Мастерская «Определение гармоничности физического развития человека по антропометрическим данным. Определение гармоничности физического развития учащихся по антропометрическим показателям Измерение окружности грудной клетки


Владельцы патента RU 2454177:

Изобретение относится к спортивной медицине, физиологии, педиатрии и включает определение роста обследуемого, функциональных показателей его физического развития: жизненной емкости легких и становой силы, и морфологических показателей: массы тела и обхвата грудной клетки в паузе. Определяют отклонения этих показателей от должных величин для роста обследуемого по таблице корреляции с учетом пола и возраста обследуемого. Разницу между фактическим и должным показателем делят на его частную сигму и определяют отношение суммы полученных при этом значений для функциональных показателей к сумме полученных значений для морфологических показателей. Если это значение составляет от -2,0 до -1,1, то физическое развитие определяют как дисгармоничное, от -1,0 до +1,0 - как пропорциональное, от +1,1 до +2,0 - как гармоничное при данном росте обследуемого. Способ обеспечивает точность оценки гармоничности физического развития обследуемого в данный момент времени с учетом влияния различных факторов. 2 пр., 1 табл.

Изобретение относится к медицине, а именно к физиологии, спортивной медицине, педиатрии.

Известно моделирование гармоничности физического развития подростков . Однако оно предусматривает измерение и оценку только морфологических показателей физического развития, но не характеризует его в целом.

Известен также способ определения и оценки физического развития растущего организма, основанный на корреляции признаков с длиной тела .

Цель изобретения - разработать способ оценки физического развития обследуемого, который бы точно представлял гармоничность его физического развития как в данный момент, так и под влиянием различных факторов.

Поставленная цель осуществляется следующим образом. Обследовано 208 студенток 17 лет. Оценка физического развития проводилась по таблицам корреляции с учетом пола, возраста, причем длина тела оценивалась самостоятельно по 5-балльной системе с учетом отклонения ее от среднегрупповой величины в общих сигмах: средняя величина, если отклонение от средней составляет М±1σ, выше средней - М+1,1σ до М+2σ, высокой - М+2,1σ и больше, ниже средней - М-1,1σ до - 2σ и низкой - М-2,1σ и меньше.

Далее в частных сигмах оцениваются отклонения от их должных для роста других показателей физического развития и составляется отношение суммы отклонений двух функциональных признаков (жизненной емкости легких и становой силы) к сумме двух морфологических (массы тела и обхвата грудной клетки в паузе).

Если это отношение составит - 2,0-1,1, физическое развитие данного человека будет дисгармоничным, если равно -1,0 до +1,0 - пропорциональным, а если оно составит +1,1 до +2,0 - гармоничным, но с указанием оценки роста индивидуума.

Пример 1. Студентка О., 17 лет, имеет длину тела 172 см, массу тела 68 кг, окружность грудной клетки в паузе 93 см, жизненную емкость легких 2500 см 3 , становую силу 50 кг. В таблице корреляции для 17-летних девушек находим, что длина тела (рост) у нее является выше среднего, а соответствующие ему должные величины этих признаков равны 60,7 кг, 85 см, 3550 см 3 и 69 кг. Отклонение от должных росту 172 см величин соответственно составляет 7,3 кг, 8 см, 1050 см 3 и 19 кг, а в частных сигмах (σ R) это будет равно: +1,14, +1,59, -2,30 и -1,31. Отношение же функциональных признаков к морфологическим в частных сигмах будет равняться:

Таким образом, в целом физическое развитие данной студентки будет дисгармоничным при росте выше среднего.

Пример 2. Студентка К., 17 лет имеет длину тела 158 см, массу тела 55 кг, окружность грудной клетки в паузе 85 см, жизненную емкость легких 3300 см 3 и становую силу 65 кг. В таблице корреляции для студенток 17 лет находим, что длина тела (рост) у нее является ниже среднего, а соответствующие ему должные величины равны 53,9 кг, 83 см, 3130 см 3 и 58 кг. Отклонения от должных росту 158 см величин соответственно составляет 1,1 кг, 2 см, 170 см 3 и 7 кг, а в частных сигмах (σ R) это будет равно: +0,17, +0,4, +0,37 и +0,48. Отношение же суммы функциональных признаков к сумме морфологическим в частных сигмах будет равно:

Таким образом, в целом физическое развитие студентки Н. является гармоничным при росте ниже среднего.

Способ показал надежность, простоту и объективность оценки гармоничности физического развития как индивидуальную, так и групповую.

Использованные источники информации

1. Круцевич Т.Ю. Моделирование гармоничности физического развития подростков. - Киев. http://lib.sportedu.ru./press/fkvot/2002N4/p9-13.htm.

2. Сауткин М.Ф., Толстова Т.И. Стандарты физического развития студенток Рязмедуниверситета по данным обследования в 1997-1998 гг. / Здоровье человека: физические и психические аспекты. - Рязань: Издат. РязГМУ. - 1998. - С.80-82.

Таблица
для оценки физического развития девушек 17 лет
Границы сигмальных отклонений для роста Рост, см Масса, кг Окр. груд. клетки в паузе, см ЖЕЛ, см 3 Стан. сила, кг
Низкие (от М-2,1σ и более) 150 50,1 82 2890 51
151 50,6 82 2920 52
152 51,1 82 2950 53
153 51,5 82 2980 53
154 52,0 82 3010 54
Ниже средних (от М-1,1 σ до М-2σ) 155 52,5 82,5 3040 55
156 53,0 83 3070 56
157 53,5 83 3100 57
158 53,9 83 3130 58
159 54,4 83 3160 58
Средние величины роста (М±1σ) 160 54,9 83 3190 59
161 55,4 83 3220 60
162 55,9 83 3250 61
163 56,3 83,5 3280 62
164 56,8 84 3310 63
165 57,3 84 3340 63
166 57,8 84 3370 64
167 58,3 84 3400 65
168 58,7 84 3430 66
169 59,2 84 3460 67
170 59,7 84 3490 68
Выше средних (от М+1,1 σ до М+2σ) 171 60,2 85 3520 68
172 60,7 85 3550 69
173 61,1 85 3580 70
174 61,6 85 3610 71
175 62,1 85 3640 72
Высокие(от М+2,1σ и более) 176 62,6 85 3670 73
177 63,1 85 3700 74
178 63,5 85,5 3730 74
179 64,0 86 3760 75
180 64,5 86 3790 76
М - средняя арифмет. 165,36 57,38 83,99 3349 63,83
σ - общая сигма 4,97 6,85 5,06 478,8 15,09
σ R - частная сигма - 6,42 5,02 455,2 14,5
r - коэф-т корреляции - +0,35 +0,13 +0,31 +0,27
R у/х - коэф-т регрессии - 0,48 кг/см 0,13 см/см 30 см 3 /см 0,84 кг/см

Способ оценки гармоничности физического развития, отличающийся тем, что у обследуемого определяют рост, функциональные показатели физического развития: жизненную емкость легких и становую силу, и морфологические показатели: массу тела и обхват грудной клетки в паузе, определяют отклонения этих показателей от должных величин для роста обследуемого по таблице корреляции с учетом пола и возраста обследуемого, а разницу между фактическим и должным показателем делят на его частную сигму, определяют отношение суммы полученных при этом значений для функциональных показателей к сумме полученных значений для морфологических показателей; если это значение составляет от -2,0 до -1,1, то физическое развитие определяют как дисгармоничное, от -1,0 до +1,0 - как пропорциональное, от +1,1 до +2,0 - как гармоничное при данном росте обследуемого.

Похожие патенты:

Изобретение относится к лечебной физкультуре учащихся, имеющих незначительные отклонения в состоянии здоровья, и включает сбор анамнеза, оценку общего состояния учащихся, проведение совместного обучения с основной группой по предмету в режиме учебных занятий, сдачу контрольных нормативов, проведение дополнительных занятий по общей физической подготовке (ОФП) для подготовительной группы (ПГ).

Тема: Определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным
Цель. Знакомство с методами исследования физического развития, привитие навыков антропометрии; оценка показателей здоровья студентов, их соответствия возрастным нормам.

Оборудование. Ростомер, напольные весы, сантиметровая лента (2-3 шт.), различные динамометры, спирометры, спирт, вата.

Опорные знания

Факторы, влияющие на антропометрические показатели

Непрерывно протекающие процессы обмена веществ и энергии в организме человека, определяют особенности его развития. Темпы изменений массы, роста, окружностей тела в различные периоды жизни не одинаковы. Об этом может судить каждый из Вас, если вспомнит свое развитие в дошкольном и школьном возрасте. Отличительные особенности имеются у юношей и девушек, людей в зрелом возрасте и пожилом.

Рост, масса, последовательность в увеличении различных частей тела, его пропорции запрограммированы наследственными механизмами и при оптимальных условиях жизнедеятельности идут в определенной последовательности. Однако, некоторые факторы могут не только нарушить последовательность развития, но и вызвать необратимые изменения. К ним относят, табл. 9:

Таблица 9

Физическое развитие - это процесс количественного и качественного изменения всех показателей организма человека в процессе его жизнедеятельности.

Основы современных антропометрических(antropos-человек, metria-измерение) методов исследования заложены в прошлом веке, когда были описаны закономерности изменчивости антропометрических показателей.

Исследуя антропометрические показатели (рост или длину тела, вес или массу тела, окружности различных частей тела), можно наглядно и просто оценить физическое развитие.

Общее представление о физическом развитии получают при проведении трех основных измерений:

Определяя длину тела;

Массу тела;

Обхват грудной клетки.

Условия проведения антропометрических исследований

Антропометрию проводят с помощью тщательно проверенных и отрегулированных измерительных приборов: весов, ростомера, сантиметровой ленты, динамометра и т.д. Все измерения желательно производить в первой половине дня, натощак, либо через 2-3 часа после ады, обследуемый должен быть одет в легкую трикотажную одежду. Если же измерения проводятся во второй половине, желательно занять горизонтальное положение на 10-15 минут.

Для объективности последующей оценки необходимо соблюдать требования к правилам измерения. Анализ антропометрических показателей - важнейший элемент исследования соответствия физического развития возрастным нормативам.

Выявленные отклонения могут являться факторами риска или признаками некоторых заболеваний. Поэтому умение правильно оценить полученные результаты измерений, может способствовать воспитанию установки на здоровый образ жизни.

Ниже представлены методики измерения наиболее часто исследуемых антропометрических величин.

Методы антропометрических измерений

Измерение роста (длины тела)

Измерения проводят при помощи тщательно проверенных измерительных приборов: весов, ростомера, сантиметровой ленты, динамометра (кистевого и станового).

Все измерения желательно проводить в первую половину дня, нато-щак и после физиологических отправлений. Измеряемый должен быть одет лишь в легкую трикотажную одежду.

Измерение роста - производится в положении стоя при помощи ростомера. Обследуемый становится на площадку ростомера, спиной к вертикальной стойке, выпрямившись, прикасаясь к стойке затылком, межлопаточной областью, ягодицами и пятками. Скользящая горизонтальная планка прикладывается к голове без надавливания.

Очень важно проводить измерение роста в первую половину дня, так как к вечеру рост человека становится меньше на 1-2 см. Причиной этому является естественная усталость в течение дня, снижение мышечного тонуса, уплощение межпозвоночных хрящевых дисков и свода стопы в результате прямохождения. Рост может значительно варьироваться в зависимости от наследственности, внутриутробного развития и от наличия заболеваний.

На рост оказывают влияние генетические факторы, половые различия, возраст, состояние здоровья и т.д. Длина тела может соответствовать возрасту, но может и значительно отличаться от возрастной нормы, при этом малый рост называют нанизмом, а высокий гигантизмом. С возрастными нормативами роста можно ознакомиться в таблицах приведенными ниже (табл. 10, 11.

Таблица 10

Распределение длины тела (см) по возрасту (юноши).


Возраст

Уровень развития

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Проценты (Центили)

3

10

25

50

75

90

97

16 лет
17 лет

154,0
159,3

158,0
163,0

162,2
168,1

169,8
174,7

177,4
181,2

182,0
185,1

185,0
187,9

Таблица 11

Распределение длины тела (см) по возрасту (девушки).


Возраст

Уровень развития

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Проценты (Центили)

3

10

25

50

75

90

97

16 лет
17 лет

151,7
154,2

155,0
157,3

158,3
161,2

163,7
165,6

169,0
170,0

172,0
173,1

174,1
175,5

Измерение массы тела (веса)

Взвешивание проводится на рычажных или напольных весах. Обследуемый стоит неподвижно на площадке весов. Погрешность при взвешивании должна составлять не более +/-50 г. Вес, в отличие от роста, является менее стабильным показателем и может меняться в зависимости от множества факторов. Суточное колебание веса, например, может составлять от 1 до 1,5 кг.

С возрастными нормативами веса можно ознакомиться в таблицах, приведенными ниже (табл. 12, 13).

Таблица 12

Распределение массы тела (кг) по возрасту (юноши).


Возраст

Уровень развития

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Проценты (Центили)

3

10

25

50

75

90

97

16 лет
17 лет

41,2
46,4

45,4
50,5

51,8
56,8

58,8
63,7

65,9
70.6

73,0
78,0

82,5
86.2

Таблица 13

Распределение массы тела (кг) по возрасту (девушки).


Возраст

Уровень развития

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Проценты (Центили)

3

10

25

50

75

90

97

16 лет
17 лет

42,4
45,2

46,8
48,4

51,0
52,4

56,0
57,2

61,0
62,0

66,2
68,0

76,1
79,0

Измерение окружности головы

Измерение окружности головы производят через наиболее выступающие точки затылочного бугра и надбровные дуги. Соответствующие возрасту размеры головы можно найти в таблицах 14, 15.

Таблица 14

Распределение окружности головы (см) по возрасту (юноши)


Возраст

Уровень развития

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Проценты (Центили)

3

10

25

50

75

90

97

16 лет
17 лет

52,4
52,5

53,4
53,5

54,4
54,6

56,2
56,3

57,9
58,0

59,0
59,1

60,1
60,2

Таблица 15

Распределение окружности головы (см) по возрасту (девушки)


Возраст

Уровень развития

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Проценты (Центили)

3

10

25

50

75

90

97

16 лет
17 лет

50,9
51,0

51,7
51,8

52,3
52,4

53,8
53,9

55,3
55,4

56,0
56,1

56,9
57,0

Измерение окружности грудной клетки

Измерение окружности грудной клетки проводят следующим образом: в положении стоя, руки опущены, при максимальном вдохе, полном выдохе и спокойном дыхании. Сантиметровую ленту накладывают горизонтально, сзади под углами лопаток, спереди по околососковым кружкам, а у девушек под молочными железами.

Возрастные нормативы окружности грудной клетки указаны в таблицах 16, 17.

Таблица 16

Распределение окружности грудной клетки (см) по возрасту (юноши)


Возраст

Уровень развития

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Проценты (Центили)

3

10

25

50

75

90

97

16 лет
17 лет

73,3
77,0

76,1
80,1

80,0
82,9

84,9
87,6

89,9
92,2

93,6
95,5

97,0
98,4

Таблица 17

Распределение окружности грудной клетки (см) по возрасту (девушки)


Возраст

Уровень развития

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Проценты (Центили)

3

10

25

50

75

90

97

16 лет
17 лет

73,0
75,4

75,9
78,0

78,8
80,7

83,0
84,7

87,1
88,0

90,6
91,1

93,9
94,6

Разница величии окружностей грудной клетки на высоте вдоха и выдоха отражает подвижность грудной клетки, которую правильнее называтьэкскурсией грудной клетки во время дыхания. Формула расчета этого показателя приведена ниже.

Если полученный результат равен 4 см и менее, его расценивают как низкий. Если он равен 5 - 9 см - средним, а если 10 см и более -высоким.

Измерение окружности запястья

Измерение окружности запястья проводят в самом узком месте лучезапястного сустава. Полученная величина дает представление о типе телосложения. Так, если у женщин окружность запястья менее 14 см, можно говорить о хрупком телосложении, если от 14 до 16,5 см - о среднем, а если свыше 16,5 см - о плотном. У мужчин окружность запястья менее 16,5 см свидетельствует о хрупком телосложении, от 16,5 до 18 см - о среднем, свыше 18 см - о плотном.

Динамометрия

Представление о силовых возможностях испытуемого можно получить с помощью динамометрии. Используется для этого прибор динамометр, измеряющий силу сжатия мышц руки.

Испытуемый максимально сжимает динамометр правой, затем левой рукой. Рука должна быть вытянута в сторону, и поднята до уровня плеч. Измерение проводят 2-3 раза и записывают наибольшую цифру. Точность измерения +\- 2 килограмма. Со средними возрастными величинами силовых возможностей юношей и девушек можно познакомиться в таблице 18.

Таблица 18

Средние возрастные нормативы динамометрии (кг).


Возраст (годы)

Юноши

Девушки

15
16
17

35,34+/-0,69
41,09+/-0,71
44,00+/-0,71

22,93+/-0,38
24,24+/-0,41
26,24+/-0,33

После проведения динамометрии рассчитывают силовой индекс по формуле:

Силовой индекс = Мышечная сила ведущей кисти (кг) / Вес тела (кг)

Для определения силы мышц разгибателей спины используют становой динамометр, который снабжен опорной площадкой для ног. При;змерении становой силы испытуемый встает на опорную площадку. Далее огибается, берется руками за ручку динамометра и с максимальным.силием медленно выпрямляется. Исследование повторяют 2-3 раза, отмечают лучший результат. Точность измерения равна +/- 5 килограмм. В таблице 19 представлены качественно-количественные оценки становой: силы мужчин и женщин.

Таблица 19

Оценка становой силы (кг).


Оценка становой силы

Женщины

Мужчины

Низкая

Менее 90

Менее 130

Ниже средней

90-119

130-159

Средняя

120-149

160-189

Выше средней

150-180

190-220

Высокая

Более 180

Более 220

Методы оценки физического развития

Оценка физического развития в любом возрасте производится путем сравнения антропометрических данных со средними региональными величинами для соответствующего возраста и пола.

Центильный метод

Лучший способ оценки физического развития с помощью центильных таблиц, он прост в работе, так как исключаются расчеты. Центильные таблицы широко применяется за рубежом с конца 70-х годов XX века. Выше были приведены таблицы для таких антропометрических показателей как рост, вес, окружности головы, груди.

Центильные таблицы позволяют сравнить индивидуальные антропометрические величины со стандартными табличными, получаемыми при массовых обследованиях. Составляют эти таблицы следующим образом: антропометрические данные 100 человек (100%) одного возраста выстраивают в порядке возрастания. Затем показатели 3, 10, 25, 50, 75, 90, 97 обследуемых вносят в таблицы, в которых сохраняют вышеуказанную нумерацию (или процент, или перцентиль, или просто центиль).

Если полученные результаты соответствуют 25 - 75 центилю, то рассматриваемый параметр соответствует среднему возрастному уровню развития. Если же показатель соответствует 10 центилю, это говорит о развитии ниже среднего; а если 3 - о низком развитии. Если показатель входит в пределы 90 центиля, развитие оценивают выше среднего; а если в 97 - как высокое.

Определение гармоничности физического развития

Физическое развитие считается гармоничным, если все исследуемые антропометрические показатели соответствуют одному к тому же центильном ряду, либо допускается отклонение их между собой в пределах соседнего центиля. Большая разница свидетельствует о негармоничном развитии.

Антропометрическая оценка методом центилей почти всегда совпадает с оценкой состояния здоровья у детей, подростков и молодежи. данный метод имеет преимущества перед другими, он объективен, корректен, сопоставим, прост в использовании и позволяет следить за динамикой антропометрических данных, увидеть изменения показателей - зависимости от возраста. При этом сразу будут получены данные, арактеризующие качество развития (средний уровень, выше среднего, высокое, или ниже среднего, низкое).

Пример: юноша 17 лет имеет рост 181,2 см, вес 70,6 кг, окружность груди 92,2 см, окружность головы 58 см. Все "антропометрические параметры находятся в центильных таблицах в пределах 75 центиля, что соответствует среднему гармоничному уровню физического развития.

Или другой пример: юноша 17 лет имеет рост 187,9 см (97 центиль), массу 46,4 кг (3 центиль), окружность головы 58 см (75 центиль), окружность груди 80,1 см (10 центиль). Из последнего примера видно, что рост молодого человека высокий, масса низкая, окружность головы соответствует среднему возрастному уровню развития, а окружность груди ниже среднего. Физическое развитие негармоничное.

Гармоничность физического развития можно оценить, используя двухмерный квадрат гармоничности в котором имеются шкалы длины и массы тела, необходимо лишь найти место пресечения центильных рядов массы и длины тела (табл. 19).

Физическое развитие считается:

- Гармоничным, и соответствующим возрасту - если все антропометрические показатели находятся в пределах 25 - 75 центиля.

- Гармоничным, опережающим возраст - если полученные результаты соответствуют 90 - 97 центилю.

- Гармоничным, но с отставанием от возрастных нормативов - если данные обследуемого находятся в пределах 3-10 центиля. Все остальные варианты говорят о негармоничном развитии.

Обладателю любого варианта вне центрального квадрата гармоничности, надлежит обследоваться у врача с целью выяснения причины этого явления.

Таблица 19

Квадрат гармоничности (Вспомогательная таблица для оценки физического развития).


Процентные (Центильные) ряды

3%

10%

25%

50%

75%

90%

97%

Масса тела по возрасту

97%

Гармоничное развитие опережающее возраст

90%

75%

Гармоничное развитие соответствующее возрасту

50%

25%

10%

Гармоничное развитие ниже возрастных норм

3%

Длина тела по возрасту

Метод Поля Брока

Кроме центильного способа оценки физического развития, разработанного лишь для детей и молодежи до 17 лет, существуют и другие. Самым приблизительным и старым является расчет идеального веса по формуле, предложенной 100 лет назад французским антропологом Полем Броком:

Идеальный вес (кг) = рост (см) - 100

Эту формула в настоящее время преобразована следующим образом:

Для мужчин Идеальный вес (кг) = 0,9 (рост (см) - 100)

Для женщин Идеальный вес (кг) = 0,85 (рост (см) - 100)

Формула Брока не учитывает того, что у женщин значительно больший слой подкожного жира, чем у мужчин; что возраст человека вносит свои коррективы в расчеты и т.д.

По мнению многих диетологов, расчеты веса по формуле Брока могут привести к тому, что некоторые люди высокого роста будут считать свой вес нормальным, хотя на самом деле они страдают избыточным, и наоборот, некоторые низкорослые, чей вес в норме, считать его избыточным.

Индекс Кетле

Более абстрактным, но тем не менее надежным показателем гармоничности развития, используемым во многих странах мира при включении договора страхования, является так называемый (индекс массы), или индекс Кетле. В расчет его вводятся все те же величины и формула выглядит следующим образом:

Пример: вес обследуемого 67 кг, а его рост 1,74 м. Проведя несложное вычисление, получим результат 22,01. Для его оценки необходимо знать следующее. Индекс Кетле для женщин в норме должен быть равен 19-24, а для мужчин -20-25. Если значения индекса равно 26, или превышает этот показатель, то речь идет о вредном для организма избытке веса. Об ожирении I ст говорят, если индекс Кетле равен 26-30; II ст - если 30-40; III ст - если более 40. Если индекс Кетле ниже указанных нормативов, то это указывает на дефицит веса.

Вес тела и тип телосложения

Несомненно, что между весом тела и типом телосложения имеется связь, при этом одна и та же величина массы тела у хрупкого и плотного человека, при одинаковом росте, характеризует их физическое развитие по разному. Идеальный вес взрослого человека в зависимости от типа телосложения можно узнать из таблиц и номограмм, предлагаемых в дидактическом материале на практическом занятии. Воспользовавшись которыми, оценивают процент отклонения веса тела от идеальной величины. Это делают ниже представленным способом расчета отклонений от идеального веса.

Отклонение от массы тела

Воспользовавшись, одним из предложенных способов (центильным, методом Поля Брока, номограммами) узнают, каким должен быть идеальный вес тела в зависимости от возраста, пола, роста, или других антропометрических показателей. Но не всегда реальный вес соответствует идеальному. Для того, чтобы выяснить имеется ли недостаток или избыток веса тела достаточно провести следующий расчет по формуле:

Дефицит (избыток) веса тела = Идеальный вес - Реальный вес

Если полученное число положительное, то это указывает на дефицит массы тела. А если при вычислении получается отрицательный результат, то это говорит об избыточной массе тела.

В таких случаях бывает необходимо оценить отклонение реального веса от идеального. Делается это следующим образом:

Идеальный вес

Если реальный вес отличается от идеального в пределах 10 % в обе стороны это допустимое отклонение. Превышение возрастной нормы веса на 15-25% соответствует ожирению 1 степени; на 25-50% - 2 степени; на 50-100% - 3 степени; более чем на 100% - 4 степени. Снижение веса ниже нормы называют гипотрофией. Если дефицит составляет 10 до 20% - это гипотрофия 1 степени; от 20 до 30% - 2 степени; более 30% - 3 степени (данную степень гипотрофии еще называют дистрофией).
Практические задания

Задание 1. Измерение длины тела.

Антропометрические измерения лучше провести в первой половине дня без верхней одежды и обуви. Студенты работают в парах. Измерьте рост с помощью ростомера. При измерении длины тела обследуемый должен стоять на платформе ростомера, выпрямившись, слегка выпятив грудь и втянув живот, руки по швам, пятки вместе, носки врозь и касаясь вертикальной стойки ростомера пятками, ягодицами, межлопаточной областью, а голову держать так, чтобы верхний край козелка уха и нижний край глазницы находились в одной плоскости.
Задание 2. Определение массы тела.

Определение массы тела производится путем взвешивания испытуемого на медицинских весах, которые перед началом взвешивания обязательно должны быть отрегулированы. При взвешивании испытуемый должен аккуратно встать на середину площадки весов.
Задание 3. Измерение окружности грудной клетки.

Окружность грудной клетки (ОГК) измеряется при максимальном вдохе, максимальном выдохе и при спокойном дыхании с помощью сантиметровой ленты. Лента располагается сзади под углом лопатки, спереди - по нижнему краю околососковых кружков. У девочек лента спереди проводится на уровне края IV ребра. Разность в окружности грудной клетки при максимальном вдохе и максимальном выдохе составляет экскурсию грудной клетки
Задание 4. Определение жизненной емкости легких.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) измеряется при помощи спирометра и выражается в кубических сантиметрах. Испытуемый должен сделать максимальный вдох и затем постепенно выдыхать воздух через мундштук в спирометр (мундштук предварительно необходимо обработать спиртом). Измерение повторить 2-3 раза, учитывая максимальный показатель.
Задание 5. Измерение силы сжатия кисти.

Сила сжатия измеряется при помощи динамометра, который испытуемый сжимает по очереди то правой, то левой рукой. При этом рука должна быть вытянута до уровня плеча. Становая сила измеряется с помощью станового динамометра.
Обработка результатов и выводы.

Каждый студент, определив собственные показатели физического развития, заносит их в тетрадь для протоколов в виде таблицы (табл. 20).

Таблица 20

Показатели физического развития (пример)

Задание 6. Необходимо произвести оценку собственного физического развития с использованием двух методов.
А. Метод стандартов или средних антропометрических данных .

Антропометрические стандарты - это средние величины показателей физического развития, полученные путем статистической обработки большого числа измеренных лиц одного пола, возраста, профессии, проживающих в одной местности. Правильно оценить тот или иной показатель можно только путем сравнения его численного значения с должной или средней величиной (М).

Оценка физического развития по методу стандартов производится с помощью таблиц, в которых представлены антропометрические стандарты различных возрастно-половых групп населения (приложение 1).


  1. В приложении 1 отыскать среднестатистические показатели роста, массы тела, ОГК в покое, ЖЕЛ, силы правой (для левшей - левой), характерные для данной возрастной группы. В нашем примере (см. табл.) они соответственно равны: 174,8; 64,70; 86,70; 3912; 48,6.

  2. Найти в таблице разницу между индивидуальными показателями и найденными среднестатистическими показателями, вычитая последнее.
УФР = Опыт – Стандарт / σ

3. Найти частное от деления положительной или отрицательной разницы на величину среднеквадратического отклонения (сигма) каждого показателя, указанную рядом с соответствующим среднестатистическим показателем в приложении 1.

В нашем примере частное от деления разности между ростом обследуемого и его среднеарифметической величиной для роста составило

Расчет для массы тела производим аналогичным путем:

8,70
для ОГК

0,45;

6,0
для ЖЕЛ

для силы правой руки

11,7
Частное, полученное при делении, показывает, что на сколько отклоняется сигма в большую или меньшую сторону, настолько же показатели испытуемого отклоняются от средних показателей. Если частное составит до  0,67, то данный показатель физического развития считается средним - норма; если частное составит более  0,67, но не более 2, показатель оценивается как выше и ниже среднего; если частное превышает 2, показатель оценивается как высокий или низкий (А. В. Чоговадзе, М. М. Круглый, 1977).

В нашем примере рост обследуемого оказался выше среднего (+1,10), масса тела - средняя (+0,02), ОГК - средняя (-0,45), ЖЕЛ - средняя (+0,02), сила правой кисти - ниже средней (+0,27).

Аналогично рассуждая, приводя соответствующие расчеты, студенты оценивают каждый отдельный показатель собственного физического развития и записывают соответствующие выводы в тетрадь.

4. После оценки отдельных показателей необходимо сделать общую оценку физического развития испытуемого, которая дается по большинству одинаково выраженных признаков. При этом оценку длины тела дают отдельно. Большое значение имеют функциональные признаки развития ЖЕЛ, сила правой кисти, становая сила. В тех случаях, когда масса тела и рост испытуемого оказывается высоким, а функциональные показатели низкие или ниже средних, к общей оценке физического развития следует добавить слово «дисгармоничное».

В приведенном примере общая оценка физического развития студента следующая: физическое развитие среднее, дисгармоничное при высоком росте.

В конце работы каждый студент формулирует и записывает в тетрадь вывод, в котором дается общая оценка физического развития.
Б. Метод индексов.

Применяется для ориентировочной оценки антропометрических данных. Они могут использоваться в том случае, если нет подходящих антропометрических стандартов и номограмм. Недостаточная достоверность оценки по индексам связана с тем, что в них обычно не учитывается возраст, профессия и т.п. Индексы представляют собой определенное арифметическое отношение двух-трех показателей физического развития, принимаемое за норму.

1. Весо-ростовой индекс (индекс Кетле) определяет, сколько массы тела должно приходиться на сантиметр роста. Он рассчитывается путем деления массы тела испытуемого на его рост (соответственно в граммах и сантиметрах). У мужчин на каждый сантиметр роста должно приходиться 350-400 г массы тела, у женщин - 325-375 г. Если индекс у обследуемого больше или меньше этих цифр, можно говорить об излишке или наоборот недостатке массы. Чаще всего индекс бывает больше приведенных цифр, и в таких случаях необходимо выяснить за счет чего это происходит: за счет увеличения подкожной жировой клетчатки или хорошо развитой мускулатуры:

ВРИ =


  1. Росто-весовой показатель (в кг) равен длине в см минус 100. Этот наиболее простой и общедоступный показатель применим для оценки физического развития взрослых людей низкого роста (155 - 164). При росте 165 - 174 см нужно вычитать не 100, а 105 единиц при росте 175 -185 см вычитается 110 единиц.
РВИ = рост - 100.

3. Жизненный индекс характеризуется функциональными возможностями дыхательного аппарата. Он определяется путем деления ЖЕЛ (мл) на массу тела (кг), т.е. рассчитывается, какой объем легких приходится на 1 кг массы тела. У мужчин индекс должен быть не менее 65-70 мл/кг массы тела. У мужчин индекс должен быть не менее 55-60 мл/кг (таблица 28):

ЖИ =

ОГК в покое (см) - рост (см)/2 = +5,8 для мужчин и +3,3 см для женщин. Если разница равна или превышает названные цифры, это указывает на хорошее развитие грудной клетки; если ниже указанных величин или имеет отрицательное значение это свидетельствует об узкогрудии (А.В. Чоговадзе, М.М. Круглый, 1977).

5. Индекс крепости телосложения (индекс Пинье) выражает разницу между ростом стоя и суммой массы тела и окружности грудной клетки на выдохе: Х = Р-(М+О), где Х - индекс, Р - рост стоя в см, М - масса тела в кг, О - окружность грудной клетки в фазе выдоха в см. Чем меньше разность, тем выше показатель физического развития, крепости телосложения (при отсутствии избыточных жировых отложениях). Индекс меньше 10 - телосложение крепкое, от 10 до 20 - хорошее, от 21 до 25 - среднее, от 26 до 35 - слабое, более 36 - очень слабое (табл. 21).
Таблица 21

Средние показатели жизненного индекса у школьников разного возраста (мл/кг)


Возраст, годы

Мальчики

Девочки

7 - 10

51 – 55

42 – 49

11 – 13

49 – 53

42 – 46

14 – 15

53 – 57

46 – 51

16 – 18

55 – 63

48 – 55

Производя соответствующие расчеты, сделайте выводы по каждому индексу отдельно и общий вывод по большинству показателей.

Задания для самостоятельной работы
Подготовьте рефераты на тему:

1. Понятие здоровья и его критерии.

2. Общественное и индивидуальное здоровье.
Вопросы для беседы


  1. Дайте определение понятию здоровья.

  2. Какие показатели здоровья населения вам известны?

  3. Перечислите способы оценки показателей популяционного здоровья.

  4. Каким образом рассчитывается показатель социально-трудового потенциала населения?

  5. Дайте подробные характеристики показателей здоровья населения.

  6. Какие показатели физического развития вы знаете?

  7. В чем заключается метод стандартов?
8. В чем заключается метод индексов?
Занятие 4

Для определения роста надо встать на платформу ростомера, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком.

Вывод: У меня в классе 13 мальчиков. Из них семь человек имеют средний рост, у пятерых рост выше среднего, и у одного рост очень высокий- >181,6 см.

У меня в классе 7 девочек. Из них трое имеют средний рост, трое рост выше среднего, и одна ученица имеет высокий рост.

Для увеличения на 5-10 см роста обязательно:

Правильное питание.

Правильное питание - это основа увеличения роста. Какое питание способствует увеличению роста, какая еда стимулирует увеличение роста?

Завтрак - главная еда за день. После сна твой организм имеет наиболее растянутую и расслабленную форму и лучше всего принимает полезные вещества. Это то, что нам нужно.

Итак, на завтрак ешь только зерновые продукты (крупы). Это:

  • -КАША (гречневая; овсянка и «геркулес»; перловка; кукурузная; пшенка; рисовая.) Лучше на молоке. Ешь как можно больше.
  • - Хлеб (из цельного зерна).
  • -Чай (Можно с молоком.).

К сожалению, сухие хрустящие хлопья, звездочки, колечки, которые нужно заливать молоком, не имеют питательных, для увеличения роста, веществ. Они никак не стимулируют рост и их можно вносить в свой рацион питания только для разнообразия.

В дневном рационе должно быть как можно больше растительной и белковой пищи.

Овощи и фрукты (морковь; горох; бобы; фасоль; орехи; укроп; эстрагон; чабер; базилик; майоран; салат; шпинат; петрушка; сельдерей; лук; ревень; кукуруза; бананы; апельсины; земляника; клюква; черника).

В день, нужно съедать, минимум килограмм свежих овощей и фруктов.

Супы и бульоны (Сами по себе супы и бульоны не стимулируют твой рост, но они активизируют обмен веществ в организме, что немаловажно. Не добавляй в суп «бульонные кубики», т.к. они содержат вредные вещества.)

  • -Мясо (Свинина, говядина и т.д., лучше варенная. 1 раз в 2 дня)
  • -Молочные продукты (кефир; творог; сливки; молоко; сметана; сыр)
  • -Печень, почки.
  • -Рыба (лучше варенная. 1 раз в 2 дня)
  • -Птица (Курица. Белое куриное мясо. Кожу лучше не есть.)
  • -Сок (морковный; апельсиновый. 1 литр в день.)
  • -Хлеб (из цельного зерна).
  • -Ужин.
  • -Спать голодным нельзя! - Запомни это. Если хочешь увеличить рост, то за час-два до сна нужно хорошо поесть. Вот что нужно есть вечером:
  • -Молочные продукты (кефир; творог с медом; сливки; молоко; сметана; сыр)
  • -Яйца (вареные). Каждый день перед сном.
  • -Свежие фрукты и овощи

Чтобы продукты сохраняли больше активных и полезных, для увеличения роста, веществ, их нужно меньше варить и парить! Если у тебя аллергия и т.п. на некоторые продукты, то поищи альтернативы.


Цель: знакомство с методами исследования физического развития, привитие навыков антропометрии; оценка показателей здоровья студентов, их соответствия возрастным нормам.
Оборудование: ростомер, напольные весы, сантиметровая лента (2-3 шт.), различные динамометры, спирометры, спирт, вата.
Теоретическое введение Что такое здоровье? Какие показатели здоровья населения вам известны? Перечислите известные вам способы оценки показателей популяционного здоровья. В чем сущность метода стандартов и метода индексов?
Здоровье - одна из несомненных ценностей человека. В документах Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а «состояние полного физического, духовного и социального благополучия». Оно формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий.
Показатели здоровья являются наиболее объективными и надежными критериями при оценке благоприятного или неблагоприятного влияния факторов внешней среды на рост и развитие организма. Их знание позволяет обосновать профилактические мероприятия по охране и укреплению здоровья.
Для оценки влияния факторов окружающей среды на состояние здоровья человека используют различные группы признаков: демографические показатели (рождаемость, средняя продолжительность жизни, смертность), уровень заболеваемости и травматизма, оценку физиологического состояния организма, соответствующую его возрасту и др.
Одним из важных показателей здоровья является физическое развитие человека. В первую очередь оно оценивается по состоянию опорно-двигательной системы. Антропометрические исследования включают измерения длины тела (роста), массы, окружности грудной клетки и гармоничности физического развития.
Оценка функциональных возможностей организма выявляет степень развития дыхательной и сердечно-сосудистой систем. В основу функциональных проб положен учет изменения частоты пульса и дыхания в зависимости от положения тела или определенного мышечного напряжения.

Еще по теме Тема: Определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным:

  1. Работа 11 Определение показателей физического развития
  2. § 2. Ретроспектива идеи гармоничного и всестороннего развития личности
  3. Тема 4. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРЫ КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕСТВЕ

Физическое развитие считаетсягармоничным, если все исследуемые антропометрические показатели соответствуют одному к тому же центильном ряду, либо допускается отклонение их между собой в пределах соседнего центиля. Большая разница свидетельствует о негармоничном развитии.

Антропометрическая оценка методом центилей почти всегда овпадает с оценкой состояния здоровья у детей, подростков и молодежи. данный метод имеетпреимущества перед другими, он объективен, орректен, сопоставим, прост в использовании и позволяет следить за.инамикой антропометрических данных, увидеть изменения показателей - зависимости от возраста. При этом сразу будут получены данные, арактеризующие качество развития (средний уровень, выше среднего, высокое, или ниже среднего, низкое).

Пример: юноша 17 лет имеет рост 181,2 см, вес 70,6 кг, окружность груди 92,2 см, окружность головы 58 см. Все "антропометрические параметры находятся в центильных таблицах в пределах 75 центиля, что соответствует среднему гармоничному уровню физического развития.

Или другой пример: юноша 17 лет имеет рост 187,9 см (97 центиль), массу 46,4 кг (3 центиль), окружность головы 58 см (75 центиль), окружность груди 80,1 см (10 центиль). Из последнего примера видно, что рост молодого человека высокий, масса низкая, окружность головы соответствует среднему возрастному уровню развития, а окружность груди ниже среднего. Физическое развитие негармоничное.

Гармоничность физического развития можно оценить, используя двухмерный квадрат гармоничности в котором имеются шкалы длины и массы тела, необходимо лишь найти место пресечения центильных рядов массы и длины тела.

Физическое развитие считается:
- Гармоничным, и соответствующим возрасту - если все антропометрические показатели находятся в пределах 25 - 75 центиля.
- Гармоничным, опережающим возраст - если полученные результаты соответствуют 90 - 97 центилю.
- Гармоничным, но с отставанием от возрастных нормативов - если данные обследуемого находятся в пределах 3-10 центиля. Все остальные варианты говорят онегармоничном развитии.



Обладателю любого варианта вне центрального квадрата гармоничности, надлежит обследоваться у врача с целью выяснения причины этого явления.

Квадрат гармоничности (Вспомогательная таблица для оценки физического развития).

Метод Поля Брока

Кроме центильного способа оценки физического развития, разработанного лишь для детей и молодежи до 17 лет, существуют и другие. Самым приблизительным и старым является расчет идеального веса по формуле, предложенной 100 лет назад французским антропологом Полем Броком:

Идеальный вес (кг) = рост (см) - 100

Эту формула в настоящее время преобразована следующим образом:

Для мужчинИдеальный вес (кг) = 0,9 (рост (см) - 100)

Для женщинИдеальный вес (кг) = 0,85 (рост (см) - 100)

Формула Брока не учитывает того, что у женщин значительно больший слой подкожного жира, чем у мужчин; что возраст человека вносит свои коррективы в расчеты и т.д.

По мнению многих диетологов, расчеты веса по формуле Брока могут привести к тому, что некоторые люди высокого роста будут считать свой вес нормальным, хотя на самом деле они страдают избыточным, и наоборот, некоторые низкорослые, чей вес в норме, считать его избыточным.

Индекс Кетле

Более абстрактным, но тем не менее надежным показателем гармоничности развития, используемым во многих странах мира при включении договора страхования, является так называемый (индекс массы), или индекс Кетле. В расчет его вводятся все те же величины и формула выглядит следующим образом:

Пример: вес обследуемого 67 кг, а его рост 1,74 м. Проведя несложное вычисление, получим результат 22,01. Для его оценки необходимо знать следующее. Индекс Кетле для женщин в норме должен быть равен 19-24, а для мужчин -20-25. Если значения индекса равно 26, или превышает этот показатель, то речь идет о вредном для организма избытке веса. Об ожирении I ст говорят, если индекс Кетле равен 26-30; II ст - если 30-40; III ст - если более 40. Если индекс Кетле ниже указанных нормативов, то это указывает на дефицит веса.

Вес тела и тип телосложения

Несомненно, что между весом тела и типом телосложения имеется связь, при этом одна и та же величина массы тела у хрупкого и плотного человека, при одинаковом росте, характеризует их физическое развитие по разному. Идеальный вес взрослого человека в зависимости от типа телосложения можно узнать из таблиц и номограмм, предлагаемых в дидактическом материале на практическом занятии. Воспользовавшись которыми, оценивают процент отклонения веса тела от идеальной величины. Это делают ниже представленным способом расчета отклонений от идеального веса.

Отклонение от массы тела

Воспользовавшись, одним из предложенных способов (центильным, методом Поля Брока, номограммами) узнают, каким должен быть идеальный вес тела в зависимости от возраста, пола, роста, или других антропометрических показателей. Но не всегда реальный вес соответствует идеальному. Для того, чтобы выяснить имеется ли недостаток или избыток веса тела достаточно провести следующий расчет по формуле:

Дефицит (избыток) веса тела = Идеальный вес - Реальный вес

Если полученное число положительное, то это указывает на дефицит массы тела. А если при вычислении получается отрицательный результат, то это говорит об избыточной массе тела.

В таких случаях бывает необходимо оценить отклонение реального веса от идеального. Делается это следующим образом:

Идеальный вес

Если реальный вес отличается от идеального в пределах 10 % в обе стороны это допустимое отклонение. Превышение возрастной нормы веса на 15-25% соответствует ожирению 1 степени; на 25-50% - 2 степени; на 50-100% - 3 степени; более чем на 100% - 4 степени. Снижение веса ниже нормы называют гипотрофией. Если дефицит составляет 10 до 20% - это гипотрофия 1 степени; от 20 до 30% - 2 степени; более 30% - 3 степени (данную степень гипотрофии еще называют дистрофией).

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!