктические воды изобилуют китами. Но только в 1893 году китобои начали там промысел. Антарктика стала пятым районом промысла китов. В 1904 году в бухте Гритвинен на о. Южная Георгия норвежец Ларсен организовал первую в Антарктиде береговую станцию по переработке китов. Карл Антон Ларсен вписал свое имя в историю китобойного промысла и исследования Антарктики. Он совершил несколько рейсов в Антарктику, в том числе на китобойном судне "Антарктик" доставил в Антарктику экспедицию Отто Норденшельда.

В 1905 году другой норвежец X. Кристенсен снарядил на юг первый плавучий завод "Адмирален" с двумя китобойными судами. 1905 год надо считать началом пелагического промысла в Антарктике. Он получил широкое развитие.

В сезон 1910-1911 гг. в атлантическом секторе Антарктики 14 плавучих завода и 6 береговых станций с 48 китобойными судами добыли более 10 тысяч китов, из них 8 тысяч - горбатые киты. Начали применяться танкеры для вывоза китового жира с плавбаз на материк.

В 1912 году только Норвегия имела в Антарктике 37 плавучих заводов и 27 береговых баз и получала 500 тыс. баррелей жира, который широко использовался в производстве нитроглицерина для военных нужд.

В 1924 году был изобретен слип для вытаскивания убитых китов на палубу плавучих баз. Китобойные флотилии теперь не были привязаны к берегу, и китобойный промысел распространился на все воды Антарктики и на все виды китов.

В 1925 году в Антарктике начала работу первая современная плавбаза, в связи с чем пропала необходимость разделывать китов на берегу. В результате антарктический китобойный промысел стал быстро развиваться, и в 1937-38 годах добывалось уже около 46000 китов за сезон. Это продолжалось до тех пор, пока и эти популяции не были выбиты до того уровня, когда промысел стал нерентабельным. Самый крупный и, соответственно, наиболее коммерчески ценный из полосатиков синий кит преобладал среди добытых животных в 1930-х годах, но его численность резко упала к началу 1950-х, и в 1965 году его промысел был полностью запрещен. По мере падения численности внимание китобоев переключалось на следующего по размеру полосатика, и так далее.



Подготовка кашалота к разделке

За норвежцами в воды Антарктики устремились китобои Англии, затем США, Дании, Германии и Японии. Началось хищническое, ничем не ограниченное истребление китовых стад. Так в сезон 1930-1931 годов в Антарктике было добыто 40,2 тыс. китов и выработано свыше 3,6 млн. баррелей жира.

Возникло перепроизводство китового жира, и остро встал вопрос об ограничении промысла. 24 сентября 1931 года в Женеве была подписана представителями 26 государств 1-я Международная конвенция по регулированию китобойного промысла в Антарктике. Стали устанавливаться квоты на добычу китов. Так, на 1933 год была установлена квота 17 074 условных (голубых) китов. Условный (голубой) кит = 2 финвалам = 2,5 горбатым китам = 6 сейвалам. Начиная с 1955 года, промысловый сезон в Антарктике был ограничен с 1 декабря по 15 марта.

Кашалотов добывали и после падения их численности в 1850-х годах, однако до 1948 года ежегодно добывалось около 5000 животных. После этого объемы добычи резко возросли до 20000 в год, преимущественно в северной части Тихого океана и в Южном полушарии, пока 1985 году вид не был взят под охрану.

До середины 20 века лидерами китобойной индустрии были Норвегия и Великобритания, за которыми шли Голландия и США, также принимавшие активное участие в промысле. Однако после Второй Мировой Войны эти страны прекратили пелагический промысел, и им на смену пришли Япония и Советский Союз, хотя прибрежный промысел продолжался еще во многих странах. Данные по добыче китов, которые Советский Союз предоставлял в Международную Китобойную Комиссию, полностью фальсифицировались, и лишь недавно были официально опубликованы фактические данные по советскому китобойному промыслу.

Российский китобойный промысел

В водах русского Дальнего Востока китобойный промысел на гладких и серых китов зародился еще в древность у населения Чукотки и Камчатки по, некоторым исследованиям даже ранее, чем в водах Бискайского залива.

Российско-американская компания, основанная в 1789 году, помимо промысла на бобра и котика, занималась и добычей китов. За одного убитого кита компания платила местному населению 25 руб., в то время как стоимость продукции от убитого кита составляла порядка 15-20 тыс. рублей. Но постепенно руководство Компании промысел китов свело к нулю, сконцентрировав все внимание на промысле бобров и котиков. Этим сразу же воспользовались американцы, которые начали вести массовый промысел китов в водах русского Дальнего Востока.



Дом китобойной флотилии "Слава" в самом центре Одессы, на пересечении Дерибасовской и Екатерининской (Карла Маркса). Построен в начале 50-х годов.

Летом 1848 года американский капитан Ройс на судне "Супериор", успешно проведя промысел китов в Охотском море, вызвал "китовую лихорадку".
Русский морской офицер Збышевский, служивший на корвете, крейсеровавшим в Охотском море, указывает, что американские китобои за 14 лет, с 1847 по 1861 гг., получили продукции из добытых в русских водах китов на сумму 800 млн. долларов. Цена жира в то время была 30-40 долларов за баррель и 70 центов за фунт китового уса. В Охотском море ежегодно вело промысел не менее ста иностранных судов, каждое из которых получало за сезон не менее 1 тыс. баррелей жира и не менее 9600 фунтов китового уса. Основным рынком сбыта китовой продукции был порт Гонолулу.

Первое отечественное китобойное судно "Суоми" принадлежащее российско-американской компании, в сезон 1852-53 гг. выработало 1908 баррелей жира и 43,8 тыс. фунтов китового уса, получив чистой прибыли 13,6 тыс. рублей плюс корабль со всем снаряжением.
Российский подданный, финн по национальности, капитан Фридольф Гек сыскал на Дальнем Востоке славу умелого капитана и удачливого китобоя. В 1869 году он успешно промышлял китов в Японском и Охотских морях.

В 70-е годы 19 века русский моряк, также финн по национальности, Линдгольм организовал в устье р. Тугур, впадающей в Охотское море, китовую факторию. В течение 20 лет Линдгольм вел успешный промысел.

Ему на смену пришел другой соотечественник - лейтенант Дадымов,пожертвовавший успешную карьеру морского офицера ради китобойного промысла. С капиталом в 130 тыс. рублей Дадымов начал промысел китов. Уже в первый промысловый 1889 год Дадымов на китобойном судна "Г.Невельский" добыл 23 кита, из которых получил 12 тыс. баррелей жира и 5 тонн китового уса, а прибыль составила свыше 20 тыс. рублей. В 1890 году Дадымов добыл уже 50 китов, но на пути в Японию он погиб вместе со своим судном при таинственных обстоятельствах. Попытки шкипера Гека отыскать следы гибели Дадымова оказались тщетными.


В 1894 году в б. Гайдамак была образована Тихоокеанская китобойная компания Г.Г.Кайзерлинга, также бывшего морского офицера, имевшая два китобойных судна и базу "Михаил". За 10 лет компания добыла порядка 1 тыс. голов китов (по 100 голов ежегодно) и имело чистый доход за это время 220 тыс. рублей, но в русско-японскую войну 1904 года суда были захвачены японцами, и компания была ликвидирована. До 1929 года отечественного китобойного промысла не было.

В 1929 году Акционерное Камчатское общество (АКО) закупило в США транспортное судно "Глен Ридж" и направило его в Норвегию на переоборудование. Однако норвежцы, не желая иметь конкурентов, запросили баснословную цену за переоборудование, и от контракта пришлось отказался. Судно, переименованное в "Алеут", пришло в Ленинград, где в течение двух лет было переоборудовано в китобазу и летом 1932 года "Алеут" с тремя китобойными судами: "Авангард", "Трудфронт" и "Энтузиаст", закупленными в Норвегии, вышел на Дальний Восток. Добыв по пути 22 кита "Алеут" в феврале 1933 года прибыл во Владивосток. С этого времени и по 1967 год к/ф "Алеут" работала в водах северной части Тихого океана.

На этой флотилии выросла целая плеяда прославленных китобоев: это капитан-директоры: А.И. Дудник, А.Д. Поляков, И.Т. Люлько, В.М. Олейников, гарпунеры: И.Г. Коновалов, А.Н.Пургин, Ф.Д. Прокопенко и многие другие, которые стали костяком экипажей последующих, вступивших в строй, китобойных флотилий. Большинство из вышеназванных китобоев впоследствии стали Героями Социалистического Труда.


Вторая Дальневосточная китобойная флотилия была организована в 1947 году. В ее состав вошло 15 китобойных судов, переоборудованных их военных тральщиков и 3 береговых китокомбината: "Подгорный" на о. Парамушир, "Скалистый" на о.Симушир и "Касатка" на о.Итуруп. Китобойные суда добывали китов вдоль Курильской Гряды и доставляли их для переработки на береговые базы. Флотилия не имела возможности маневрировать и ограничивала свою деятельность радиусом действия китобойных судов.

Флотилия просуществовала до 1964 года, затем китокомбинаты были закрыты, а китобойные суда списаны. На этой флотилии выросла также целая плеяда опытных китобоев, направленных впоследствии на новые флотилии. Это Г.В. Вайнер, Н.Н. Мартынов, женщина-капитан китобойного судна Орлик А.И., Борисов Ю.И. и многие другие.

Китобойная флотилия "Слава", доставшаяся нам по репарации после разгрома фашисткой Германии, была организована в Одессе в 1946 году. В состав флотилии вошли 18 устаревших паровых китобойных судов. В первом промысловом рейсе флотилию возглавлял опытный полярный капитан Воронин, а затем до 1959 года ею руководил известный капитан, Герой Социалистического Труда Соляник А.Н.

В 1956 году флотилии были переданы 20 современных дизельэлектрических китобойцев, что резко повысило эффективность ее работы. В сезон 1956-1957 гг. флотилия "Слава" добыла 3282 кита и получила 28.314 тн. жира, 1965 тн. кормовой муки, 500 тн. мяса, 506 тн. печени, всего 31.285 тн. продукции. В 1966 году китобаза "Слава" была передана на Дальний Восток и проработав 6 сезонов в северной части Тихого океана, была списана и продана на металлолом.

В 1959 году в г. Николаев на судостроительном заводе им. Носенко была построена китобойная база "Советская Украина", а на заводе им. 61 коммунаров - 20 дизельэлектрических судов. Местом базирования флотилии стал п. Одесса. До 1970 года флотилию возглавлял А.Н. Соляник, переведенный с флотилии "Слава".


В 1960 году вступила в строй китобойная база "Юрий Долгорукий",переоборудованная из доставшегося нам по репарации немецкого пассажирского лайнера "Гамбург". Флотилия имела 15 дизельэлектрических китобойных судов и вела промысел китов в водах Антарктики. Местом ее базирования стал порт Калининград.

В 1961 году в г. Николаеве на тех же заводах была построена еще одна китобойная флотилия - "Советская Россия" в составе китобазы и 21 китобойного судна с базированием на порт Владивосток, который стал столицей китобойного промысла страны.

Водоизмещение этих китобаз - 45 тыс. тонн каждая. Предназначались базы для работы в любых широтах Мирового океана. Производственная мощность китобазы позволяла обработать 75 китов в сутки общим весом свыше 4 тыс. тонн, вырабатывать 1 тыс. тн. жира и 200 тонн китовой муки при 100 % утилизации сырья. Эти китобазы были самыми мощными в мире.

В 1963 году вступили в строй среднетоннажные китобазы "Владивосток" и "Дальний Восток", построенные западногерманскими фирмами. Водоизмещение каждой китобазы - 28 тыс. тонн. Китобазам придавалось по 12 китобойных судов каждой. Предназначены они были для работы в северной части Тихого океана. В межпромысловый период китобазы использовались на приемке и переработке рыбного сырья, для чего на них было установлено соответствующие оборудование.
Таким образом, к середине 60-х годов прошлого столетия в СССР была создана целая китобойная отрасль, а ареной ее деятельности стал весь Мировой океан.
СССР занял 1-е место в мире по добыче китов, на его долю приходилось 43 % их улова (на долю Японии - 41 %).



Китобойные суда «Рекордный» и «Ведущий» в порту Владивостока, 1979год.

Антартическая китобойная флотилия "Советская Россия"

Как участнику первых рейсов этой флотилии, на ее деятельности мне бы хотелось остановиться подробнее. Флотилия состояла из китобазы и 21 китобойного судна. Все китобойные суда имели порядковый номер и названия на букву "В": (кроме № 5 "Комсомолец Приморья"): Важный, Вдохновенный, Ведущий, Великодушный, Величавый, Верный, Взыскательный, Видный, Вкрадчивый, Властный, Влиятельный, Внушительный, Волевой, Вольный, Восторженный, Восхитительный, Вразумительный, Встречный, Выносливый и Выразительный.

20 китобойных судов промысловые и 1 судно учебно-поисковое, которое занималось подготовкой гарпунеров и разведкой скоплений китов. Разумеется, самым сложным было подготовка и проведение первого промыслового рейса.

По штатному расписанию, утвержденному Минрыбхозом СССР, экипаж китобазы на первый рейс был определен в количестве 640 человек, а экипаж каждого китобойного судна - 31 человек. Полный состав флотилии почти 1300 человек. Кроме того, на китобазе находилось 15 человек специалистов завода-строителя.

С флотилии "Алеут" было направлено на "Советскую Россию" свыше. 120 опытных китобоев, порядка 100 человек со 2-й Дальневосточной флотилии, 15 человек с флотилии "Советская Украина", то есть порядка 250 человек были опытными специалистами.

Свыше тысячи человек надо было принять со стороны. По ходатайству Министерства РХ СССР, Правительство разрешило досрочную демобилизацию из вооруженных сил лицам, изъявившим желание работать на китобойной флотилии. Ряд специалистов были приняты с судоремонтных предприятий Приморья. Несколько выпускников Дальневосточного политехнического института было направлено для работы на флотилии, но так как у них не было необходимого плавательного ценза, они были зачислены мотористами на плавбазу. В их числе был и будущий заместитель председателя Государственного Комитета по рыболовству В.Г.Рудников.
После оформления в отделе кадров Управления китобойных флотилий во Владивостоке все вновь принятые немедленно направлялись в г. Николаев, где в процессе строительства и приемки китобазы и китобойных судов они постигали азы своей будущей работы. Все китобойные суда были укомплектованы капитанами уже имеющие опыт работы на промысле китов.

Большую сложность представляла комплектация китобойных судов гарпунерами и особенно помощниками гарпунеров. На все китобойные суда были подобраны гарпунеры во Владивостоке. Не все они имели достаточный опыт, но некоторые навыки они имели, а вот помощников гарпунеров не было. Нами была подобрана группа будущих гарпунеров в количестве 15 человек из числа демобилизованных офицеров- артиллеристов.

Руководил учебой этой группы гарпунер-наставник флотилии Герой Социалистического Труда И.Г. Коновалов. Следует заметить, что из их числа только несколько человек смогли стать гарпунерами в процессе промысла. Лучшие гарпунеры получались из бывших таежных охотников - промысловиков, которые умели стрелять "навскидку".

Министерство потребовало, чтобы капитан-директор и замполит имели высшее специальное образование и соответствующий опыт работы на флоте. В составе УКФ таких не было, (большая группа капитанов училась заочно, но дипломов о высшем образовании еще не имела).

Поэтому капитаном-директором (он же капитан китобазы) был назначен опытный капитан Дальневосточного пароходства Н.Ф. Буянов и замполитом тоже работник Дальневосточного морского пароходства А.Е. Рухляда, имевший достаточный опыт работы на крупнотоннажных судах, в том числе на самом крупном судне страны -пароходе "Советский Союз". Капитаном-дублером (он же 1-й заместитель), отвечающим за добычу китов, был назначен опытный китобой, ранее руководившим 2-ой ДВ китобойной флотилией - Г.В. Вайнер. Заместителем капитана-директора отвечающим за переработку китов и выпуск продукции бал назначен, технолог по образованию, начальник производственного отдела Управления китобойных флотилий А.И. Самовтор, а главным механиком флотилии был назначен, также опытный специалист, бывший главный механик базы "Алеут": Г.П. Доруховский. По штатному расписанию эти 5 человек составляли командование флотилией.

Старшим помощником китобазы был назначен И.М. Каменев, ранее работавшим капитаном китобойного судна на флотилии "Алеут", главным технологом, отвечающим за выпуск продукции, назначен был работник управления китобойной флотилии Орел И.Н. и старшим механиком китобазы - Голубь Г.М. Постепенно удалось укомплектовать специалистами все китобойные суда и китобазу.


Параллельно с окончанием строительства китобазы и китобойных судов шло материально-техническое и продовольственное обеспечение флотилии на предстоящий рейс. Для ускорения поставок в различные ведомства и на заводы-поставщики направлялись лица командного состава флотилии." Так мне неоднократно пришлось бывать у Министра рыбного хозяйства А.А.Ишкова, в различных управлениях ВСНХ (в то время он руководил экономикой страны), у руководителей пензенского дизельного завода, в Брянском обкоме КПСС для решения поставки картофеля и овощей и др.
Когда китобаза и часть китобойных судов были приняты от завода в эксплуатацию, флотилия перешла в п. Туапсе, где было сконцентрировано все снабжение для флотилии.

Приняв все снабжение, продовольствие, топливо и воду, флотилия в составе плавбазы и 7 китобойных судов 10 октября 1961 года вышла в свой 1-й промысловый рейс. 3 китобойных судна ранее были направлены в Антарктику для разведки скоплений китов. Остальные китобойные суда, после выхода из завода, догоняли флотилию уже в Антарктике. Последний китобоец присоединился к флотилии только в конце декабре.

Для большинства работников флотилии это был их первый выход в море. Для экипажа китобазы по радиотрансляции были организованы радиопередачи о местах, мимо которых проходило судно: проливы Босфор и Дарданеллы, Стамбул, солнечное Средиземное море, где героически сражались российские эскадры под командованием адмиралов Ушакова и Сенявина, Гибралтар и др.

На переходе весь экипаж трудился над освоением судового промыслового и технологического оборудования, настилались фальшпалубы под разделку китов и других работах.

27 октября флотилия пересекла экватор. По этому случаю было организовано традиционное празднование с песнями, плясками, Нептуном, купанием и другими атрибутами по заранее разработанному сценарию.

В целях получения практических навыков по разделке и переработки китового сырья, китобойным судам было дано указание при встрече с китами добыть несколько голов и передать на китобазу, что и было сделано.

Когда были подняты на палубу два финвала, весь экипаж собрался впервые в жизни поглядеть на них. Под руководством опытных мастеров туши китов были разделаны, заработали жиротопные котлы, мучные линии, рефотделение. Первые навыки были получены.


Флотилия прошла ревущие сороковые и неистовые пятидесятые широты и в ноябре начались промысловые будни. На промысле производственный персонал китобазы работал в две смены: 12 часов через 12 без выходных и праздников. Экипажи китобойных судов работали практически круглосуточно с перерывом для короткого сна. Следует отметить, что на китобазе были созданы хорошие условия и для отдыха: одно и двухместные каюты, кондиционированный воздух, клуб, хорошая библиотека, ежедневно демонстрировались кинофильмы, работала средняя школа, консультации для заочников вузов, на переходах играли в волейбол, шахматы, шашки, фехтование, была создана художественная самодеятельность, создан оркестр.

После первого рейса в Сингапуре были приобретены музыкальные инструменты, равным, которым, в то время во Владивостоке не было.
По решению Правительства для экипажей антарктических китобойных флотилий было организовано отличное питание. Свежие овощи, фрукты, мясопродукты, были на столе постоянно.

На флотилии работали общественные организации. Было организовано соревнование за высокое качество выпускаемой продукции, быстрейшую разделку китов, на китобойных судах - за обнаружение китов.

Все свободные от вахт члены экипажей китобойцев выходили на верхний мостик и в бинокли каждый в своем секторе наблюдали за горизонтом с целью обнаружить фонтан кита. Этот вид соревнования стимулировался и материально. Некоторые члены экипажей китобойцев обнаруживали фонтаны китов даже раньше, чем марсовый матрос в "Вороньем гнезде" на мачте.

В течение первого рейса флотилия полностью обошла вокруг Антарктиды.

Сырьевая база еще не была подорвана и китобойные суда часто добывали и гладких китов и голубых (отдельные блювалы весили свыше 100 тонн), а горбатых китов было добыто несколько тысяч. С ростом мастерства гарпунеров начали добывать быстроходных финвалов и сейвалов.
В отдельные дни китобаза поднимала на борт по 100 и более китов.

На китобазе было быстро освоено все технологическое оборудование по выпуску жиров, пищевого и кормового мяса, кормовой муки и россыпью и в гранулах.
Из печени и эндокринных желез китов вырабатывался витамин "А", заготавливался спермацет и амбра (уже в первом рейсе ее было добыто свыше 150 кг.)
Флотилия работала в закрытом режиме. Связь с берегом была только шифрованной.

Китобойные суда в эфир не выходили, а связь с китобазой осуществлялась по УКВ кодами, которые дважды в сутки менялись. Информации о промысле и отечественных и иностранных флотилий практически не было. Одновременно с нами в Антарктике работало еще 3 советских, 5 японских, 1 норвежская и 2 английские флотилии.
Дважды китобойные суда теряли лопасти винтов.


Требовалось отвлечь с промысла еще одно китобойное судно для буксировки в ближайший порт для замены в доке винта. В итоге 2 судна теряли минимум по 20 суток. Главный механик флотилии Г.П. Доруховский предложил сделать замену винта китобойного судна непосредственно на промысле. Китобойное судно подходило к айсбергу, дважды стреляло в него из гарпунной пушки, крепилось к нему. Опытный водолаз Петухов А.И. спускался за борт, отвинчивал стопорные гайки, закладывал взрывной патрон и взрывом сдвигал винт с посадочного места. Лебедкой поднимали его на борт, запасной винт лебедкой опускали за борт. Водолаз закреплял его, и судно было готово к промыслу. Экономилось промысловое время двух китобойных судов и значительные средства.

К концу второго рейса на китобазе была утеряна лопасть правого винта. По решению Министерства флотилия после окончания работы в Антарктике, должна была продолжить промысел на севере в Бристольском заливе. Из-за утери лопасти, во избежание вибрации и деформации гребного вала, правый дизель мог работать только на малых оборотах, и скорость китобазы снизилась до 10 узлов, вместо 16.

Было принято решение буксировать китобазу. Для этого 3 китобойных судна "цугом" (один за другим) тащили китобазу вдоль всего Тихого океана от Магелланова пролива до Бристольского залива, и флотилия двигалась с заданной скоростью в 16 узлов.

Не обходилось и без трагических случаев. Во время разделки китов матрос-раздельщик Баландин по неосторожности был затянут вместе с внутренностями кита в жиротопкий котел. Его быстро оттуда вытащили, но он получил сильнейшие ожоги всего тела. Главный врач Шевченко проявил высочайший профессионализм при его лечении. По предложению Шевченко было изготовлено специальное приспособление, чтобы обваренные части тела не соприкасались с простыней, над кроватью был сделан навес с постоянным подогревом, тело матроса непрерывно смазывалось свежим спермацетом и матроса удалось спасти, а через короткое время он приступил к работе.




Но особенно интересен был заход флотилии после 2-го рейса в Монтевидео (Уругвай). Примечательно, что почти 20 лет в этом порту не было русских судов и вдруг - заход огромной армады. Интерес жителей к нам был необычайным. Китобаза была поставлена к причалу и с раннего утра выстраивались огромные очереди для посещения судна. Все газеты на первых полосах печатали доброжелательные статьи о заходе в порт советских китобоев. В одном из больших клубов был организован совместный вечер. Желающих попасть в этот клуб было столько, что были запружены все ближайшие улицы и для них по радио транслировались приветственные речи, а также концерт художественной самодеятельности флотилии, который специально был для этого случая подготовлен.

Навсегда останется в памяти китобоев встреча с Владивостоком после 1-го антарктического рейса. Суда флотилии на подходе были все покрашены, почищены. В середине дня 5 июля 1962 года флотилия начала входить в бухту Золотой Рог. Впереди шли 3 китобойные судна, занявшие 1-е места на промысле, за ними китобаза и далее двумя колоннами все 18 судов. По команде Г.В. Вайнера все китобойные суда одновременно сделали по три выстрела из гарпунных пушек. Абсолютно все суда, стоящие у причалов торгового и рыбного портов, а также на рейде, гудками приветствовали прибытие китобойной флотилии.

Десятки тысяч владивостокцев вышли встречать флотилию. Прибыли встречать китобоев все руководители края и города, родные и близкие, репортеры всех газет я журналов, играл большой духовой оркестр. Газеты отмечали, что подобная встреча была только в 1937 году, когда прибыли во Владивосток спасенные челюскинцы.
Несмотря на все трудности, задание на первый промысловый рейс было перевыполнено. Большая группа работников флотилии была награждена орденами и
медалями, а капитану китобойного судна "Вкрадчивый" Сергееву Ю.Г. и гарпунеру Береко В.И было присвоено звание Героя Социалистического Труда.


Шли годы. Интенсивность промысла китов, как в водах Антарктики, так и в северной части Тихого океан была очень высокой, особенно со стороны Японии и СССР. Поголовье китов начало резко сокращаться. Если в первые рейсы флотилия "Советская Россия" добывала много гладких китов, голубых (блювалов) и тысячами горбатых, то в последующие годы они добывались единицами, основным китом для промысла стал финвал, а через несколько лет и их поголовье также резко сократилось и основным промысловым китом стал сейвал, а в последующие годы - малый полосатик (минке).

Эффективность промысла стала резко падать. Биологи многих стран забили тревогу, к ним присоединилось движение "зеленых". В 1982 году был объявлен мораторий на добычу китов, а в 1987 году пелагический промысел-повсеместно во всех районах Мирового океана был прекращен.
Последняя эпоха китобойного промысла закончилась.

Только для малых народов крайнего севера, традиционно добывающих китов, для пищевых целей, стала выделяться небольшая квота пищевых китов, обитающих у их побережий, (у нас - для жителей Чукотки 20 голов серых китов).

Китобойные базы "Советская Россия", "Владивосток" и "Дальний Восток" были переоборудованы под прием и переработку рыбы, а китобойные суда практического применения не нашли и постепенно все были списаны и ушли на металлолом.

С началом перестройки в 90-х годах постепенно были выведены из эксплуатации и списаны бывшие китобазы. Китобойный промысел ушел в прошлое, но в сердцах китобоев, многих жителей Владивостока и Одессы, где базировались китобойные флотилии, память об этом периоде останется навсегда.

источники

Охота на китов давно стала промышленным занятием. Баски занимались этим в Бискайском заливе уже в XI веке. Охота на китов началась в Северной Америке в XVII веке.

Главная причина этого промысла состояла в добыче китового жира. Жир добывался из различных пород китов.

До середины XIX века китовый жир был единственным жиром, удовлетворяющим все потребности в жирах. Он использовался для освещения, как смазочное вещество, как средство для обработки кож и во многих других процессах. В большом количестве китовый жир использовался в мыловаренной промышленности и в производстве маргарина. Китовый жир определенных пород китов шел в химическую промышленность.

Жир добывался главном образом из китов, отловленных в Арктике и Антарктике весной и летом, когда киты хорошо упитанны и имеют много жира. Голубой кит может дать около 19 080 литров жира, а кашалот 7950 литров.

В результате охоты на китов многие из них, например голубой кит, белый и серый киты, почти прекратили свое существование. Была создана специальная международная комиссия по охране китов. Она занимается контролем их численности. Создана она была еще в 1946 году, но большого эффекта от ее работы не было, голубые и горбатые киты стали еще более редкими, а плавниковые киты почти исчезли.

Сейчас принимается много мер к тому, чтобы сохранять оставшихся китов и предотвратить их вымирание.

Одно время китобойный промысел имел очень важное значение. Теперь же большинству из нас сама идея охоты на китов может показаться несколько странной. Что полезного мы можем получить из этих громадных созданий?

Но оказывается, что количество ценных продуктов, получаемых в результате охоты на китов, весьма велико. Так, из ворвани кита (жиросодержащей подкожной ткани) получают отличный жир. Этот жир используется для светильников, а еще он применяется при изготовлении мыла.

У многих китов очень вкусное мясо. Из их костей делают удобрения. Из кашалотов получают спермацет — или жир, который находится в головной полости. Спермацет используется для приготовления мазей, косметики и свечей.

Из кашалотов получают и серую амбру — очень ценное вещество, вырабатываемое у них в кишечнике, которое используется при изготовлении духов. Зубы кашалота и бивень нарвала представляют собой очень ценную кость, сравнимую со слоновой. А из шкуры белого кита вырабатывают что-то вроде кожи.

Знаете ли вы, что все китообразные — это млекопитающие? Их предки когда-то жили на суше. У них до сих пор плавники похожи на пятипалые руки. Но в течение многих тысячелетий живя в воде, они приспособились к такой жизни.

Люди охотятся на китов на протяжении многих веков. Почему это происходит? Одна из главных причин - жир китов. Его используют очень во многих сферах человеческой деятельности. В статье мы подробно расскажем об этом органическом веществе, обладающем важными микроэлементами и витаминами.

Китобойный промысел

Киты - это огромные млекопитающие, которые обитают в воде. Их вес может доходить до 150 тонн (к примеру, у вымерших мамонтов он не превышал 15), а средняя длина достигает 25 метров.

Вполне естественно, что эти крупные животные привлекли внимание людей. Согласно историческим данным, охота на китов существует уже больше четырёх тысяч лет. В то время этих млекопитающих было очень много. В разы больше, чем охотников. Сейчас ситуация кардинально поменялась. Во многих странах уже введены строгие запреты на истребление разных

Регулировать добычу животных начали с 1931 года. Тем не менее пользуется огромной популярностью в таких странах, как Россия, Канада, Гренландия, США, Исландия, Норвегия и Япония.

Поначалу очень ценилось китовое мясо, но потом люди научились использовать практически все части млекопитающих. Их мозг и железы - источники инсулина и адренокортикотропного гормона, а печень богата витамином А. Также используют кровь, кожу и жир китов. Из костей делали в прошлом стропила для жилищ либо перетирали их в муку, которой удобряли почву. Ну и китовый ус применялся в парфюмерии для получения амбре. Идём далее.

Жир китов

Именно он находит наиболее широкое применение среди продуктов, полученных от этих млекопитающих. Охотники, чтобы извлечь залезали внутрь кита через пасть. Такой способ наиболее оптимален, так как не нужно было разрезать кожу, которую потом тоже использовали. У всех китов достаточно большой запас жира. Это связано с тем, что млекопитающие обитают в холодных водах, где можно легко замёрзнуть. Также он спасает животных во время длительных миграций (при продолжительном отсутствии еды киты живут за счёт жира) и обеспечивает им плавучесть.

Ворвань - именно так в Средневековье назывался жир китов и других морских животных. Его производили при помощи выплавки из сала млекопитающих. Полученное вещество отличалось желтоватым оттенком и неприятным запахом.

Самый крупный вид китов - синие, они имеют жировую прослойку до 30 сантиметров в толщину. Обычно она составляет 25-30 % от их массы тела (в районе 30 тонн). У отдельных особей эта цифра доходит и до 50 %. Кроме подкожного слоя, жир может содержаться в других тканях, мясе и даже костях. Чтобы получить ворвань, вываривали все эти части.

Добыча и применение

Существует не так много методов обработки жира. Самый древний из них - это вываривание. Куски китового жира и мяса закидывали в печи прямо на корабле, а потом разливали полученную жидкость по бочкам. Также ворвань получали в Средние века с помощью вытопки на солнце.

Для чего используют жир кита? Раньше из него делали джут, изготавливали мыло и применяли в качестве смазочных материалов. Со временем жир стали заправлять в фонари и лампы, а также использовать в качестве топлива для техники. Ну а к примеру, в Японии это органическое вещество применялось в качестве инсектицида, отпугивающего саранчу.

Итак, где используется китовый жир, мы выяснили. Осталось рассказать о способе его добычи. С начала двадцатого века это гидрогенизация. При применении такого метода обработки жир становится твёрдым и абсолютно без запаха. С тех пор его стали использовать для изготовления маргаринов и масел. Сейчас жир китов применяют в основном в фармацевтической и косметической промышленности. Ну а люди, проживающие в северных регионах, до сих пор употребляют его в пищу.

Состав

Китовый жир является источником ценных веществ, которые необходимы человеку для хорошего самочувствия. В нём довольно высокое содержание витамина А, обладающего антиоксидантными свойствами и стимулирующего иммунную систему. А жир из печени кита богат витамином D. Последний отвечает за рост клеток и выработку нескольких гормонов.

Однако есть ряд веществ, которые не получишь из других продуктов. Жирные кислоты представляют для человека основную ценность. Ну а описываемый в статье продукт содержит многие из них: арахиновую, пальмитовую, олиновую, лароновую и другие.

Также стоит отметить наличие полиненасыщенных кислот, которые являются важнейшими веществами. В китовом жире их содержание колеблется от 30 до 40 %. Человеческое тело не способно самостоятельно вырабатывать полиненасыщенные кислоты, участвующие в регуляции нескольких функций организма (накопление холестерина и т. д.). Поэтому необходимо пополнять их запас извне.

Полезные свойства

Итак, мы описали состав продукта. Но зачем всё-таки нужен китовый жир? Находящиеся в нём полиненасыщенные кислоты - это омега-3. Они помогают снизить кровяное давление в сосудах и препятствуют образованию тромбов. Помимо этого омега-3 способствуют хорошему зрению и памяти.

А ещё жир кита помогает в предотвращении таких болезней, как артрит, диабет, астма, остеохондроз и радикулит. Благодаря своему составу он укрепляет все ткани организма. Китовый жир повышает иммунитет, предотвращает онкологию и ускоряет обмен веществ.

Продукт омолаживает организм и придаёт человеку больше энергии и сил, помогая выйти из депрессии. В фармацевтике жир кита применяют как средство от ожогов. Также он способствует заживлению тканей. А в косметологии китовым жиром увлажняют кожу, чтобы придать ей эластичность и упругость.

Похудение

Как бы это странно ни звучало, при помощи китового жира можно сбросить вес. Но это не значит, что нужно есть его пачками и придерживаться прежнего образа жизни. Он сам по себе очень калорийный, и если поглощать его в больших количествах, то к стройности это точно не приведёт. Секрет в другом - жир кита нужен человеку при активном похудении. Он снабжает необходимыми веществами и при занятиях спортом в сочетании с разумной диетой способствует набору мышечной массы.

При похудении организм испытывает серьёзный стресс, а жир кита помогает его минимизировать, обеспечивая наиболее плавный переход. Продукт способствует нормализации всех важных процессов в организме. Выведение токсинов и помощь в усвоении получаемых с пищей полезных веществ - вот ещё две функции, которые выполняет в организме китовый жир. В Калининграде и других городах России его можно свободно купить в аптеках.

Истребление китов

Несмотря на всю пользу, которую получает человек от этих животных, самим млекопитающим приходится несладко. Несколько тысячелетий назад люди использовали только китов, выбросившихся на берег. Но со временем началась их целенаправленная ловля, которая достигла таких масштабов, что многие млекопитающие могут исчезнуть навсегда.

К вымирающим видам относят финвала, синего, гренландского и северного гладкого кита. Для предотвращения печального исхода регулярно появляются запреты на охоту. Но ценность млекопитающих от этого не уменьшилась. Япония, Исландия и Норвегия регулярно нарушают введённые моратории. Кстати, есть даже игра в жанре MMORPG, посвящённая охоте на китов. Она называется Black Desert. Китовый жир там является одним из ресурсов, используемых в алхимии.

Многие косметологические и фармацевтические фирмы поддерживают установленные моратории. Они научились изготавливать синтетические кислоты, ничем не отличающиеся от тех, которые содержатся в китовом жире. Эффект от них такой же, да и млекопитающие при этом не страдают.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!